«Проблема исследования интеллекта детей в современной психолого-педагогической диагностике»


НОО ВПО НП
«ТУЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ»
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Печникова Елена Сергеевна
Руководитель Творогова Татьяна Сергеевна
Дата выдачи задания « » 20 г.
Тема курсовой работы
«Проблема исследования интеллекта детей в современной психолого-педагогической диагностике»
Содержание курсовой работы (по главам)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая литература
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Срок сдачи « » 20 г.
Руководитель ________________________ ______________
Студент __________________________________ ______________
НОО ВПО НП
«ТУЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ»
Отзыв
О курсовой работе
Студент __________________________________________________________
Тема курсовой работы: «Проблема исследования интеллекта детей в современной психолого-педагогической диагностике»
Положительные стороны:___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Перечень недостатков работы: _____________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Оценка работы:___________________________________________________
Руководитель ______________________ __________
« » 20 г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc448514224 \h 3Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей развития детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет PAGEREF _Toc448514230 \h 61.1 Особенности психического развития детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет PAGEREF _Toc448514231 \h 6Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет PAGEREF _Toc448514232 \h 112.1 Методы и организация исследования PAGEREF _Toc448514233 \h 112.2 Анализ результатов диагностического обследования PAGEREF _Toc448514235 \h 172.3 Методические рекомендации для работы по развитию детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет PAGEREF _Toc448514236 \h 23Заключение PAGEREF _Toc448514237 \h 28Список использованной литературы PAGEREF _Toc448514238 \h 30
ВведениеНачиная с трех-четырех, лет дети испытывают обостренную потребность в том, чтобы почувствовать свою значимость и компетентность. Очень важно реализовывать данную потребность таким образом, чтобы это помогало закладывать ценные черты личности ребенка. Правильное физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, пожалуй, больше всего определяет их дальнейшее здоровье и развитие. Именно поэтому родителям и педагогам необходимо уделять особенное внимание детям возраста до 6 лет. 
Для того чтобы ребенок развивался нормально, необходимо с самого раннего возраста эмоциональную и биопсихическую связь, дабы нейтрализовать неприятные и острые впечатления малыша от адаптации к детскому саду и школе. Необходимо постепенно приучать ребенка к правильному режиму и прививать ему здоровые навыки. Следует обеспечить ребенка спокойной обстановкой, стараться не ругаться при ребенке и не проявлять агрессию, требовать от ребенка только то, что он реально может дать. Одним из важнейших аспектов жизни ребенка является развитие памяти, внимания, мышления и речи ребенка с помощью специальных игр и упражнений.
К моменту появления на свет мозг малыша полностью сформирован, но нервная система еще не развита. После рождения начинается интенсивное совершенствование сети нервных волокон, которые помогают ребенку овладеть речью, движениями и т.д. Идет активная подготовка мозга малыша к мышлению, освоению новых знаний, умений и навыков. Таким образом, процесс развития ребенка начинается с момента рождения и его качество во многом зависит не только от действий родителей.
У каждого ребенка свои нормы биологического созревания и в процессе роста малыш получает свой жизненный опыт. Конечно, большую роль в формировании личности дошкольника играют природные качества и методы воспитания, условия в которых происходит рост и развитие ребенка.
Созревание головного мозга сопровождается образованием нейронных связей. Активно используемые сохранятся надолго, а те, которые не используются – со временем исчезнут, примерно к подростковому возрасту. Поэтому все надо делать в соответствии с возрастом ребенка, вовремя, и не навязывать ему лишних знаний и умений, иначе можно потерять все, что уже имеется.
Ребенок дошкольного возраста старается повторять действия взрослых, постепенно овладевая различными видами деятельности. Как правило, в этом возрасте он активно познает мир за пределами своей семьи, следует давать ему возможность развиваться, поощрять его интерес и увлечения. Большую роль в развитии ребенка играют ролевые и другие игры, они помогают ребенку в формировании и осознании его собственного Я.
В это же время закладываются основы учебной и трудовой деятельности, именно в это время взрослые должны оценивать труд дошкольника, но не в категоричной форме, а советом, как достичь лучшего результата. Это поможет ребенку научиться слушать взрослых и действовать по образцу, что очень пригодится ему в дальнейшей жизни – при обучении в школе и прочих учебных заведениях.
