Игра как метод формирования положительного отношения младших школьников к обучению


ИГРА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ
Для достижения эффективности формирования положительного отношения младших школьников к учению необходимо учитывать практический опыт в решении данной проблемы.
Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые формируют положительное отношение у ребёнка к учению, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительного отношения к учению выделяли игру.
Макаренко А.С. писал: “Вся история развития человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу”.
Ушинский К.Д. советовал включать элементы занимательности игры в серьёзный учебный труд учащихся. Это позволяет сделать продуктивной работу школьников.
По мнению К.Д. Ушинского, игра есть способ проникновения в действительную жизнь.
По определению Выготского, игра - “пространство “внутренней социализации ребёнка”, средство усвоения социальных установок”.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Сущность игрового метода обучения в том, что в нём важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Эта специфическая особенность данного метода несёт большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определённые положительные чувства у учащихся, развивать познавательный интерес. Наличие познавательных интересов к различным учебным предметам способствует повышению активизации учащихся при выполнении практических и умственных действий, то есть формированию положительного отношения к учёбе
Функция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:
- социокультурные - коммуникативная; - диагностическая; - игротерапевтическая; - коррекционная-развлекательная.
Основные принципы организации игры:
отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
принцип развития игровой динамики;
принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей):
принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к играм-комплексам, от возрастных игр — к безвозрастным, “вечным”.
Исследователи показали, что детям нравятся игры:
основанные на дидактическом материале;
на внесении элементов воображаемой ситуации;
с элементами ожидания и неожиданности
основанные на соревновании.
Приведём классификацию развивающих игр и игровых приемов, способствующих развитию познавательных процессов младшего школьника и формирующих положительно отношение у них к учению:
1. Пространственно-ориентационные задания
лабиринты;
графические диктанты
2. Логические задания
развитие математического аспекта мышления; - развитие невербального мышления; - развитие вербального мышления; - аналитические задачи;
загадки; - загадки-шутки; - шарады; - кроссворды; - ребусы; - головоломки; - фокусы;
3. Задания на развитие памяти:
развитие визуальной памяти; -развитие аудильной памяти; - развитие тактильной памяти.
4. Задания на развитие внимания
поиск ошибок в тексте;
составление картинок.
Игра, как метод формирования положительного отношения младших школьников к учению будет эффективна, если:
используется метод игры как неотъемлемая часть учебно- воспитательного процесса в школе;
содержание игры дифференцируется с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребёнка;
предусматривается использование комплекса средств, позволяющих обеспечить эмоционально-действенное отношение учащихся к учебной деятельности.
использование метода игры на уроках в начальной школе обеспечивает эффективность формирования положительного отношения младших школьников к учению благодаря тому, что именно в игре развиваются разные мотивы учения:
1. Мотивы общения:
- Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
- При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
- Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
2. Моральные мотивы.
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
3. Познавательные мотивы:
- Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения пели (нужно знать больше других).
- В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
- Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
- Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
- Состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
- В игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
- В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.
- Игровая форма работы способствовала тому, что ученики осознавали себя действительно субъектами учебной деятельности.
Занятия с использованием метода игр дают лучшие результаты по успешности обучения, так как в этих условиях каждый школьник работает увлечённо, с интересом, в соответствии своими знаниями и возможностями.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.