Социализация детей с девиантным поведением через внеурочную деятельность.
Социализация детей с девиантным поведением через внеурочную деятельность.
В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, девиантным поведением детей, которые изначально «не такие как все». Социализация детей с девиантным поведением заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме. Одним из условий успешной социализации детей с девиантным поведением является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с ОВЗ и девиантным поведением отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать. В связи с этим процесс социализации детей с ОВЗ и девиантным поведением необходимо начинать уже с раннего возраста и особое внимание уделять таким качествам как: навыки общения, сотрудничества, воспитанию толерантности, приобретению ценности и нравственного понятия, выбор будущей профессии.
Не малое значение имеет правильная организация внеурочной деятельности, которая включает различные направления. На своих примерах мы расскажем, как осуществляется данная работа, с какими проблемами приходиться сталкиваться, какие результаты уже можно подвести. Традиционно одним из направлений в этой работе являются семейные часы, которые распределены по трем направлениям:
Первое направление «Духовно- нравственные ценности». Тема духовно-нравственных ценностей одна из проблемных тем для детей с ОВЗ и девиантным поведением, так как чаще всего такие дети проживают в малообеспеченных, неблагополучных семьях, семьях стоящих на учете в КДН, ОДН и чаще всего такие дети попадают в детские дома. Проведены семейные часы, посвященные нашей Родине, это «Славные сыны нашего Отечества», «Я - россиянин». Они направлены на воспитание любви к своей стране, патриотизма, ответственности за своё будущее.
Второе направление воспитательских часов – спортивно - оздоровительное. Здесь тоже можно выделить проблему: условия, в которых проживает большая часть детей, приводят к тому, что дети курят, распивают спиртные напитки уже с раннего возраста, поэтому семейные часы: «Что значит быть здоровым человеком», «Шалости и травмы», « Чем можно отравиться», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и другие были направлены на профилактику ЗОЖ.
Я считаю, что успешной социализации детей помогают и коллективно-творческие дела. Были проведены такие семейные часы: «Об обидах и причинах обид», « О тех, кого мы любим». Это серия семейных часов направлена на сплоченность коллектива, налаживание взаимоотношений в кругу семьи детского дома, понимание своей значимости в общем деле, так как все дела мы делаем сообща. Каждый ребенок старается внести свою лепту, хоть как- то поучаствовать. Следующее направление внеурочной деятельности - это кружки и секции. Кружки «Спорт и я - отличные друзья», «Очумелые ручки», «СМАК», «Азбука пешеходных наук», и другие проходят в нашем детском доме. Их цель – развивать познавательный интерес, готовить к выбору будущей профессии, воспитывать аккуратность, бережливость, эстетический вкус, умение общаться, трудолюбие, выступать перед зрителями. На практических занятиях « СМАК» дети получают первоначальные навыки по приготовлению различных блюд, оформлению стола и многое другое. Например, кружок « Азбука пешеходных наук» формирует у детей навыки безопасного поведения на улице и по дороге, систематическое изучение и выполнение правил дорожного движения. Мальчики занимаются в кружке «Очумелые ручки», учатся делать различные предметы из дерева, которые необходимы в быту. Все эти навыки, полученные, на кружках пригодятся детям в самостоятельной жизни, умея, что-то делать руками, можно найти работу, сделать правильный выбор профессии, ведь чаще всего эти дети после школы идут в профессиональные средне - технические училища. Хорошим способом развития социализации детей является проектная деятельность, которая развивает не только навыки проектирования, но и учит детей выступать на публике. Так же проводятся участия в городских акциях и на базе детского дома: «Они зимой на юг не улетают», День пожилых людей, День смеха, «Дари добро» и многие другие.
Современный детский дом – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей.
Большая ответственность за развитие личности ребенка ложится на воспитателя, ведь каждого ребенка необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Мы уверены, что наши работы дают положительные результаты в жизни детей.
Сегодняшние российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями по содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. Которые, утверждают не дискриминационное отношение и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности в сфере обслуживания, получения услуг, информации, образования и трудовой деятельности. И хотя люди с ограниченными возможностями и их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к ним постепенно меняется, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия их прав, достоинства и полезности обществу.
(Слайд 1) В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.Список литературы:
Аленкина О.А., Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья/ О. А. Аленкина, Т. В. Черникова. М.: Глобус, 2009.-190 с.Организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. Но сейчас воспитательные задачи направлены на социализацию личности, на самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры на всех возрастных этапах.
