Консультация для родителей Игротека по формированию грамматического строя речи детей дошк


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Игротека в кругу семьи. Дидактические игры
по формированию грамматического строя речи
детей старшего дошкольного возраста »
Подготовила: Зайцева Н.А.
                                                Димитровград 2016 г.
        Уважаемые родители!
Предлагаем вашему вниманию перечень игр по формированию грамматического строя речи, которые помогут Вашему ребёнку
преодолеть трудности в реализации языковых средств, повысить
уровень как общего, так и речевого развития, развить способности (сосредоточенность, навыки коммуникации), позволяющие не только подготовить ребёнка с ОНР и ТНР к школе, но и раскрыть потенциал его личности, «научить учиться». Данный перечень игр научат Вашего ребёнка рассказывать, отыскивать интересные слова, помогут подружиться со словом, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи.
В них можно играть в выходные дни, когда взрослые и дети собираются вместе после рабочего дня в дружной семейной обтановке.
«ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Цель: учить составлять описательные загадки о фруктах.
Ход игры: попросить ребёнка самостоятельно составить описательную загадку о фруктах: «Круглое, твёрдое, красное, сладкое, едят» (яблоко), «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (лимон) и т.д(можно составлять описательные рассказы о предметах)
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные
от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: учить образовывать слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: произнести фразу и бросить мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: предложить ребёнку назвать слово и задать вопросы
(какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) -красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) - коричневые,  удобные, теплые…
Шарф (какой?) - пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) - кожаные, белые...
Шляпа (какая?) - черная, большая…
Туфли (какие?) - осенние, красивые…
Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….
Шуба (какая?) -  меховая, теплая…
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребёнок и взрослый играют в паре. Ребёнку читать вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова
(это слово стоит в родительном падеже множественного числа).
Каждый добавляет недостающее слово и получает за каждый правильный ответ фишку-приз. Выигрывает тот, кто больше набрал фишек.
Даю вам честное слово:                       Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого.                  Пожираешь людей,
Я видел двух свинок.                            Так, за это мой меч –
Без шляп и … (ботинок)                       Твою голову с … (плеч)
Постой, не тебе ли                                    Муравей, муравей
На прошлой неделе.                                  Не жалеет … (лаптей)
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
Робин Бобин Барабек.                              Где убийца, где злодей?
Скушал сорок … (человек)                      Не боюсь его …(когтей)
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Взлет – посадка
Взлетать – приземляться
Приезжать - …
Приплывать - … .«СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ»
Цель: учить подбирать синонимы к словам.
Ехать -  … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .
«СОСТАВЬ ФРАЗУ»
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры: предложить ребёнку придумать предложения, используя следующие слова:
забавный щенок                         полная корзина
спелая ягода                               веселая песня
колючий куст                             лесное озеро
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.
Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет её.
На столе лежит много карандашов.
Карлсон съел много конфетов.
Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.
Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … 
«ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА»
        Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова.
Первый игрок произносит: «Клоун», второй: «Радость», третий: «Смех»
и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не закончатся.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например: огурец, ёлка, кузнечик, лягушка…),только круглые (например, часы, Колобок, колесо, шар, глобус…).
«АВТОБИОГРАФИЯ»
        Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе» (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался.» (Шарик).
«ЦЕПОЧКА СЛОВ»
        Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?(Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.).
«СЛОВА НАОБОРОТ» (с мячом)
        Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч
и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»
        Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).«АНТОНИМЫ ДЛЯ ЗАГАДОК»
        Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».Обитает в воде (значит, на суше);Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);Хвост очень длинный (значит, короткий);Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы,
радуйтесь успехами маленьким победам!