Статья на тему: «Роль домашних заданий в формировании положительного отношения к учебной деятельности младших школьников»
Статья на тему: «Роль домашних заданий в формировании положительного отношения к учебной деятельности младших школьников»
Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению. Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации. Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Любое домашнее задание влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности.
Различные пути решения проблемы формирования положительного отношения к учебной деятельности и роли в этом домашних заданий предлагают современные ученые и педагоги. Например, А.К. Громцева видит одним из путей решения изучаемой нами проблемы в обучении учащихся различным приемам самостоятельного познания, а также в активизации позиции ученика в процессе обучения, В.Б. Бондаревский предлагает основную роль в процессе обучения отводить домашней работе учеников, в том числе домашним заданиям, т.е. различные педагоги предлагают свои пути решения этой проблемы, но все они сходятся на том, что ученик должен быть не объектом в процессе обучения, а активно действующим субъектом. Это обеспечение более активной позиции школьника в учении и будет помогать учителю в решении на более высоком уровне и других учебно-воспитательных задач. В настоящее время назрела необходимость в организации специальной работы по формированию положительного отношения у младших школьников. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности проблемы использования домашних заданий в формирования положительного отношения к учебной деятельности младших школьников.
Домашние задания чаще всего выполняются к следующему уроку, но они могут быть рассчитаны и на более длительное время – на неделю – две. Например, сконструировать какую-нибудь модель, провести наблюдение за прорастанием семян растений. Задания рассчитанные на длительное время, приучают учащихся распределять свое время, планировать работу.
Творческие домашние задания позволяют учащимся работать в соответствии с уровнем своей подготовки, содействуют развитию у них индивидуальных способностей и склонностей, расширению и углублению знаний учащихся и развитию их познавательного интереса.
Однообразные задания типа: «Дома выполните упражнения №…Решите задачу №… Прочитайте статью и подготовите ее пересказ» и т.п. – порождают у учащихся отрицательное отношение к домашней учебной работе, а нередко и к учебной деятельности в целом. Творческие домашние задания повышают эффективность домашней учебной работы, а в начальных классах в особенности. Они требуют от учащихся напряжения не только интеллектуальной, но и эмоциональной, волевой, практической сферы д В последнее время подчеркивается необходимость развития индивидуальных способностей учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего их развития, для воспитания творческой личности. Сделать это в рамках урока трудно. Поэтому работу по развитию творческих способностей, начатую на уроке, необходимо продолжать и в домашней работе. Творческие домашние задания принципиально отличаются от заданий обычного урока по целям, стоящим перед учителем, и перед учащимися. Основные цели урока - выработать умение и отработать определенные навыки письма, чтения, счета и т.д. Цель творческих домашних заданий – не только отработка умений и навыков, но и воспитание творческой личности. Эти задания способствуют развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания и т.д. Они побуждают детей к активности, самостоятельности.
Чтобы выполнить такие домашние задания ученик должен не только хорошо знать программный материал, но и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности уметь фантазировать. При выполнении творческих домашних заданий ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку.
При выполнении творческого домашнего задания не все задания данные учителем должны быть выполнены каждым учеником. Пусть из пяти предложенных учителем заданий будет выполнено одно-два. Главное, что все ученики думали, творили, мыслили, искал нужные пути решения, и у них появился интерес к подобной работе. На таких домашних заданиях у ребенка больше возможности подумать, поразмышлять, выбрать задание интересное для себя. Особенностью творческих домашних заданий является разнообразие видов заданий, что является непременным условием эффективности домашней учебной работы.
Умение правильно использовать и применять домашние задания в школьной практике дают возможность ученику развивать не ответственность, самостоятельность, но и положительное отношение ко всей учебной деятельности, а учителю – видеть индивидуальные способности учеников.