Конспект занятия педагогу-психологу по теме Коррекция психоэмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачок, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Значение таких игр до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм на развитие мелко моторики, решают сразу две задачи: во - первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во – вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Если вы сможете освоить с ребенком «пальчиковые игры» и уделять им ежедневно несколько минут, то во многом обе эти задачи будут решены.
Не следует забывать о таких занятиях, как лепка из пластилина, аппликация, трудовое обучение, которые также способствуют развитию мелкой моторики и познавательных процессов.
«НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЯ»
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и педагогов и родителей.
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка , способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и др. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага . Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.
Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрения детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше.
Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, как наказывают и как поощряют педагоги и родители детей дошкольного возраста.
Физические наказания остаются популярными у отдельной части современных родителей, хотя они понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребенка. Физические наказания, несмотря на тот вред, который они наносят, весьма эффективны: «Выпорол – и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться.
Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха – это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т.д. Очень важно слышать девочке эти слова от отца, дедушки или другого значимого для нее мужчины. Неосторожное слово, брошенное значимым мужчиной, способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчина. Хвалить девочек необходимо по – особому, в отличие от мальчиков, подбирать сильный эмоциональный компонент, например: «красавица», «умница» и т.п. Для мальчиков более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство родителей, для того чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их.
Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерны. Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям дошкольного возраста для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
Говорить: «Я тебя больше не люблю». Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослого действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания. Но и преподали ребенку урок жестокости.
Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком, как словесное битье.
Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к поступку).
Упрекать и помнить былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК НУЖНО ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА»
Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношений больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых , поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
«ДЕТСКИЕ СТРАХИ»
Страхи у детей дошкольного возраста требуют внимательного отношения взрослых. Может возникнуть вопрос: страхи у детей – это хорошо или плохо? Ведь страх выполняет функцию защиты и мобилизации сил организма ребенка перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен и не сможет адекватно ответить на опасность. Отмечая положительное значение страха, тем не менее остановимся на отрицательной роли страха, когда он может буквально парализовать ребенка. Ведь ребенок не всегда способен справиться с тем отрицательным зарядом, который несет в себе страх.
Давайте проясним, какие страхи и по каким причинам возникают и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.
Первая причина – это некое вполне конкретное событие, случай, реально происшедший с ребенком. Сюда относятся боязнь собак, отрицательных персонажей и… «нехороших людей». Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий.
Вторая причина. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности, тревожности. Некоторые дети носят в себе очень много страхов: став мнительными, имея мнительных родителей и схожий с ними тип нервной системы, они просто «перетаскивают» родительские тревоги и страхи, а потом еще добавляют и свои.
Третья причина – запугивание в воспитании. Так, дети – дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники, боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти им чаще снятся кошмары. Чаще страдают от кошмаров и разнообразных страхов гиперактивные дети, так как родители, подыскивая методы управления ребенком, очень часто используют запугивание.
Дополнительный источник страхов – СМИ. Обращайте внимание, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. Если ребенку стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины.
Рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше ребенок, тем больше впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда даже взрослый человек ощущает некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых событий в современной детской литературе. Именно поэтом, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед: когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно, нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.
Родителям в случаях проявления страхов нужно устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого надо заставить себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом и критично пересмотреть требования к ребенку. Следует обратить внимание на то, не требуете ли вы от ребенка слишком многого, не слишком ли часто он оказывается в ситуации тотального неуспеха. Помните, что ничто так не воодушевляет, как похвала, удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не усиливает чувство тревожности, как неудачи, следующие одна за другой. Поэтому родителям всеми силами повышать чувство уверенности ребенка в себе, давать ему возможность чаще переживать успех, показывать какие у него есть возможности и способности, чтобы самостоятельно справляться с трудностями. На этом фоне полезно и пересмотреть применяемые методы воспитания, оценить на сколько наказание перевешивает поощрение. Именно в таких ситуациях родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь и нежность. Оказанная ребенку помощь в его борьбе со страхом даст совместное сплачивающее переживание радости от обретенной победы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
«РОБКИЙ, НЕУВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ РЕБЕНОК»
Принимайте робкого малыша таким, какой он есть,-ваш ребенок самостоятельная личность, и не надо ждать, что он будет вести себя так, как хочется вам. Воспринимая робость ребенка как дефект, плохо скрывая свое недовольство или намекая, что его поведение вас раздражает, вы только обостряете проблему.
