Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря учащихся 1-2 классов, имеющих системное недоразвитие речи.


Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря учащихся 1-2 классов, имеющих системное недоразвитие речи.
Руденко Эльвира Владимировна,
учитель-логопед ГБОУ школы-интерната №2 г. Сочи
Тема: «Весна»
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбирать прилагательные к существительным.
-Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
-Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память ,внимание ,мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оздоровительные задачи:
Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок терапия.
Оборудование:
Слайды с изображением времён года, признаков весны, мяч, игрушка- солнышко, рисунки цветов для раскрашивания, контейнер с карандашами, мячик Су-джок, мультимедийная доска, компьютер, проектор.
Ход занятия.
1.Организационный момент: (на доске висит «солнышко», логопед обращает на неё внимание)
Логопед: Ребята, посмотрите, что у нас есть на доске?
Дети: Солнышко.
Логопед: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.
«Здравствуй, солнце золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй, небо голубое ( поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка ,земля ( наклон руки вниз)
Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг-друга)
Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту. (Логопед читает загадку)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)
Догадались о каком времени года мы будем говорить?
Дети: О весне.( Слайд№1 « Весна»)
Логопед: Весна наступает после какого времени года?(зимы)
Какой сейчас месяц? (март) Назовите все весенние месяцы.
Все рады весне, ждут её с нетерпением. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…Давайте каждый из вас скажет, что приносит с собой весна. (Логопед раздаёт картинки-раскраски, дети называют)
2.Основная часть.
Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова. Посмотрите на наш план (на доске наглядный графический план занятия). Чем мы с вами будем заниматься? (анализ плана)
На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
Массаж лица, артикуляционная и звуко-речевая гимнастика.
Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо. (Поглаживание лица).
Дождик ещё прохладный. (Постукивание подушечками пальцев).
По утрам ещё иногда пощипывает мороз. (Пощипывание).
А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).
А теперь, чтобы наше солнышко улыбалось, сделаем гимнастику:
(улыбка, трубочка, месим тесто, блинчик, горка)
Попоём гласные: а, о, у, и, ы, э (делаем вдох через нос и поём на выдохе сначала 3 звука, потом 4, 5,6).
Весной дует ветерок. Вспомните песенку прохладного ветерка. (с-с-с…, артикуляция звука). Добавим гласные, прочитаем и пропоём: са-сы-со-су.
Музыка звучит. (Чайковский «Времена года. Весна»)Логопед: - Давайте мы сейчас с вами вспомним приметы весны.
Составление предложений о весне по картинкам.
На столе пред детьми лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на плакат свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко» «Весной появляются первые цветы», «Весной с юга прилетают первые птицы», «Весной люди надевают лёгкую одежду» и т. д.)
2.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)
Логопед : Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова , а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, метель, солнышко, капель.Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери. Проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.(Слайд№2Ёжик в лесу).
3.Су-джок-терапия « Сказка про ёжика»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ёжик. Показать шарик в открытой ладони. Ёж был маленький , поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком.
Однажды ранним весенним утром захотел Ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке. Дорожка была узкая и извилистая.
Катать шарик по ладони. Долго бежал Ёжик, и вдруг очутился около бурлящей реки. А через реку был переброшен мост. Круговые движения шариком по ладони. Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик-сделал шажок, потом 2,3,4,5- и перебрался на другой берег. Прокатить шарик по каждому пальцу начиная с большого. А там поляна-большая, круглая ,красивая. Круговые движения по ладони. На поляне видимо-невидемо первоцветов: подснежники, тюльпаны! Красиво, как в сказке! Прокатить шарик по каждому пальцу. Ёжику очень понравилась поляна, но нужно возвращаться домой. Катать шарик по ладони вперёд-назад. А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладони.
Логопед: Ребята, Ёжик побывал на полянке, а вы хотите?
Дети: Да!
Логопед: Давайте ненадолго отправимся на весеннюю полянку.
Закрывайте глазки, немного помечтайте.
С ветерком я подружусь, на полянке окажусь(. Слайд «весенняя поляна»№3)
4.Лексико-грамматические упражнения с мячом.
Логопед: Встаньте в круг. Посмотрите, какая замечательная полянка получилась. Играем «Назови ласково»
Лист-листочек, цветок-цветочек, солнце-солнышко, ручей-ручеёк, ветка-веточка, гнездо-гнёздышко, птица-птичка, дерево-деревце, корабль-кораблик.
«Один-много»
Листок-листочки, почка-почки, ручей-ручейки, веточка-веточки, птичка-птички, гнездо-гнёзда, дерево-деревья
5. Развитие графических навыков
Логопед: Весной листья распускаются на деревьях, раскрываются первоцветы , и я предлагаю сделать раскрасить свои весенние картинки.
6.Итог занятия:
Логопед: - А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?
Дети: - Говорили о приметах весны.
- Делали гимнастику.
- Играли с мячом.
- Играли в игру «Назови ласково»
- Учились правильно дышать.
- Раскрашивали картинки.
Как вы думаете, солнышку наша работа понравилась?