Доклад по теме: УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ(выступление на МО
Выступление на МО учителей начальной школы
Доклад по теме:
«УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей.
В процессе рисования совершенствуются все психические процессы и функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Двигательные функции пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно на начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики, и, прежде всего мелкой моторики [10].
Японский врач Намикоси Такудзиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кисти рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Наибольшую ценность представляют собой упражнения, связанные со специальным двигательным тренингом подвижности суставов рук.
Занятия по пальцевой живописи способствуют взаимодействию мелкой ручной моторики с такими высшими психическими свойствами, как память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность [13].
Интенсификация данных функций интеллекта в совокупности с приобретаемыми двигательными навыками выступает в качестве коррекционных мероприятий при работе с детьми, у которых имеются двигательные нарушения.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева разработали и описали приемы для развития и совершенствования моторики пальцев рук для детей с нарушениями мелкой моторики, а также игры и упражнения, графические диктанты, помогающие правильному ее формированию и развитию.
Особенности программ по изобразительному искусству для слепых и слабовидящих состоят прежде всего в подборе видов объектов и средств изобразительной деятельности. Особое внимание обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слепых и слабовидящих учащихся.
Таким образом, специфика изобразительной деятельности у детей с дефектами зрения связана, прежде всего, с особенностью их зрительного восприятия. У слабовидящих детей часто возникают сложности, обусловленные несовершенством имеющихся у них представлений и образов. Характерные затруднения связаны с нарушением зрительно-моторных связей при выполнении практических действий в процессе рисования, поэтому качество рисунков во многом зависит от недостатков детских впечатлений и изобразительных навыков. Кроме того, одним из самых распространенных дефектов слабовидящего ребенка являются недостатки развития зрительной памяти и зрительного анализа.
В этой ситуации становится необходимым коррекционное воздействие на процесс формирования образов предметов и развития изобразительных навыков. Обучение рисованию слабовидящих детей, связано с необходимостью научить их пользоваться своим неполноценным зрением. Здесь особую роль приобретают индивидуальные методы коррекционно-воспитательной работы.
Среди направлений в коррекционной работе со слабовидящими детьми можно выделить следующее:
– коррекция процесса ознакомления с предметом изображения (зрительно-осязательное обследование за определенное время в зависимости от глубины дефекта, анализ формы, цвета, орнамента и т. п.);
– коррекция и развитие формообразующих движений руки (обучение произвольному управлению движениям рисующей руки, зрительному контролю над направлением и скоростью этих движений, сохранению их длительности, слитности, ритмичности и амплитуды).
Целью воспитательной работы с особенными детьми на занятиях изобразительным искусством большинство исследователей считают создание условий для оптимизации общего личностного и интеллектуального развития.
Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям проблем. Она связана с развитием интеллектуальных свойств личности младшего школьника, с ведущей ролью учебной деятельности.
В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.
1-я задача - сенсорное воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.
2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может актуализировать по слову.
3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)
4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого.
Таким образом, задачи, стоящие перед учителем изобразительного искусства определяют значимость изобразительной деятельности для развития детей. Уроки изобразительного искусства способствуют не только формированию эстетических вкусов, художественных творческих способностей, полных и точных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, а так же совершенствованию всех зрительных, двигательных и мыслительных операций, но и содержит в себе большую возможность формирования и совершенствования личности воспитанников с особенностями развития.
Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. Особенные дети располагают значительными потенциальными изобразительными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики на занятиях по изобразительному искусству.
Взаимодействие педагога с ребенком в процессе воспитания средствами изобразительного искусства состоит из следующих этапов.
– Диагностический этап. Педагог выясняет, что знает и умеет ребенок, какими навыками образного мышления, графическими, речевыми, тактильными навыками обладает ребенок, каково время сосредоточенного внимания ребенка к работе.
– Налаживание психологического контакта с ребенком. Ребенок очерчивает круг «можно - нельзя» и, видя постоянную доброжелательность и, в то же время, твердость (рвать рисунок нельзя, рвать же цветную бумагу для рисунка можно), приобретает доверие, без которого невозможно никакое обучение.
– Проведение коррекционной работы. Происходит процесс освоения изобразительной деятельности особенных детей, где формируется комплекс образных и цветовых стереотипов, развивается связь между ними, накапливается опыт работы с разными художественными материалами. Одновременно решается ряд задач, направленных на преодоление существующих проблем детей с особенностями развития.
– Подведение итогов. После занятия ребенок выносит рисунок на обозрение его родителям, преподавателям и другим детям, чтобы после выполненной работы всегда оставалось ощущение выставки, радости, внимания.
Педагог в процессе взаимодействия с особенными детьми использует разнообразные методы воспитания. Большое значение в этом процессе имеет метод арт-тарапии. Состояние творчества - целительно для растущей личности; его истинные возможности еще мало освоены теорией и методикой работы с такими детьми. Однако тот опыт использования арт-терапии, который уже накоплен зарубежными и отечественными психологами и психотерапевтами представляет для нас, педагогов, огромный интерес и может с успехом использоваться на занятиях изобразительным искусством с особенными детьми в условиях учреждения дополнительного образования
Итак, изобразительная деятельность слабовидящих детей обладает целым рядом специфичных особенностей: она развивает внимательность, собранность, наблюдательность и глазомер, расширяет представления о предметах и явлениях окружающего мира, содействует развитию творческих возможностей ребенка, что способствует коррекции нарушений зрительной функции и вторичных отклонений в психическом развитии. Эту коррекционную особенность изобразительного искусства, без сомнения, можно и нужно использовать в работе с детьми, имеющими зрительные нарушения.