Не навешивайте ярлыков. Называя ребенка «робким» в его присутствии, вы закрепляете в его сознании эту особенность. Позже он будет прикрываться этим ярлыком, чтобы избегать неприятных или некомфортных ситуаций: «Я робкий, поэтому не должен, не буду этого делать». Не следует хвалить и приводить в пример других детей. Тем самым вы наносите удар по его самолюбию и чувству уважения к себе, что только усугубит робость.
Старайтесь понять ребенка. Не смейтесь над его проблемами: окажите ему поддержку, в которой он нуждается. Но если он испытывает затруднения в некоторых ситуациях, не спешите сразу же на помощь: прежде чем вмешаться, дайте ему шанс выпутаться самому. Ободряйте. Нужно не принуждать ребенка к общению, а поощрять его участие в играх с другими детьми. Если ребенок напряжен, ему помогут простые советы (например, предложите ему подумать о чем-то приятном, два раза глубоко вздохнуть и т.д.).
Ребенку проще входить в компанию сверстников, держа в руке игрушку. Она не только даст ему Чувство «защищенности», но и поможет вступить в игру. Приготовьте ребенка к тому, что игрушкой придется поделиться, так что он должен сам выбрать ту, которую возьмет с собой. Сами помогайте ребенку присоединиться к игре. К примеру, предложите: «Почему бы тебе не показать ребятам свою новую игрушку». Оставайтесь с ребенком до тех пор, пока вы нужны, но не дольше. Готовьте ребенка к выходам в «свет» в новую компанию, на утренник или в гости на день рождения. Ребенок должен точно знать, куда он идет и что его там ждет. По возможности, назовите имена тех детей, которых он встретит. Но помните,что излишняя подготовка может привести к усилению тревоги.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
«ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК»
Застенчивость-это особенность характерная для многих людей, как детей, так и взрослых. Застенчивость, стеснительность может быть временной (проявляться только в незнакомой компании, в непривычной обстановке, а потом со временем проходит). Но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека. Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, она удерживает человека от выражения своего мнения, отстаивания своих прав; застенчивость сопровождает чувство одиночества, тревоги, депрессии.
Вспомните, как, буквально с первых дней после рождения, вы старались оградить своего малыша от всех житейских невзгод. Ребенок растет и вот, когда он ведет себя «неправильно», вы намеренно пугаете его (придет злой дядя и заберет, язык отсохнет, отдам в детдом и так далее), чтобы добиться нужного вам поведения. Всеми способами культивируете (часто неосознанно) ощущение зависимости, беспомощности. Ребенок рано узнает, что он-«неумеха», «намного хуже других детей»…
Вы конечно, не задумывались о последствиях, желая добиться немедленного результата. Если у ребенка сильных характер, со временем он научится «бороться» с вами, станет агрессивным, упрямым, вспыльчивым. Если же у малыша характер, он уйдет в глухую оборону, т.е. замкнется в себе. Вы принижали его самооценку и вот, нехотя, «добились своего», ребенок поверил, что он глупый, ничего не умеет, а главное, что он нелюбимый.
Часто родители слишком завышают планку своих надежд: мечтая о ребенке, который был бы самым-самым, они не хотят примириться с тем, что их ребенок такой «обычный». Ребенок старается, он боится разочаровать родителей, но чаще всего мама или папа все равно чем-то недовольны. Чем это может закончиться? Ребенок видит в своем окружении эмоциональную угрозу, замыкается и …делает первый шаг к одиночеству. Ведь одиночество так безопасно, в нем нет риска стать отвергнутым взрослыми и детьми.
Часто у застенчивых родителей-застенчивые дети. К семи годам «нормальная» застенчивость у мальчиков проходит, у девочек это случается позже. Однако так происходит, когда родители своими методами воспитания не «заставляют» ребенка быть застенчивым.