Для полноценного развития ребенка дошкольного возраста следует знать особенности его развития, так как именно это поможет педагогу в воспитании и обучении ребенка. Исходя из этого, тема нашей работы является актуальной на сегодняшний день.
Целью нашей работы является изучение особенностей развития детей дошкольного возраста с 3 до 6 лет.
Объектом нашего исследования являются особенности развития детей дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования являются уровень развития психических функций и речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:Изучить научную, методическую литературу по исследованию особенностей развития детей дошкольного возраста.2. Провести теоретический анализ особенностей развития детей данного возраста. 3. Провести экспериментальное исследование особенностей психического развития и речи у детей дошкольного возраста.4. На основании теоретического анализа и эксперимента сделать выводы об особенностях развития детей дошкольного возраста.Методологической основой нашей работы являются основные положения, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой, Е.И.Радиной, З.М. Богуславской, А.И.Сорокиной.
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: теоретический и практический анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы, компилятивный метод.
Новизна работы заключается в следующих позициях:
– анализ и обобщение отечественных и зарубежных работ последнего
десятилетия по вопросам игровой деятельности дошкольников;
– проведение исследования по теме и определение рекомендаций по работе с детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость: данная работа, результаты исследования, предложенные рекомендации предназначены для развития детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей развития детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет1.1 Особенности психического развития детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет
Дошкольное детство – это период от 3 до 6 лет. На этом этапе появляются психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развитие детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.
У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали [1;89].
Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.
Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.
У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.
Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.
Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.
Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.
Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет [2;128].
Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»), С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.
Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.
Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 6 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.
Ребенок 4—5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.
Для детей 6 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 6 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.
На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет [4;281].
Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.
Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.
Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.
В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.
Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.
Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка. Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.
Эмоциональная сфера для дошкольников является в основном спокойной, в ней отсутствуют сильные, аффективные вспышки и конфликты из-за незначительных поводов. Однако в силу этого насыщенность эмоциональной жизни не снижена в жизни малыша. Один день ребенка наполнен огромным количеством эмоций, порой ближе к вечеру он устает настолько, что может чувствовать изнеможение. Нужно учитывать, что в это время происходит смена эмоциональных процессов.
В раннем периоде, то есть детстве ребенка в состав эмоций входили моторные и вегетативные реакции (если ребенок переживает обиду, то плачет, бросается на кровать, закрывает лицо ладошками, а может даже беспорядочно двигаться и выкрикивать бессвязные слова, пульс слишком частый, а дыхание неровное).
Данные реакции сохраняются, следовательно, и у дошкольников, хотя по своему внешнему виду основное выражение каких-то эмоций становится у некоторых детей несколько более сдержанным. Отныне ребенок может печалиться и радоваться не только из-за того, чем он занят в данную минуту, но и касательно того, что он будет делать в будущем.
Всё, чего касается дошкольник – рисование, игра, конструирование, лепка, подготовка к школьной жизни, помощь дорогой маме при выполнении домашних дел и прочее – обязательно должно иметь яркую, насыщенную эмоциональную окраску, иначе вся осуществляемая деятельность не произойдет или очень быстро разрушится.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет
2.1 Методы и организация исследованияИзучение особенностей развития ВПФ и речи у дошкольников проводилось в МОУ «Арсеньевская СОШ» (д/с № 2 «Улыбка»)
В исследовании принимали участие дети от 3 до 6 лет в количестве 10 человек. В исследовании были задействованы следующие методики [8;328]:
Восприятие и ощущение:
Методика 1. Особенности восприятия цвета
При подготовке исследования используются 2 набора бумаги, по 5 листов разного цвета форматом 10x15 см. В первом наборе посредине каждого листа находится белый квадрат размером 6x6 см. Во втором наборе на белом квадрате нарисован заяц. Были сделаны также квадраты размером 6x6 см тех же цветов, что и в основных наборах. Для создания игровой ситуации используется игрушечная лиса. Эксперимент проводится индивидуально с ребенком 5 лет.
Первая часть. Перед ребенком выкладывается первый набор и квадраты, и предлагается закрыть белый квадрат на большом листе маленьким квадратом так, чтобы они соответствовали по цвету. При этом взрослый не называет цвет.
Вторая часть. Перед ребенком выкладывается второй набор и квадраты, показывается игрушечная лиса. Затем предлагается спрятать зайца от лисы, закрыв окошко в заячьем домике квадратиком такого же цвета. При этом сам цвет не называют.
