Статья по проведению гражданско-патриотического воспитания школьников
Секция 4
«Внеклассная и внешкольная деятельность обучающихся как фактор их гражданского становления»
Яскилка Людмила Александровна
учитель истории
Солнцевской ОШ I-III ступеней
администрации Старобешевского района
Моделирование и организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях Донецкой Народной Республики
Ключевые слова (патриотизм, патриот, гражданско-патриотическое воспитание)
Актуальность статьи. Необходимость в усовершенствовании системы гражданско-патриотического воспитания вытекает из недооценки патриотизма, которая приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе образования ДНР.
Анализ последних исследований публикаций по данной проблеме. Во 2 полугодии 2015-2016 учебного года приняла участие в апробации Программы «Уроки гражданственности Донбасса в 5-11 классах» (как классный руководитель)
Цель статьи -показать возможность использования различных форм гражданско-патриотического воспитания учащихся.
МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
в Солнцевской ОШ I-III cт. администрации Старобешевского района178510349959Ключевая задача воспитания в школе: формирование гражданственности и патриотизма на основе государственной политики
00Ключевая задача воспитания в школе: формирование гражданственности и патриотизма на основе государственной политики
279261818415
139849416560Урочная деятельность в образовательной организации
00Урочная деятельность в образовательной организации
49118748629Внеклассная, внешкольная деятельность
00Внеклассная, внешкольная деятельность
152321630144Цель: формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма
00Цель: формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма
662417191135411580920275200
407277884903866999117176
right4305305632637290905557884927977400
ФОРМЫ РАБОТЫ
Уроки гражданственности 1. Деловая игра.
Уроки литературного чтения, 2. Практикум.
трудовое обучение, литература, музы- 3. Устный журнал.
кальное искусство, изобразительное, 4. Круглый стол
искусство, история, география, 5. Конкурсы.
биология, физическая культура, экономика, 6. Анкетирование
НВП и МСП 7. Спортсостязания
8. Защита проектов
Гражданско-патриотическое воспитание– это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки детей и учащейся молодежи к жизни в условиях демократического общества, инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, реализации прав и обязанностей, укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание любви к исторической родине, а значит – патриотических чувств, и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма.
Деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи направлена на:
утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому своей Родины, к традициям;
воспитание уважения, толерантного отношения и интереса к представителям разных народностей;
воспитание активной гражданской позиции.[2,С.4]
Патриотизм составляет основу национального самосознания. Он выражается в любви и преданности к своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм связан с историческим прошлым. История свидетельствует, что благодаря патриотизму народа России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в сложный период своей истории (Смута, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война). История многому учит. Это- коллективная память народа. Поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении огромно. Нам исключительно важно, какими вырастут дети нашей молодой Республики. Нам есть чем гордиться, о чем рассказывать детям.
Сегодня музеи играют важную роль в патриотическом воспитании молодежи, формировании у нее гражданского самосознания и ответственности. Активизация работы с образовательными учреждениями, приобщение учащихся и студенческой молодежи к историческим и культурным ценностям – одно из важных направлений работы музеев. В настоящее время Министерством культуры разрабатывается проект Программы взаимодействия образовательных и музейных учреждений Донецкой Народной Республики.
Старобешевский край — земля хлеборобов, шахтёров и энергетиков. Эта земля взрастила всему миру Пашу Ангелину - легендарного бригадира женской тракторной бригады. В Старобешевском районе глубоко чтут память о землячке, первой женщине- трактористке, дважды Герое Социалистического труда, депутате Верховного Совета СССР нескольких созывов Прасковьи Никитичне Ангелиной.
С 1964 года в районе функционирует государственный мемориальный музей имени П.Н. Ангелиной. В центре Старобешева установлен бронзовый бюст знаменитой землячки. [6, с.45]
Музей стал центром патриотического воспитания в районе. Здесь проходят уроки мужества, показ фильмов на патриотическую тему, вечера, творческие отчеты, экскурсии, встречи с интересными людьми. В музее работают настоящие исследователи истории своего края.
