Коррекционно-развивающаяадаптированная программа по логопедии «Система коррекционной работы по устранению нарушений устной речи» 2 класс
Коррекционно-развивающаяадаптированная программа по логопедии
«Система коррекционной работы по устранению нарушений устной речи» 2 класс
Составитель: Кудряшова Раиса Львовна
учитель-логопед высшей категории.
Пояснительная записка.
Данная коррекционно-развивающая программа составлена на основе результатов обследования речи детей 2 класса и разработана на основе рекомендаций Филичевой Т.Б. «Основы логопедии», Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН» и заключений ПМПк: Недоразвитие речи легкой степени, обусловленное умственной отсталостью. Программа составлена с учетом регионального компонента, который отражен в содержании заданий и упражнений. В региональном учебном плане на логопедические занятия во 2 классе отводиться 4 часа.
Актуальность программы.
Нарушение речи у детей с умственной отсталостью носят системный характер. Для них характерно нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Речевая активность детей слаба и быстро истощаема. В их речи обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений
Неполноценное речевое развитие сопровождается несформированностью сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У таких детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; отставание в развитии наглядно-образного, словесно-логического мышления, трудности анализа, синтеза, сравнения, ригидность мышления; ограниченные возможности развития познавательной деятельности. Детям с НР присуще также отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией и переключаемостью, снижением скорости, точности и ловкости выполнения движений и другими особенностями.
Таким образом, недоразвитие речи у детей с умственной отсталостью часто сопровождается неречевой симптоматикой, выражающейся в нарушениях психических процессов и функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, а также в моторной недостаточности.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей.
Цель программы:коррекции всех компонентов речевой системы
Задачи программы:
Развитие фонематического слуха.
Развитие дыхания и голоса.
Развитие слуховой и зрительной памяти.
Развитие артикуляционной и общей моторики и динамики артикуляционного аппарата.
Коррекция и автоматизация звуков речи.
Дифференциация звуков.
Развитие грамматического строя речи.
Обогащение словарного запаса.
Уточнение временных представлений и пространственной ориентации.
Состав и характеристика класса.
В данную группу зачислены дети 2 класса. Речевая недостаточность этой группы проявляется во всех компонентах речи. Словарный запас беден, выявлено не знание многих слов, обозначающих части предмета, тела, животных и их детенышей. Дети путаются в названиях, формы предмета, величины. В речи не используют обобщающие и отвлеченные понятия. У этих детей нарушен грамматический строй речи, они часто искажают структуру предложения. Самостоятельная речь данной группы состоит из 2-3 слов в предложения, с одним главным членом предложения. Они не достаточно владеют приемами словообразования и словоизменения. Связная речь характеризуется перечислением увиденных событий и предметов.
Средства, формы и методы коррекционной работы:
- наглядность, коррекционные игры и упражнения, логопедическая гимнастика,логопедические игры;
- по данной программе с детьми проводятся групповыезанятия;
- наглядный и практический метод, связь с окружающей средой.
Этапы реализации и сроки реализации.
Данная программа состоит из двух этапов коррекционной работы:1 класс –первый этап(в течение года); 2 класс – второй этап (на год).
Организация занятии: занятия проходят в кабинете логопедии, по программе первого этапа занимается все дети1 класс,данная программа рассчитана на два года. Календарное планирование по данной программе составляется на полугодие. Занятие проводится 2 раз в неделю по 40 мин.
Оборудование: профили артикуляции, предметные картинки, «звуковые замки», сигнальные кружочки, алфавит, слоги, разрезная азбука, предметные картинки, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и предметные картинки, на которых изображены предметы в действии, а также по темам «Фрукты», «Игрушки», «Семья», «Комнатные растения», «Одежда», «Транспорт», «Инструменты», «Продукты», «Профессии», карточки с графическим изображением слов, схемы предложений, слова для справок. Таблицы: «Зимние забавы». «Картинки по развитию речи», «Времена года. Зима.», «Времена года. Весна.», «Времена года. Осень.», «Времена года. Лето» Опорные схемы, слова, картинки. Игрушки. Ударный инструмент. мячик. Учебные пособия: «Настольный театр», Азбука магнитная, Касса букв (классная), набор картинок «Обобщающие понятия», лото по сказкам, картинный словарь.