Обработка данных. Количество правильных ответов по 2 сериям фиксируют в таблице по возрастам. Делают выводы о том, как влияет игровая ситуация на различение цвета.
Методика 2. «Чем залатать коврик?»
Цель: исследование зрительного восприятия.
Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Испытуемого относят к одному из 4 уровней в зависимости от способа выполнения задания:
I уровень - дети выполняют задание на основе зрительного анализа;
II уровень - дети выполняют задание, прикладывая и сравнивая кусочки материи друг к другу;
III уровень - дети выполняют задание путем проб и ошибок;
IV уровень - дети осуществляют нецеленаправленные действия.
Память:
Методика 1. «Выучи слова»
Цель: исследование слуховой памяти.
Оборудование: набор односложных слов,  не связанных непосредственно между собой (дерево, кукла, вилка, телефон, птица, пальто, человек, книга).Процедура обследования: 
Ребёнку медленно, с интервалом в 1-2 секунды, предъявляются слова. До предъявления слов даётся установка: «Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить».После предъявления слов даётся инструкция: «Повтори слова, которые запомнил, в любом порядке».
Оценка выполнения задания: 
0 – не воспроизвёл ни одного слова,
1 – воспроизвёл 1-2 слова с помощью взрослого,
2 – воспроизвёл 1-2 слова самостоятельно,
3 – воспроизвел 3-4 слова самостоятельно,
4 – воспроизвёл 5-6 слов самостоятельно,
5 – воспроизвёл 7-8 слов самостоятельно.
Методика 2. «Десять картинок»
Цель: изучение кратковременной зрительной памяти.
Оборудование: 10 картинок с изображением знакомых предметов.
Процедура обследования:
Ребёнку по очереди предъявляются 10 картинок. Время демонстрации картинки 3 секунды. До предъявления картинок даётся установка: «Внимательно посмотри на картинки, которые я буду показывать и постарайся запомнить, что на них нарисовано».
После предъявления картинок даётся инструкция: «Назови, какие предметы ты видел на картинках».
Оценка выполнения задания:
0 – не назвал ни одного предмета,
1 – назвал 1-2 предмета,
2 – назвал 3-4 предмета,
3 – назвал 5-6 предметов,
4 – назвал 7-8 предметов,
5 – назвал 9-10 предметов.
Мышление:
Методика 1."Времена года"Эта методика предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.Оценка результатов:
10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий. 
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий. 
0-3 балла – очень низкий. 
Внимание:
Методика 1 . "Найди отличие"
Эта методика предназначена для детей 4-7 лет и позволяет определить уровень внимания.
Задание ребенку:
Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.
Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания - 4 минуты.
 Оценка результатов:
16-17баллов — высокий уровень;    
13-15 баллов — выше среднего;  
8-12 баллов - средний уровень;
4-7балла — ниже среднего;
0-3 балла — низкий уровень.
Результаты обследования представлены в следующем пункте нашей работы.
Речь:
Методика 1.
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 3-6 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики.
Инструкция: Нужно придумать как можно больше слов на букву К. (время – 1 минута).
10-15 слов - высокий уровень
5-9 средний уровень
Менее 5 – низкий уровень
Методика 2.
Определяет умение образования предложений с конкретными словами, развитие связной речи.
 Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова: 
Мышь, лес, болото, мяч, поросенок.
5 предложений - высокий уровень
2-4 предложения – средний уровень
Менее 2 – низкий уровень.
Методика 3.
Выявление уровня развития словообразования.
Как будет называться маленький предмет? 
Собака, стол, стул, чашка, яблоко…
10-15 слов - высокий уровень
5-9 средний уровень
Менее 5 – низкий уровень
2.2 Анализ результатов диагностического обследованияВ ходе эксперимента, направленного на изучение особенностей развития ВПФ и речи детей дошкольного возраста, были проведены методики, которые показали нам следующие результаты:
Таблица 1. Методика «Особенности восприятия цвета»
Обследуемый Баллы Уровень развития восприятия
Маша С. 5 Высокий
Артем Б. 4 Выше среднего
Вика К. 5 Высокий
Даша Л. 4 Выше среднего
Полина Е. 5 Высокий
Кирилл С. 5 Высокий
Марк Г. 4 Выше среднего
Саша О. 4 Выше среднего
Тимофей П. 3 Средний
Кирилл Г. 5 Высокий
Таблица 2. Методика «Чем залатать коврик?»