В селе Придорожное работает Народный музей боевой и трудовой славы, созданный под руководством Моженко В.Ф.-учителя, директора школы, участника Великой Отечественной войны. Музей работает 30 лет и стал поистине центром патриотического воспитания молодежи. Наши ребята с благодарностью вспоминали его выступление о подвигах своих земляков.
На 92 году ушел из жизни вечный Солдат,Учитель,Человек.
В с.Солнцево в 2016 году открыт музей истории села, собраны материалы о земляках, прославивших село. Инициатор его создания-сельский библиотекарь Е.С. Данилик. Школьники –частые гости в музее. Экспонаты собирали всем селом.
1 сентября открыла свои двери и комната боевой славы в нашей школе. Осуществилась мечта учителя –энтузиаста Шрамко Л.Н. Собран материал о воинах, освобождавших с. Солнцево, об участниках Великой Отечественной войны-жителей с. Краснополье и с. Солнцево.
Идёт подготовка экскурсоводов из числа членов патриотического кружка.
В 2015 году значительное внимание было уделено подготовке и проведению мероприятий, посвященных 70-летию Великой Победы и Первой годовщины образования Донецкой Народной Республики. В школе была проведена конференция «Война в судьбах людей». Провели её ребята 11 класса. Горулько Максим подготовил научно-исследовательскую работу на МАН «Мировые войны и судьбы человечества» и занял третье место. Ученица 7 класса Горулько Алла приняла участие в историко-литературном конкурсе «Опомнитесь, люди-братья». Горулько Максим написал на конкурс сочинений-эссе «Главные сражения Отечественной войны 1812 года» и занял второе место. в районе. Во всех классах прошли уроки мужества.
Бережной Денис занял первое место в районном конкурсе патриотической песни. Он исполнил песню «На безымянной высоте»
1 сентября для школьников 7-11 классов прошел единый урок гражданственности «Твои освободители, Донбасс». Были использованы материалы поисковой работы выпускника школы Махини Вадима, подготовленной ним для выступления на конкурсе МАН. С чувством гордости ребята говорили и слушали о своих земляках –защитниках Родины. Воспитание гражданственности –это воспитание чувств. Необходима ситуация, когда ребенок гордится за своих родных, свой коллектив, свою школу, свою Родину. Актуальны слова известного педагога В.А. Сухомлинского о том, что гражданственность – это прежде всего душа. В нашем районе частыми гостями стали артисты Донецкой филармонии. Ребята с огромным удовольствием слушают выступления известных артистов Донбасса-победителей и лауреатов республиканских и международных конкурсов, смотрят спектакли. Организуются и проводятся концерты при содействии районного отделения Общественного Движения Донецкой Республики, которое возглавляет и.о. главы Старобешевского района Николай Михайлов, начальника управления образования района Немилостивой Веры Максимовны.
Состоялись крупнейшие мероприятия – праздник греческой культуры «Здесь все моё, и я отсюда родом», фестиваль «Республика», который прошёл в Горловке, фестиваль народного творчества «Широка душа славянская» [3, С.3] .
Республике проводится работа по увековечению памяти исторических событий, выдающихся личностей, связанных с историей Донецкого края, а также граждан, жизнь которых трагически оборвалась в результате военных действий на территории Донбасса. В 2015 году были установлены: монумент Герою Советского Союза В. Маргелову , памятник гражданам Донецкой Народной {Республики, погибшим под обстрелами украинской армии, мемориальная доска в память о командире одного из подразделений батальона «Восток» Олеге Гришине, погибшем при защите Саур-Могилы (г. Донецк).
По инициативе Министерства культуры РФ установлен памятник «Павшим известным и неизвестным защитникам Родины» в Амвросиевке.
Вывод. В лице патриотически воспитанной молодежи современное общество приобретает ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее ДНР.
Список литературы
Конституция Донецкой Народной Республики
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики» (17 июля 2015 г)
Михайлов Н.П. Отчёт о работе районного ОД ДР// Новая жизнь. – 2016. - №31
Программа образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса».- Донецк, 2016.-109с.
Харламов И.Ф. Педагогика.- М. :Высшая школа, 1990. -573с.
Авдеев И.И. История Старобешевского района. – Старобешево, 2012