ИКТ:
1.Электронное издание. Н.С.Русланова. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. «Посуда», «Продукты питания»
2.Электронное издание. Н.С.Русланова. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
3.Творческое объединение «Маски». Обучающая компьютерная игра «Азбука-малышка».
4. Музыкальное приложение к книге. Г.И. Анисимова «Новые песенки» для занятий в логопедическом детском саду.
5. Музыка для релаксации. 3 кассеты.
Структура занятия.
Оргмомент.
Психологический настрой
Артикуляционная гимнастика
Игровые задания на развитие пальцев рук.
Упражнения для развития дыхания и силы голоса.
Задания на различение звуков речи.
Упражнения на развитие зрительного слухового внимания.
Физ-минуткаСловарная работа
Грамматические задания.
Упражнение на развитее речи.
13.Итог.
14.Психо-эмоциональный настрой на перемену.
Определение результативности:для контроля результатов до начала и после окончания цикла занятий проводится обследование речи детей. Обследование всех компонентов речи проводиться по альбому О. Б. Иншаковой: звукопроизношение, фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Моторную сферу по диагностическим заданиям Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревича и Т.Б. Филичевой: уровень сформированности двигательных навыков, координации движений, развитие мелкой моторики, двигательная активность артикуляционного аппарата и выявление наличия или отсутствия патологии артикуляционного аппарата, определение ведущей руки и ноги.
Предполагаемый результат: правильно произносить нарушенные звуки,узнавание букв алфавита, слитное чтение слов, выделение звуков речи из ряда звуков, слогов; увеличение объёма словаря; построение простой правильной фразы, умение ориентироваться в временных и пространственных представлениях
Используемая методическая литература:
Аксенова А.К., Якубовская Е.В. «Дидактические игры по русскому языку 1-4 классов». Москва «Просвещение». 1987г.
Бессонова Т.П., Грибова О.Е. «Развитее речи» Москва «Просвещение» 2000г.
Быстрова Г.А., СизоваЭ.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания».Санкт-Петербург «КАРО». 2001г.
Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». Методическое пособие. Санкт-Петербург. «Детство-Пресс» 2003г.
Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» Москва: Мозаика-синтез.2002г.
Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. Пособие для логопедов. I период, II период, III период. – М.; Издательство ГНОМ и Д . 2000г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР» Пособие для логопедов. I период, II период, III период. – М.; Издательство ГНОМ и Д . 2000г.
Логопедия: учебное пособие для студентов. Под ред. Л.С.Волковой и др. 1989г.
Лопухина И.С.. «Логопедия» Санкт-Петербург. Изд «Дельта» 1997г.
Петрова В.Г. «Развитие речи у учащихся вспомогательной школы». Москва. «Педагогика». 1977г.
Парамоновап Л.Г. «Стихи для развития речи». Санкт-Петербург «Дельта». 1998г
Светлова И.Е. «Развиваем устную речь». Москва Изд. «ЭКСМО-Пресс». 2000.
Филичева Т.Б. «Основы логопедии». Изд. «Просвещение» 1989г.
Филичева Т.Б. Туманова Т.В. «Учись правильно говорить» Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. Москва. МГПОИ. 1993г.
Филичева Т.Б. Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. Москва. МГПОИ. 1993г.
Второй этап. 2 класс.
№ п/п Наименование и характеристика основных направлений коррекционной работы Коррекционно-развивающие цели.
1 Звуки и буквы.
Неречевые звуки. Речевые звуки. Гласные звуки и буквы: а, у, о, ы. Согласные звуки и буквы: м, с, ш, л, н, р, к, п, т, з, в, ж, б, г, д, ц, ч, щ. 1.Развитие слухового восприятия.
2. Коррекция и развитие внимания и памяти.
3. Уточнение артикуляции звуков.
2 Грамматический строй
Обобщающие слова: «Овощи», «Цветы», «Фрукты», «Посуда», «Семья», «Одежда», «Школа», «Мебель», «Животные и их детеныши», «Учебные вещи», «Птицы».
Согласование количественных числительных с существительными. Образование относительных и притяжательных прилагательных.Образование родственных слов. Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением. Образование множественного числа. Количественны числительные
Образование приставочных глаголов
Местоимения. Наречие. 1.Формирование грамматичесого строя речи.
2. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
3.Нормализация просодической стороны речи
3 Фонематическое восприятие.