Обследуемый Уровень развития восприятия
Ксюша В. 1й уровень
Соня М. 2й уровень
Федор Ц. 1й уровень
Софья Г. 2й уровень
Егор С. 1й уровень
Мия Р. 1й уровень
Лена Ш. 2й уровень
Ксения П. 1й уровень
Юра П. 3й уровень
Настя П. 2й уровень
Исходя из вышеизложенных результатов, мы можем сказать, что у детей данной группы восприятие находится на высоком уровне, некоторые дети допускали ошибки, которые замечали после указания воспитателя и сразу же исправляли. Это говорит о том, что восприятие детей развито и находится в пределах возрастной нормы. Стоит сказать о том, что обсл. № 9 имеет более низкий уровень развития восприятия, но, хотелось бы указать, что данный ребенок является самым младшим по возрасту из всей группы, именно это и может быть причиной допущенных ошибок.
Таблица 3. Результаты Методики «Выучи слова»:
Обследуемый Баллы Уровень развития слуховой памяти
Данила Д. 4 Выше среднего
Полина Е. 4 Выше среднего
Настя Ж. 5 Высокий
Даша Ч. 4 Выше среднего
Георгий П. 4 Выше среднего
Лиза Ю. 5 Высокий
Агния Б. 5 Высокий
Илья Ш. 5 Высокий
Денис Д. 4 Выше среднего
Элина М. 4 Выше среднего
Таблица 4. Результаты Методики «Десять картинок»:
Обследуемый Баллы Уровень развития зрительной памяти
Данила Д. 4 Выше среднего
Полина Е. 5 Высокий
Настя Ж. 5 Высокий
Даша Ч. 4 Выше среднего
Георгий П. 5 Высокий
Лиза Ю. 5 Высокий
Агния Б. 4 Выше среднего
Илья Ш. 5 Высокий
Денис Д. 4 Выше среднего
Элина М. 4 Выше среднего
Данные результаты говорят нам о том, что уровень развития памяти у детей данной группы является высоким и выше среднего, что есть норма для детей данной возрастной группы. Дети допускают некоторые ошибки в ходе выполнения заданий, но быстро исправляют замечания, некоторые из них затрудняются, но находят ответ с помощью воспитателя.
Таблица 5. Результаты методики «Времена года»:
Обследуемый Баллы Уровень развития мышления
Данила Д. 10 Высокий
Полина Е. 9 Высокий
Настя Ж. 7 Выше среднего
Даша Ч. 8 Выше среднего
Георгий П. 8 Выше среднего
Лиза Ю. 9 Высокий
Агния Б. 10 Высокий
Илья Ш. 10 Высокий
Денис Д. 9 Высокий
Элина М. 9 Высокий
Мышление детей данной группы так же является развитым и находится в пределах возрастной нормы. Хотелось бы отметить, что большая часть обследуемых имеют очень высокий уровень развития мышления, данные дети за отведенное время правильно назвали и связали все картинки с временами года, указав на каждой из них по нескольку признаков определенного времени года.
Большее количество детей правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, назвав при этом меньшее количество признаков.

Таблица 6. Результаты методики «Найди отличие»:
Обследуемый Баллы Уровень развития внимания
Данила Д. 16 Высокий
Полина Е. 17 Высокий
Настя Ж. 17 Высокий
Даша Ч. 15 Выше среднего
Георгий П. 14 Выше среднего
Лиза Ю. 13 Выше среднего
Агния Б. 14 Выше среднего
Илья Ш. 16 Высокий
Денис Д. 13 Выше среднего
Элина М. 15 Выше среднего
Данная методика помогает нам выявить то, что дети имеют высокий уровень развития внимания, и уровень выше среднего. Один ребенок показал средний уровень развития внимания. Данное задание заинтересовало детей, дети активно искали отличия.