Антонов Ю. М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и предупреждение преступности. 1983г.
Худенко Е. Д., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. -2-е издание. –М., 2006. А успешная социализация как раз и предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и его саморазвитие.Я считаю это важным, так как от этого будет зависеть результат работы учителя и развитие личности ребёнка.
Программы внеурочной деятельности ориентированы на обозначенные новым стандартом начального общего образования направления воспитательной работы в школе: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
В нашей школе они все реализуются в форме кружков и секций - это "Риторика" , "Разговор о правильном питании", "Город мастеров", "Юный художник","Подвижные игры","Весёлая грамматика", "Весёлые нотки", "Я - гражданин и патриот России", "Земля -наш дом". (Слайд 2)
Все занятия разнообразны : игры, беседы, викторины, проектная деятельность, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Работа в кружках позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
Она ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность ( встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции).
С детьми своего класса и их родителями наши занятия всегда интересны и имеют положительный результат. На кружках "Я-Гражданин и патриот России" и "Город мастеров" изучали народные промыслы Подмосковья, знакомились с историей родного края, и как итог побывали на экскурсии в Гжели, (Слайд 3) на московском Ювелирном часовой заводе "Ника" (Слайд 4), на кондитерской фабрике "Озёрский сувенир" (Слайд 5), в Коломенском Кремле (Слайд 6).
Изучая историческое прошлое нашей страны начали с малого прочитали былины о богатырях, нарисовали богатырей и отправили в первый раз работы на Всероссийский конкурс "Богатыри земли русской", где работы детей были отмечены дипломами разных степеней.(Слайд 7).
Дети с большим интересом посещают школьный краеведческий музей, где знакомятся с историческим наследием. Все свои знания о родном крае применяют на уроках. ( Слайд 8).
Эти экскурсии, так и разные другие виды работы, как нельзя лучше способствуют формированию гражданина и патриота своей Родины.
В моём классе творчеством занимаются всегда и все дети. Поэтому особое место в моей работе занимает кружок "Город мастеров". Для моих ребят неоформленный уголок класса и пустые парты - это непорядок.
К Новому году дети украсили своими поделками коридоры первого этажа, зал и ёлку. (Слайд 9). А идеи всех поделок содержались в книге, которую принесла в школу мама одного из учеников.
Дети приглашают на занятия своих друзей из других классов. Забавно было смотреть, как третьеклассник поучает десятиклассницу: показывает как правильно завязать бант, наклеить украшения с помощью электрического клеящего пистолета на новогоднюю игрушку.
( Слайд 10). Мои воспитанники активно участвуют во всех конкурсах и нередко становятся победителями.
Свои картины - витражи, сувениры дети с удовольствием дарят гостям школы, своим родным и близким. (ФОТО 11,12,14,15,16,17,18,19)
Учащиеся моего класса приняли участие в 26 дистанционных Всероссийских конкурсах , были предоставлены 90 работ учащихся. Первое место заняли -24 работы, второе место – 15 работ, третье – 10.
В январе 2014 года ребята представили свой проект «Выращиваем кристалл» на всероссийском конкурсе «Я познаю мир» и получили ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА.
И опять нам помогают родители. (Слайд 20)
Ведь такую работу без их материальной и организационной поддержки проделать было бы просто невозможно.
Работа в этих кружках – хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Работа кружков "Разговор о правильном питании", "Юный художник", "Весёлые нотки", "Подвижные игры", Земля - наш дом", предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, они обозначают перспективу жизни, радость познания, счастье открытий.
В этом году получили новое оборудование для начальной школы. Это необыкновенное чудо для детей и большие возможности организовать интересный урок для учителя. Организовав работу детей в группах, за несколько дней они освоили современный конструктор "ЛЕГО". (Слайд 21). Приводили в класс своих родителей, друзей и демонстрировали, что всё светится, мигает, передвигается. Дети освоили работу видеокамеры и фотоаппарата. А эти навыки пригодятся им в жизни.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они приобретают осознанный характер.
В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним учителем, именно этот учитель создает благоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика.
Новые ФГОСы начального общего образования способствуют развитию личности ребёнка, когда в любой обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может только учитель, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме, умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права.
(Слайды 22) Если ребёнок готов жить в быстро меняющимся обществе и может реализовать себя - значит задача школы по социализации личности достигнута. (Слайд 23)