Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Краеведение как средство патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка. Одной из наиболее важных проблем нашего государства становится патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Актуальность этой проблемы в современных условиях подчеркнута в программных документах Правительства Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании» 2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025».
Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г. определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одним из основных принципов дошкольного образования «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [2,2].
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Он включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриот проявляет активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.[5,7].
Д.Лихачев отмечает, что краеведение «оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных» [4,55].
Краеведческий материал способствует воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к своему Отечеству (Л. Венгер, В. Логинова, А. Люблинская, А.Усова).
Цель статьи - проанализировать условия, при которых краеведение влияет на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа литературы мы выявили четыре направления образовательной работы педагогов ДОО, которые позволят наиболее эффективно использовать средства краеведения в работе по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста:
1. Тематическое планирование.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
3. Организация работы с детьми в разных видах деятельности.
4. Взаимодействие с семьей.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
Тематическое планирование работы по ознакомлению с родным краем мы разделили на несколько тем:
1. Природа родного края.
2. Народные игры.
3. Народные, церковные и государственные праздники. Традиционная кухня.
4. Земляки, прославившие наш город.
5. Быт и традиции. Народный костюм.
6. Жиздра – город, в котором мы живем.
7. Героическое прошлое Жиздры.
Данная тематика позволила наиболее полно охватить приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества. Способствовала формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, позволила учитывать этнокультурную ситуацию развития детей.
Оптимальная организация развивающей предметно-пространственной среды обеспечила возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых и учет национально-культурных условий. В группах – создание краеведческих уголков, где ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов. Посещение детьми старшего дошкольного возраста Жиздринского краеведческого музея.
Реализация воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО, проходила с учетом интеграции образовательных областей и через все виды детской деятельности:
1. Организация НОД.
2. Совместная деятельность детей и взрослых.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Интеграция краеведческого содержания с разными видами деятельности детей состояла в следующем:
1. Познавательно-исследовательская деятельность - участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу Жиздра, знакомство с родным городом, природой.
2. Игровая деятельность – д/игры, с/р игры, народные.
3. Коммуникативная деятельность - беседы «О традициях моей семьи», составление рассказов о природе родного края с использованием красочных презентаций, составление рассказов «Моя улица», решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…».
4. Продуктивная творческая деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование.
5. Музыкально-художественная деятельность – праздники, тематические развлечения, участие в концертах.
6. Трудовая самостоятельная и совместная с воспитателями деятельность – труд на участке, на огороде.
7. Чтение (восприятие) художественной литературы – тематической и литературы поэтов и писателей родного города.
8. Участие с родителями и воспитателями в социально значимых событиях, происходящих в нашем городе.
Нами были созданы условия для участия родителей в образовательной деятельности. Наиболее яркие примеры – подготовка альбома «Я люблю свой город» и участие в создании макета, посвященного Дню освобождения Жиздры.
Таким образом, создание определенных условий для использования краеведческого материала в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста помогло повысить уровень их социальной компетентности. Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), 17.10.13 г., № 1155.
3. Герасимова, О. Люби и знай свой край [Текст] / О.Герасимова // Дошкольное воспитание, 2014. - №8. – С.4-14.
4. Лихачев Д.С. Русская культура [Текст] / Д.С.Лихачев. - М.: Искусство, 2000. - 440 с5. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,2010 – 96с.