Таблица 7. Результаты методики 1 «Уровень развития словарного запаса»:
Обследуемый Баллы Уровень развития внимания
Полина К. 15 Высокий
Ярослав С. 13 Высокий
Виктория К. 11 Высокий
Захар М. 9 Средний
Иван К. 8 Средний
Виталик Б. 6 Средний
Андрей К. 7 Средний
Даша М. 15 Высокий
Диана М. 3 Низкий
Артем Р. 12 Высокий
Из таблицы мы видим, что 5 детей имеют высокий уровень развития словарного запаса, дети назвали от 10 до 15 слов на предложенную букву, у 4 детей средний уровень развития словарного запаса, и у 1 ребенка выявился низкий уровень развития словарного запаса, он назвал всего лишь 3 слова.
Таблица 8. Результаты методики 2 «Уровень развития связной речи»:
Обследуемый Баллы Уровень развития внимания
Полина К. 5 Высокий
Ярослав С. 4 Высокий
Виктория К. 5 Высокий
Захар М. 3 Средний
Иван К. 5 Высокий
Виталик Б. 3 Средний
Андрей К. 2 Средний
Даша М. 4 Высокий
Диана М. 2 Средний
Артем Р. 4 Высокий
Из таблицы мы видим, что у 6 детей выявился высокий уровень развития умения составлять предложения, а так же развитие связной речи. Дошкольники составили 4-5 предложений с определенными словами, не испытывая при этом трудностей. У 4 детей наблюдается средний уровень развития данных аспектов, они составили 2-3 предложения без помощи педагога.
Таблица 9. Результаты методики 3 «Уровень развития словообразования»
Обследуемый Баллы Уровень развития внимания
Полина К. 15 Высокий
Ярослав С. 13 Высокий
Виктория К. 11 Высокий
Захар М. 9 Средний
Иван К. 8 Средний
Виталик Б. 6 Средний
Андрей К. 7 Средний
Даша М. 15 Высокий
Диана М. 3 Низкий
Артем Р. 12 Высокий
Из таблицы мы видим, что 5 детей имеют высокий уровень развития словообразования, дети образовали от 10 до 15 слов, у 4 детей средний уровень развития, и у 1 ребенка выявился низкий уровень развития словообразования, он назвал всего лишь 3 слова.
Таким образом, исходя из полученных нами результатов эмпирического исследования, мы выяснили, что развитие ВПФ и речи у детей данной группы соответствует норме. Большинство дошкольников показало высокий уровень развития всех психических функций, а так же средний уровень развития исследуемых нами аспектов. Редко дети показывали низкий уровень развития той или иной функции.
В соответствии с результатами исследования мы считаем целесообразным предложить методические рекомендации по развитию и совершенствованию психических функций и речи у детей дошкольного возраста.
2.3 Методические рекомендации для работы по развитию детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет
Результаты нашего исследования показали, что ВПФ и речь у детей данной группы находятся на высоком уровне развития и уровне выше среднего, на среднем, но, несмотря на это педагог должен продолжать работы развитию детей в различных направлениях. Изучив литературу по теме, мы выделили основные направления работы воспитателя по развитию детей данной возрастной группы.
Разрешение проблемных ситуаций [20; 238]:
 В работе с детьми 3-4 лет широко используется такой прием. Воспитатель рассказывает короткую историю с простым сюжетом. Герои рассказа сталкиваются с различными несложными житейскими трудностями. Детям предлагается разрешить эти трудности и помочь героям найти выход из «сложных» ситуаций. Но педагог не просто рассказывает историю, а одновременно рисует (упрощенно) происходящее карандашом на бумаге или мелом на доске. Предложенные детьми ответы также дорисовываются либо педагогом, либо детьми. Таким образом, проблема разрешается. 
Незатейливые истории позволяют активизировать у трехлетних малышей все психические процессы. Разбираясь в проблемах и находя для них решение, ребенок осознает взаимосвязи между различными предметами и явлениями, а также признаки, на основе которых и существует эта взаимосвязь. 
Проблемные рассказы-рисунки используются в любое удобное для педагога и детей время. Работу по ним можно проводить и со всей группой, и с несколькими детьми, и с одним ребенком [10;88]. 
Дидактические игры [17;88]:
Например, игры на закрепление основных цветов и форм:
«Собери по цвету». По комнате разбрасываются разноцветные кубики или мячики (красные, желтые, синие, зеленые). Так же в комнате расставляются коробки или корзинки с наклейками из цветной бумаги такого же цвета. Ребенок должен собрать кубики или мячики по цвету в коробки.
