Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушением интеллекта.
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушением интеллекта.
Индивидуальный подход к учащимся – это система педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого ребёнка условий обучения и воспитания. В специальной (коррекционной) школе VIII вида индивидуальный подход особенно важен в связи с неоднородностью детей с нарушением интеллекта по способности к обучению. Им присущи большие различия, обусловленные полиморфностью основного и сопутствующих дефектов, а также их глубиной.
Индивидуальный подход – это воздействие повседневное, последовательное, длительное. Если ученик отстаёт от классного коллектива, испытывает затруднения в каком-либо виде деятельности, если он раздражается, отказывается выполнять требования учителя, если его надо успокоить, включить в учебный процесс, заинтересовать, вызвать определённые усилия, пробудить активность, работоспособность, надо применить индивидуальный подход.
Дифференцированный подход предполагает решение 2 основных задач: выявление типологических групп учащихся и организацию обучения в соответствии с особенностями учебной деятельности детей каждой группы. В процессе обучения класс условно делим на группы.
10 класс.
По списку 5 человек.
1 группа – 2 человека (К. Иван, М. Андрей).
Данные ученики правильно воспринимают все объяснения учителя, дают правильные развернутые ответы на вопросы, обладают устойчивым
вниманием и довольно быстрым восприятием, довольно легко ориентируются в задании по образцу и чертежу изделия, могут самостоятельно делать отчет о проделанной работе, определять погрешности в выполнении задания и причины брака.
2 группа – 2 человека (С. Андрей, Н. Андрей).
Эти ученики отличаются замедленным восприятием объяснения учителя, нуждаются в дополнительном и текущих инструктажах, неуверенны в своих силах, часто обращаются за помощью к учителю или одноклассникам 1-й группы. Эти учащиеся очень хорошо выполняют уже знакомые им задания и охотно берутся за их выполнение. Теоретический материал обычно усваивается, но ответы на вопросы чаще односложные. При тесном контакте с этими учениками они могут показывать довольно неплохие результаты, усидчивость и старательность, нуждаются в похвале, очень гордятся своими достижениями.
3 группа – 1 человек (Ш. Андрей).
Данный ученик обладает не плохой памятью и вниманием, но в связи с физическими недостатками не может выполнять практические задания наравне с учениками 1 и 2 групп. Очень важно дать понять этому ученику, что и для него дело всегда найдется. Существует целый ряд дополнительных операций без которых изделие не сможет считаться завершенным. К таким операциям относятся шлифовка, шпаклевка, циклевание, грунтовка, покраска и др. они вполне посильны, не требуют больших физических сил.
Таким образом, зная особенности трудовой деятельности каждого ребенка можно уделять особое внимание развитию тех качеств, которые являются главным тормозом в обучении. Это позволяет целенаправленно осуществлять дифференцированный подход и добиваться эффективного продвижения каждого учащихся в овладении системой профессиональных навыков.
План урока по столярному делу в 10-м классе.
Тема. Изготовление несложной мебели.
Цель. Применение ранее полученных знаний, умений и навыков при изготовлении несложной мебели в условиях приближенных к производственным.
Коррекционная цель. Развитие пространственного мышления при чтения чертежа.
Объект труда. Табуретка детская.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение ранее изученного материала.
Из каких основных деталей состоит табуретка?
Какой материал необходимо использовать для изготовления табуретки?
Какие столярные соединения используются для изготовления табуретки?
Как называются отверстия в ножках?
Как запиливают шипы у царг и проножек?
В каком порядке производится сборка табуретки?
Что такое сухая сборка? Зачем её применяют?
Почему шипы спиливают под 45градусов? Как называют такое спиливание?
Работа по карточкам.
Группа 1. (А.М. , И. К. ).
Задание, связанное с работой с чертежом и справочной таблицей.
Группа 2. (А.С., А.Н.).
Вопросы по описанию и устройству изделия.
Группа 3. (А. Ш. ).
Вопросы, связанные с устройством, требованиями к материалу, необходимые инструменты для изготовления изделия.
Практическая часть урока.
Вводный инструктаж.
Повторение правил техники безопасности.
Выполнение практического задания.
Группа 1 выполняет ножки и табуретки.
Группа 2 – царги и проножки.
Группа 3– шлифовка готовых деталей с помощью шлифовального
брузка.
Закрепление материала урока.
Анализ выполненной работы.
Группа 1 Отчет о проделанной работе.
Группа 2.Работа по карточкам и таблице на доске.
Группа 3. Отчет в вопросно ответной форме.
Выявление брака в изготовлении изделия.
Установление причины брака.
Подведение итогов.
- Комментирование оценок учащихся с учетом индивидуальных особенностей.
- Отметка заслуг всех учащихся.
- Отметка общественно-полезной значимости.