Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию логического мышления у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта


Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2015-2016 учебный год)
Номинация: Коррекционная и специальная педагогика
Название работы: Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию логического мышления во 2 классе коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Установление последовательности событий «Приход весны» .
Автор: Учитель –дефектолог –Кот Надежда Юрьевна.
Место выполнения работы: бюджетное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида.

Цели и задачи :
-Развитие логического мышления , формирование навыка устанавливать логические последовательности;
- развитие представлений об окружающем мире, закрепление знаний о явлениях природы ,уточнение сведений о временах года ,приметах весны;
-развитие произвольного внимания , памяти , воображения ;
-развитие способностей к моделированию;
- работа над активизацией словаря через изучение лексики по теме «Зима».
Оборудование: презентация «Приход весны», раздаточный материал с изображением примет весны, элементы для моделирования весенней картины,пластилин и заготовки для изготовления цветов ,звукозапись, магнитная доска.
Ход занятия.
Организационный момент .Создание эмоционального настроя.(запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»)
Дефектолог: послушайте, дети : «Стояли сильные морозы. Дул пронзительный ветер. Кругом было белым – бело. В белых пушистых нарядах стояли ели и сосны. Неуютно , холодно и голодно было птицам. Медведь спал в своей берлоге, зайчишка ходил в белой пушистой шубке , холодно и трудно было птицам (просмотр презентации-слайд2,3,4,5).
- А как вы думаете , в какое время года это происходило?(зимой)
Дефектолог: Ребята, у вас на столе лежат картинки , среди них одна изображает зиму ,найдите ее. *( На столе выложены картинки , дети выбирают картинку с изображением зимы и называют ее приметы .)
- А по каким признакам вы определили время года?(ответы детей).
-Снег, ветер, холодно…
Дефектолог:
-Но вот зиме пришел конец , скажите , а какое время года наступает после зимы?(весна)
Давайте назовем весенние месяцы. Я буду вам загадывать загадку , а вы называете отгадку , это и будет название месяца.
-Прошла зима и каждый рад…
Идет весна и месяц….(март)
-За ним другой стучится в дверь ,
Он называется (апрель).
-И третий месяц вспоминай
Как называется он? (май).
(На доску поочередно вывешиваем слова «весна», «март», «апрель», «май»).
Дефектолог: а теперь рассмотрим остальные картинки , на них приметы весны ,давайте вспомним, те которые вы знаете, назовем их.
(Обучающиеся поочередно берут картинки и называют приметы весны.)
Дефектолог: Молодцы ,вы правильно назвали приметы весны, а теперь давайте попытаемся расположить их в том порядке, как это происходит в природе. Давайте продолжим смотреть презентацию. Постарайтесь запомнить порядок изменений , которые происходят в природе весной.
Просмотр презентации.
Дефектолог:
-как вы думаете ,кто первым приносит на землю весточку о приходе весны? Ну конечно же солнышко.(слайды 6,7)
-солнышко греет землю, снег тает и образуются проталинки(слайд 8)
-на реке тает лед и начинается ледоход(слайд 9,10)
-побежали ручьи и появилось много луж (слайд 11,12,13)
-в лесу от зимней спячки проснулся медведь(слайд 14)
-из дальних краев возвращаются птицы и первыми вернулись грачи (15,16,17)
-в лесу появляются первые цветы –подснежники, а на деревьях набухают почки (слайды18,19)
-появляется на пригорках и первый городской цветок мать-и-мачеха (слайд20)
-так постепенно шаг за шагом приходит к нам весна.
Психогимнастика .
Дефектолог:А теперь мы с вами отдохнем и поиграем:
(выполняем движения и проговариваем стихи)
На проталинке жучок(руки на поясе)Грел на солнышке бочок,(поворот туловища)Вскоре вылез червячок,(движения имитируют червячка)А за ним и паучок.(движения руками)
Солнце скрылось за горой,(приседаем)Все отправились домой(идем по кругу)И жучок, и червячок,(имитируем движения насекомых)И, конечно, паучок.
На проталинке опять(руки на поясе)Завтра будут загорать
Жук, червяк и паучок(имитиируем движения)
Будут греть другой бочок(поворот туловища в другую сторону).
Этап закрепления :на магнитной доске моделируем картину прихода весны в последовательности , которая представлена в презентации.
Дефектолог: А сейчас мы с вами постараемся вспомнить , как приходит к нам весна. Мы попробуем Маше показать ,как это происходит.
(на магнитной доске картина зимы)
И так, была зима , кругом лежали сугробы снега, Маша одевала теплую зимнюю одежду и шла на улицу лепить снеговика.
Но вот зима закончилась. Маша вышла на улицу и увидела , что природа вокруг изменилась. Что же изменилось ? Давайте поможем Маше увидеть эти чудесные изменения.
-Наступил первый месяц весны .Март. Солнышко стало греть сильнее.

Вопрос: скажите , что произойдет , если солнышко сильно греет?
(дети на магнитной доске убирают картинки, связанные с приметами зимы и вывешивают приметы весны , моделируя картину). Моделирование весенней картины (дети по очереди прикрепляют к магнитной доске изображения с приметами весны ,соблюдая последовательность, проговаривая предложения вслух).
-становится теплее, снег начинает таять и показываются первые маленькие кусочки земли , как они называются?(проталины)
-А что происходит со снегом? (он тает и превращается в воду)
-На крышах домов появляются сосульки, которые днем тают, начинается весенняя капель . -Давайте посмотрим, куда же девается вода..
-
-появляются лужи, бегут ручьи.
В апреле солнышко светит еще ярче, становится еще теплее и к нам возвращаются птицы.А какие птицы прилетают первыми, кто запомнил?(грачи)
Дефектолог: Солнышко светит , Маша переоделась, она теперь пускает в лужах кораблик, а машин папа повесил на дерево скворечник. Показалась первая травка, вслед за грачами возвращаются другие птицы.
Дефектолог:что делают птицы, прилетев на родину?(вьют гнезда, выводят птенцов) .
Что происходит с природой в мае? Появляется первая трава, а чтобы нам добавить еще одну примету на нашу картину ,надо поработать .
В мае ,как мы уже сказали, расцветают цветы мать-и-мачехи , а над цветами появляются первые бабочки .Что это за бабочки? Ну, конечно же ,это желтые лимонницы .
Практическая работа на развитие мелкой моторики : сейчас мы с вами сделаем цветочки мать –и –мачехи из пластилина и поместим их на нашей картине .(детям даны заготовки цветов из картона , желтый пластилин и зубочистки).
Далее идет выполнение практической работы по изготовлению цветка .(после изготовления дети самостоятельно вывешивают свои цветы на доску.)
Дефектолог:Ну вот ,теперь цветы есть и над ними будут летать бабочки .
У нас получилась замечательная картина .Мы с вами вспомнили приметы весны .
И в заключении я хочу вам сказать :Цветок весны ,идущий к нам по снегу.
Простой цветок , а сколько он несет добра и радости ,и счастья человеку.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВЕСНЕ И ВАМ .
Рефлексия : что вам понравилось на занятии?
-о чем бы вы хотели рассказать маме , когда придете домой?
.
Дефектолог : ну вот , у нас и получилась весенняя картина .Я надеюсь, что вы запомнили в какой последовательности происходят весенние изменения в природе.
Рефлексия : что вам понравилось на сегодняшнем занятии? С кем вы поделитесь теми знаниями , которые сегодня получили?