Различение не речевых звуков.Различение речевых звуков.Выделение гласного звука из ряда звуков, в слогах, словах.Выделение согласного звука в начале слова, в конце слова.Определение места звука.Дифференциация звуков: а – у, а – о, а – у - о, ы – и, к – х, с – ш, л – р, с – з, ш –ж, б – п, к – г, т – д, и – й, с – ц, ч – щ, щ – с, щ – т, щ – ш, ч – щ – с – т.Воспроизведение слоговых рядов Анализ прямых и обратных, закрытых слогов.Преобразование слогов.Составление и деление слов. 1.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
2.Коррекция и развитие мыслительных операций.
3.Формирование навыков слогового анализа и синтеза.
4.Развитие навыков различения звуков
4 Чтение и письмо
Письмо слогов, слов и простых предложений на материале правильно произносимых звуках Формирование навыков правильного письма
Профилактика дисграфии и дислексииКалендарно-тематическое планирование.
Первое полугодие.
№п/п Тема занятия, тема для повторения. Кол-во занятий Дата Направления коррекционной работы.
Развитие фонематического восприятия. Лексико-грамматические игры и упражнения. Чтение и письмо
Обследование речи. Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. Различение не речевых звуков. Игры «Отгадай картинку», «Чего не стало?», «Большой-маленький». Понятие звук.
Развитие слухового восприятия на речевых звуках. Различение слов близких по звуковому составу. Игра «Кто скажет дальше?». Понятие звук.
Складывание предметов из геометрических фигур. Воспроизводить гласные звуки.
Угадывание звуков по беззвучной артикуляции. Составление и проговаривание словосочетаний. Письмо элементов букв.
Различение слов обозначающих предмет и действие Воспроизводить гласные звуки.
Игры «Отгадай кто это», Письмо буквы А.
Гласные буквы. Выделение звука А из ряда гласных звуков. «Что дальше», «Что изменилось?», «Эхо». Письмо буквы А.
Согласные буквы. Угадывание звуков по беззвучной артикуляции. Составление простых нераспространенных предложений к 1-фигурным картинкам. Обводка по точкам.
Обобщающее понятие «Школа» Выделение звука из ряда звуков и слогов. Постановка вопроса к картинке. Обводка по точкам.
Понятие предмет и действие. Составление простых нераспространенных предложений. Письмо элементов букв.
Гласные с согласные буквы. Выделение звука [о] из ряда гласных звуков, слогов, слов. Звуковой анализ слогов МА,МО, МУ, АМ, ОМ, УМ. Игры «Отгадай кто это», «Что дальше», «Кого не стало?», «Эхо».
Составление и проговаривание словосочетаний. Конструирование буквы О.
Обобщающее понятие «Овощи». Выделение звука из предложения.
Воспроизведение слоговых рядов. Постановка вопроса к картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами. Обводка по точкам.
Одушевленные предметы и неодушевленные. Выделение звука из предложения.
Воспроизведение слоговых рядов. Дидактические игры «Живые-неживые», «Телефон». Письмо элементов букв.
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Выделение звука из предложения.
Воспроизведение слоговых рядов. Дидактические игры «Живые-неживые», «Телефон». Письмо элементов букв.
Согласные звуки Д-Т. Выделение звука [с] из ряда гласных звуков, слогов, слов. Упр. Подобрать картинку к действию. Составление слогов.
Обобщающее понятие «Фрукты». Звуковой анализ слогов СА,СО, СУ, АС, ОС, УС. «Образование притяжательных прилагательных. Письмо и чтение прямых и обратных слогов.
Именительный падеж множественного числа существительных. Звуковой анализ слогов Образование притяжательных прилагательных. Письмо и чтение прямых и обратных слогов.
Согласные звуки Б-П. Выделение звука [х] из ряда гласных звуков, слогов, слов. Дидактические игры «Парные картинки», «Эхо», игра с мячом. Чтение слогов.
Обобщающее понятие «Учебные вещи». Звуковой анализ слогов ХА, АХ, ХУ, УХ и т.д. Составление простых предложений по сюжетной картинке. Письмо и чтение прямых и обратных слогов.
Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа глаголов настоящего времени..Звуковой анализ слогов, слов. Составление простых предложений по сюжетной картинке «Осень». Печатание букв.
Составление и чтение слогов.
Согласные звуки Ш-Ж. Выделение звука Ш из ряда согласных звуков, слогов. Составление простых прямых и обратных слогов. Письмо и чтение прямых и обратных слогов.