«Найди свой предмет». Взрослый показывает ребенку вырезанные из цветного картона карточки (красные, синие, зеленые). Так же по комнате расположены предметы (кубики, мячики, обручи и др.) такого же цвета. Если родитель показывает зеленую карточку, то ребенок должен подбежать к зеленому предмету и т. д.
«Найди домик». По комнате разбрасываются вырезанные из картона фигурки: круги, квадраты, треугольники. В комнате стоят коробки с наклейками в виде круга, квадрата, треугольника. Ребенок должен собрать разбросанные по комнате фигурки и положить каждую в соответствующую коробку – «домик».
Комментирование, разбор путаниц [18; 148]:
 Путаницы, так же как и загадки, являются уникальным средством умственного развития маленьких детей. В веселой, занимательной форме они помогают ребенку осознать различные признаки предметов (объектов, явлений), их взаимосвязь с окружающей действительностью. Учитывая, что примерно в три с половиной года у малышей появляется способность различать неточности в рисунках, педагог предлагает им путаницы в картинках. В несложный сюжет картинки вплетаются 1-2 неточности, ошибки, основанные на нарушении функции или назначения отдельных предметов (объектов, явлений).
Например: - на фоне летнего пейзажа стоит улыбающийся снеговик,
- вешалка в прихожей: на верхней полке, предназначенной для головных уборов, стоит обувь, а внизу, под пальто, разложены шапки и шляпы,
- мальчик ложкой забивает гвозди,
 - на фоне зимнего пейзажа стоит дерево с зеленой листвой и поющей птичкой на ветвях,
 - девочка перед зеркалом расчесывает волосы зубной щеткой,
 - мальчик одевает на ноги перчатки,
 - в зимнем лесу мальчик с корзиной в руках собирает грибы и т. п. 
Подобные сюжеты не только развивают детей, но и веселят, создают хорошее настроение и вызывают желание чаще рассматривать и обсуждать картинки-путаницы. 
Каждый раз, внося новую картинку-путаницу, воспитатель приглашает к себе всех желающих повеселиться, посмеяться и пошутить. Предложение достаточно заманчивое для трехлетних малышей. Удобно разместив детей у стола, воспитатель кладет перед ними одну картинку.
В течение последующих 3-5 минут педагог молча наблюдает за реакцией детей, прислушивается к их высказываниям, предположениям. Затем вступает с детьми в разговор по поводу содержания картинки-путаницы. Например, рассматривая картинку, на которой девочка расчесывает волосы зубной щеткой, воспитатель говорит: «Какая симпатичная девочка! Но что-то я не пойму, чем она занимается: то ли умывается, то ли причесывается. А вы как думаете?» Трехлетние малыши спешат помочь своему воспитателю разобраться в хитростях художника. Они старательно объясняют, показывают и даже поучают педагога.
 Разобравшись таким образом в ошибках художника, воспитатель благодарит детей, восхищается их сообразительностью и отзывчивостью: «Ах, теперь я все поняла. Художник по ошибке нарисовал не ту щетку. Это - зубная щетка. Ею чистят зубы, чтобы они не болели. А нарисовать надо было расческу. Да, ребята, без вас я вряд ли бы так быстро во всем разобралась. Спасибо вам, объяснили. Просто удивительно, до чего вы у меня умные и сообразительные. Молодцы!» 
В дальнейшем к рассматриванию знакомых картинок-путаниц дети могут неоднократно возвращаться по своему желанию. 
Без помощи взрослых растущему человеку здесь никак не обойтись. Необходима организация специальной педагогической работы, которая включает в себя следующие направления: 
- привлечение детей к совместной со взрослыми деятельности;
- отгадывание загадок; 
- комментирование и разбор путаниц;
- разрешение проблемных ситуаций;
 Рассмотрим направления работы, по развитию мотивации познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.
На участке детского сада [12;87]:
 Все дети любят гулять. Прогулка - это и веселые игры, и занимательные постройки, и захватывающие рассказы, и, конечно, встречи с природой. 
Воспитывая маленьких детей, надо стремиться заложить основы бережного, внимательного и созидательного отношения к природе. Формировать такое отношение необходимо через личные практические действия малышей, направленные на помощь различным представителям живой природы. Но трехлетний ребенок еще не знает, кому нужна его помощь и как ее оказывать. Поэтому воспитатель в течение года учит детей быть внимательными к окружающему, постоянно наблюдать, чтобы замечать происходящие изменения. Но внимание трехлетнего ребенка не может вместить многое, и поле совместной деятельности педагога с детьми ограничивается групповым участком. Пусть сначала малыши научатся наблюдать и помогать в пределах своего ближайшего непосредственного окружения. А как оказывать элементарную помощь растениям и насекомым, попавшим в беду, покажет воспитатель.
