Компетентностно-ориентированные задания по химии на тему Карбоновые кислоты
Коваленко Елена Ивановна, учитель химии МОУ «Вейделевская СОШ»
По предмету Химия
По теме Карбоновые кислоты
Класс: 9
Пояснительная записка
Цель научиться применять полученные знания и умения по теме «Карбоновые кислоты» для решения практических задач в повседневной химии.
Планируемый результат выбрать и использовать нужную информацию для решения новой учебной задачи, применить на практике ранее полученные знания и способы действия; осуществить самоконтроль и оценку своей деятельности.
Компетенция: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная
Тип КОЗ: ситуационный.
КОЗ ориентировано на оценивание информационно-коммуникативной компетентности.
Содержание КОЗ
Стимул Вы отправились на экскурсию по экологической тропе школы. Одна из остановок этой тропы – «Осторожно, Муравейник!». Один из твоих товарищей не обратил внимание на название остановки и нечаянно наступил на муравейник. За что житель муравейника его и укусили.
Формулировка Используя информацию, ответьте, почему болит место укуса, приведите формулу вещества, которое было «впрыснуто» в ногу товарища. Какое вещество из походной аптечки может помочь, приведите его формулу. Составьте уравнение реакции.
Источник информации При укусе муравей впрыскивает в ранку свой яд, состав которого достаточно сложен, но основным раздражающим веществом является муравьиная кислота (метановая кислота). В этом месте ощущается боль, сравнимая с ощущениями от комариного укуса. Кислоты разъедают ткани, вызывают ожог кожи.
Муравьиная кислота относится к кислотам средней силы, а из одноосновных предельных кислот является самой сильно и вызывает сильные ожоги на коже.
Бланк выполнения задания 1.___________________________
2._____________________________
3.______________________________
Технология оценки результативности Товарищ получил «химический ожог», формула метановой или муравьиной кислоты НСООН (2 балла)
Нейтрализовать муравьиную кислоту может нашатырный спирт, из аптечки. Формула нашатырного спирта NH4OH (NH3 * H2O) (2 балла)
Составлено уравнение реакции: HCOOH + NH4OH=HCOONH3 + H2O (2 балла)
Максимальное количество баллов – 6.
Основные этапы выполнения задания Деятельность школьников на данном этапе Деятельность преподавателя на данном этапе Используемые технологии обучения и преподавания Комментарии и методические указания
1. Группа получает задание Получение задания, прочтение информации Пояснение к полученному заданию Информационные
(прочтение информации, извлечение первичной информации)
Поиск и выделение необходимой информации
2.Обсужде-ние задания и хода его выполнения Ответы на вопросы задания, составление формулы кислоты, уравнения реакции Разрешение конфликтов в ходе выполнения задания, проверка выполнения задания Коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия)
Самостоятель-ное создание способов решения проблем
Технология проблемного обучения
Технология исследовательского обучения
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметный результат. Определять понятия «металл», «пластичность», «теплопроводность», «электропроводность». Описывать положение элементов-металлов в ПСХЭД.И. Менделеева. Классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы (по физическим свойствам, по положению атомов в ПСХЭД.И. Менделеева).
2. Метапредметный результат. Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-металлах. Самостоятельно изучать свойства металлов при соблюдении правил техники безопасности – действовать по алгоритму. Наблюдать, описывать наблюдения, делать выводы при работе с коллекциями металлов. Получать и анализировать химическую информацию из различных источников (видеосюжеты, демонстрационные опыты, творческие задания). Работать в команде из 4-х человек, отвечать за достижение коллективной цели. Метапредметный результат достигается в ходе формирования регулятивных, коммуникативных и предметных УУД.
3. Личностный результат. Осознавать необходимость бережного отношения к природе на примере добычи полезных ископаемых (в том числе железной руды). Проводить анализ своих успехов и неудач при освоении темы «Простые вещества – металлы» с использованием техник самооценки и взаимооценки. Личностный результат достигается в ходе формирования личностныхУУД.
Коваленко Елена Ивановна, учитель химии МОУ «Вейделевская СОШ»
По предмету Химия
По теме Физические и химические явления
Класс: 8
Пояснительная записка
Цель научиться моделировать физические и химические явления в жизни
Планируемый результат выбрать и использовать нужную информацию для решения новой учебной задачи, применить на практике ранее полученные знания и способы действия; наблюдать, описывать наблюдения, делать выводы при работе с предложенными веществами; получать и анализировать химическую информацию из различных источников осуществить самоконтроль и оценку своей деятельности.
Компетенция: учебно-познавательная, информационная, практическая, коммуникативная
Тип КОЗ: ситуационно - практический
КОЗ ориентировано на оценивание практической, коммуникативной компетентности.
Содержание КОЗ
Стимул В школе проходит декада естественных наук. Ваш класс принимает участие во внеклассном мероприятии по химии. Необходимо подобрать и показать различные химические реакции.
Формулировка Из предложенного материала самостоятельно смоделируйте физические и химические явления (стакан, лёд, тёплая вода, спиртовка, спички, уксус, сода, бенгальская свеча, медная проволока, картофель, раствор йода, кусочек белого хлеба)
Источник информации Физическими называются такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только их агрегатное состояние или форма.
Химическими называют такие явления, в результате которых из данных веществ образуются другие
Признаки химических реакций: изменение цвета, появление запаха, выделение тепла и света, выделение газа, образование осадка
Бланк выполнения задания По результатам наблюдений заполните таблицу:
№ экспери-
мента
Описание опыта Наблюдаемое явление Тип явления
1 2 3 4 Технология оценки результативности № экспери-
мента
Описание опыта Наблюдаемое явление Тип явления
1 В стакан налили теплую воду и положили кусочек льда Лёд растаял физическое
2 К соде добавили уксус Выделялся газ химическое
3 Подожгли бенгальскую свечу Появление света, запаха химическое
4 Подожгли спиртовку и в пламя внесли медную проволочку Проволочка почернела химическое
5 На картофель капнули йод Синяя окраска химическое
6 На белый хлеб капнули йод Синяя окраска химическое
7 Сделали из медной проволочки фигурку Изменилась форма физическое
За каждое смоделированное явление 1 балл, по одному баллу за определенный признак и тип явления – 3 балла за каждую верно заполненную строку
7 баллов – таблица заполнена полностью, нет ошибок и неточностей, при выполнении опытов соблюдены правила техники безопасности, нет ошибок.
5 балла – в таблице есть пропуски, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.
3 балл – в таблице более 3 пропусков, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.
0 баллов - таблица не заполнена, много ошибок.
Основные этапы выполнения задания Деятельность школьников на данном этапе Деятельность преподавателя на данном этапе Используемые технологии обучения и преподавания Комментарии и методические указания
1. Группа получает задание, делят между собой обязанности Получение задания, прочтение информации Пояснение к полученному заданию Информационные
(прочтение информации, извлечение первичной информации)
Технология исследова-тельского обучения
2.Обсуждение задания и хода его выполнения Моделирование процессов с соблюдением ТБ
Инструктаж по ТБ Коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия)
3.Заполнение таблицы Обсуждение результатов и заполнение таблицы Коммуникативные
(обсуждение полученных результатов))