Обобщающее понятие «Игрушки». Воспроизведение слоговых рядов Выделение согласного звука из слогов. Согласование количественных числительных с существительными Печатание букв.
Составление и чтение слогов.
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Воспроизведение слоговых рядов Выделение согласного звука из слогов. Договаривание предложений. Письмо и чтение прямых и обратных слогов.
Звук и буква В-Ф. Определение места звука в слове. Составление закрытых слогов со звуком. Проговаривание предложений в в игре «4-й лишний» по образцу. Печатание букв.
Составление и чтение слогов.
Обобщающее понятие «Одежда» Выделение звука из ряда звуков, слогов, предложения. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «4-й лишний», «Телефон». Составление слогов.
Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ. Выделение звука из ряда звуков, слогов, предложения. Счет 1-5 – моя тапка, моя туфля. Письмо и чтение прямых и обратных слогов.
Согласные звуки Ы-И. Выделение звука в слове. Звуковой анализ 2-3 слоговых слов. Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Печатание букв.
Составление и чтение слогов.
Обобщающее понятие «Обувь» Определение места звука в слове. Выделение ударного звука. Составление предложений по опорным предметным картинкам. Составление закрытых слогов и слов.
Глаголы прошедшего времени единственного числа. Определение места звука в слове. Выделение ударного звука. Постановка вопроса к сюжетным картинкам. Письмо и чтение прямых и обратных слогов.
Гласные звуки А-Я. Выделение звука в слове. Звуковой анализ 2-3 слоговых слов. Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Печатание букв.
Составление и чтение слогов.
Обобщающее понятие «Одежда» Определение места звука в слове. Составление предложений по опорным предметным картинкам. Печатание букв.
Составление и чтение слогов.
Чтение слогов и слов. Выделение звука Н из ряда гласных звуков, слогов, слов. Постановка вопроса к сюжетным картинкам. Составление закрытых слогов
Календарно-тематическое планирование.
Второе полугодие
№п/п Тема занятия Кол-во занятий Дата Развитие фонематического восприятия и формирование навыков анализа и синтеза. Лексико-грамматические игры и упражнения. Чтение, письмо.
Согласные звуки Г-К. Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Дифференциация букв г – к. Образование множественного числа Выкладывание слогов из двух слогов с последующей записью.
Составление предложений по опорным картинкам. Определение места звука в слове. Звуковой анализ. Тема «Зима».
Игры «Эхо», «Что прибавилось?», «Парные картинки». Письмо элементов букв
Понятие признак. Воспроизведение слоговых рядов. Договаривание предложений с предлогом НА. Слитное чтение слогов
Согласные звуки Г-Х. Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Дифференциация букв г – х. Употребление в речи притяжательного местоимения. Чтение и письмо слогов ПО, КА. Чтение и составление слов КОСА.
Обобщающее понятие «Животные» Воспроизведение и преобразование слогов. Звуковой анализ. Договаривание предложений с предлогом У. Письмо букв, слогов.
Родительный падеж. Воспроизведение и преобразование слогов. Звуковой анализ. Самостоятельное составление предложений по опорным картинкам. Письмо букв, слогов.
Гласные звуки О-ЁПреобразование слогов. Составление схем. Звуковой анализ слов Спряжение глагола РИСОВАТЬ. Чтение и письмо двусложных слов.
Обобщающее понятие «Животные и их детеныши» Воспроизведение и преобразование слогов. Звуковой анализ. Упражняться в образовании уменьшительно ласкательных слов. Письмо элементов букв
Родительный падеж. Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Образование множественного числа существительных. Слитное чтение слогов
Согласные звуки У-Ю. Преобразование слогов. Звуковой анализ слов. Составление слогов: ЮК, УТ, УК. Игра «Живые звуки». Упражняться в образовании относительных прилагательных. Чтение и письмо двусложных слов.
Обобщающее понятие «Птицы» Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Согласование существительных с прилагательными. Письмо элементов букв
Предлоги. Определение места звука в слове. Звуковой анализ. Образование множественного числа существительных. Слитное чтение слогов
Согласные звуки А-Я. Воспроизведение и преобразование Дифференциация твердых и мягких согласных.слогов. Звуковой анализ. Упражняться в образовании относительных прилагательных. Чтение и письмо двусложных слов.