 Примерно один раз в 2-3 недели педагог со своими воспитанниками делает обход участка.
При этом можно увидеть:
- поломанную веточку на дереве,
- притоптанный цветок у дорожки,
- вырванный из земли кустик земляники, 
- росток деревца, выросший в неудачном месте,
 - обессилевшую бабочку и т. п.
 Никогда не проходите мимо этих «мелочей»! Остановитесь, привлеките внимание детей. Предложите подумать, почему так могло произойти, а главное – оказать посильную помощь.
Вместе с детьми:
- перевяжите сломанную веточку на дереве, 
- полейте гибнущий цветок,
- окопайте кустик земляники,
- пересадите деревце в сторону от дорожки, 
- аккуратно перенесите бабочку на цветок.
 Для этого потребуются лопатка, несколько совков, различные веревочки, бинтики и т. п. Все это хранится в пакете (коробке), который педагог по мере необходимости выносит на прогулку.
 В дальнейшем дети с воспитателем не забывают о своих подопечных и навещают их.
Постепенно периодический обход и осмотр участка превращается в хорошую и гуманную традицию группы, на основе которой у детей закладывается и крепнет созидательное отношение к окружающему миру, развивается желание познавать все новое. 
Заключение
Таким образом, изучив литературу по теме нашей работы, мы выяснили, что интеллект – это знания, которыми обладает человек. Но это определение можно назвать узким, так как интеллект – это еще и умение открывать для себя что-то новое, а затем применять полученное на практике. Развивать эту способность необходимо с рождения.
Главное, в развитии детей 3-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора.
Этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, а так же речи. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не следует отвечать ребенку односложно – «да» или «нет». Отвечайте развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать.
Важным показателем этого возраста 3-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком.
В данной работе мы изучили особенности развития детей в возрасте от 3 до 6 лет. Мы рассмотрели особенности как психического, так и речевого развития ребенка.
Нами было проведено исследование данных особенностей, с использованием определенных методик. После проведения исследования мы предложили направления работы, которая, по нашему мнению, будет способствовать полноценному психическому и физическому развитию детей данного возраста.
Исходя из выше изложенного, мы можем сказать, что цель нашей работы достигнута, задачи в ходе работы решены, практическая направленность имеет наглядное подтверждение.
Список использованной литературыБрежнева З. О Формирование познавательной активности у дошкольников.//Дошкольное воспитание.- 2008.- №2.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2012.
Горбушина, О. В. Взаимодействие педагогов общеобразовательных учреждений и родителей младших дошкольников с целью формирования мотивации к обучению / О. В. Горбушина // Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции : сб. матер. III Междунар. науч.-практ. конф. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014.
Горбушина, О. В. Динамика основных видов мотивации младших дошкольников в процессе обучения и воспитания / О. В. Горбушина // Сб. науч. тр. аспирантов и соискателей КГУ (педагогические науки). – Вып. 8. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010.
Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание.- 2011.- № 10.
Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: учеб. пособие. - М.; Воронеж: Издательство  Московского психолого-социального института: МОДЭК, 2015.
Кайл Р.В. Детская психология: Тайны психики ребенка/ Пер. с англ. Н. Миронова и др. - СПб.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2012.
Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром: М., 2015.
Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье.– М.: 2011.
Мухина В.С. Психология дошкольника.- М.: Просвещение, 2011.
Общая психология: Курс лекций: Для первой ступени пед. образования/Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2010.
Общая психология: Учеб. для вузов / Под общ. ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2013.
Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов/Под ред. С.А. Хмелевской. - М.: Пер Сэ: Логос, 2012.
Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение, 2015.
Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности: Дети 3-7 лет/Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Акад. развития, 2011.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред Поддьякова Н.Н. -М.: Просвещение, 2010.
Усова А.П. Обучение в детском саду.- М.: Просвещение,2012.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 2015.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Просвещение, 2014.
Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка: Учеб.-метод. пособие/Ред.-сост. Г.В. Бурменская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015.