Обобщающее понятие «Семья» Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Подбери признак. Игры «Запомни и повтори», «Кого не стало?» Письмо элементов букв
Количественные предлоги ОДИН, ДВА. Преобразование слогов. Звуковой анализ. Образование множественного числа существительных. Слитное чтение слогов
Согласные звуки С-З. Воспроизведение и преобразование слогов. Слоговой анализ слов: зима, зонт, Зина, земля, зубы. Согласование существительных с прилагательными. Чтение и письмо слов с различной сложностью.
Винительный падеж. Определение места звука в слове. Звуковой анализ. Образование множественного числа существительных. Чтение и письмо слов с различной сложностью
Звуки Ж-З. Воспроизведение и преобразование слогов. Звуковой и слоговой анализ Согласование существительных с прилагательными. Чтение слов типа –ЖУК, ЖАБА.
Пересказ сказки три медведя. Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Упражняться в образовании уменьшительно ласкательных слов. Слитное чтение слогов
Звуки Х-Х`. Воспроизведение и преобразование слогов. Звуковой и слоговой анализ. Упражняться в употреблении глаголов Чтение сло типа –ИВА-
Род имен существительных. Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Согласование существительных с прилагательными. Чтение и письмо слов с различной сложностью
Звуки Т-П. Определение места звука в слове. Звуковой анализ. Звуковой анализ слогов и слов.
Работа с кассой. «Одежда», «Головные уборы» Слитное чтение слогов
Признаки предмета. Определение места звука в слове. Звуковой анализ. Подбери признак. Игры «Запомни и повтори», «Кого не стало?» Письмо букв, слогов.
Звуки К-Т. Воспроизведение и преобразование слогов. Дифференциация букв к-т. Упражняться в употреблении глаголов (эмоц. состояния). Чтение и письмо слов с различной сложностью
Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Подбери признак. Игры «Запомни и повтори», «Кого не стало?» Письмо букв, слогов.
Звуки К-П-Т. Выделение ударного гласного в слове Звуковой анализ. Дифференциация букв к-т-п «Продукты», Образование относительных прилагательных Чтение и письмо слов с различной сложностью
Относительные прилагательные. Определение места звука в слове. Звуковой анализ. Согласование существительных с прилагательными. Слитное чтение слогов
Звуки Л-Й. Выделение ударного гласного в слове Звуковой анализ. Дифференциация букв л-й «Инструменты»
Качественные наречия.
Чтение и письмо слов с различной сложностью
Составление предложений к сюжетной картинкам по теме «Весна»Преобразование слогов. Звуковой анализ. Подбери признак. Игры «Запомни и повтори», «Кого не стало?» Чтение Чтение и письмо слов с различной сложностью
Звуки П-П`. Преобразование слогов. Звуковой анализ. Дифференциация букв. Упражняться в употреблении глаголов (эмоц. состояния). Чтение и письмо слов с различной сложностью
Относительные прилагательные Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Согласование существительных с прилагательными. Слитное чтение слогов
Звуки К-К`. Преобразование слогов. Звуковой анализ слогов и слов.
Дифференциация букв. «Продукты». Местоимения. Чтение и письмо слов с различной сложностью
Звуки Л-Л`. Выделение ударного гласного в слове. Звуковой анализ. Работа с кассой букв. Местоимения. Употребление местоимения в речи. Чтение и письмо слов с различной сложностью
Обобщающее понятие «Цветы» Определение места звука в слове. Звуковой анализ.
Подбери признак. Игры «Запомни и повтори», «Кого не стало?» Слитное чтение слогов
Относительные прилагательные Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Упражняться в образовании уменьшительно ласкательных слов. Письмо букв, слогов.
Звуки В-В`. Преобразование слогов. Звуковой анализ слогов и слов.
Дифференциация букв. Упражняться в употреблении глаголов (эмоц. состояния). Чтение и письмо слов с различной сложностью
Обобщающее понятие «Посуда» Определение места звука в слове. Звуковой анализ. Образование относительных прилагательных Чтение и письмо слов с различной сложностью
Притяжательные прилагательные. Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Согласование существительных с прилагательными. Слитное чтение слогов
Звуки Ф-Ф`. Преобразование слогов. Звуковой анализ слогов и слов. Дифференциация букв. Упражняться в употреблении глаголов (эмоц. состояния). Чтение и письмо слов с различной сложностью
Чтение слогов слов предложений. Определение места звука в слове. Звуковой анализ. Образование относительных прилагательных Слитное чтение слогов
Обследование речи.