Тренинг Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей с нарушением слуха
Проект
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей с нарушением слуха
План работы:
Направления работы по эмоционально-воловой сфере в рамках семейного воспитания и формированию эмоциональной лексики:
Стимулирование интереса детей к эмоциональной составляющей собственного состояния и межличностных отношений;
Расширение у детей сведений об эмоциях;
Развитие навыков использования эмоционально-экспрессивных средств языка и вербализации эмоциональных состояний;
Развитие способности установления причинно-следственных связей возникновения эмоций;
Формирование навыков саморегуляции эмоциональных процессов и культурных эмоциональных проявлений.
Формирование эмоциональной лексики из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом
СправкаИдеяОшибкаНаверхЦели:
1. Образовательная.
а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;
б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);
в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
2. Воспитательная.
а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.),препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Методические приемы:
1. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
2. Рисование эмоций.
3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
ИГРЫ
1. "Рисуем настроение"
Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:
1. Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию HYPERLINK "http://www.voobrazenie.ru/" \t "_blank" воображения, самовыражения.
2. Ребенок называет любое число от 1 до 12. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой - названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина. 8. Печаль. 9. Стыд. 10. Чувство вины. 11. Удовольствие. 12 Обида.
3."Зеркало"
Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.
4. "Тренируем эмоции"
Попросите ребенка нахмуриться - как:
осенняя туча,
рассерженный человек,
злая волшебница.
Улыбнуться, как:
кот на солнце,
само солнце,
как Буратино,
как хитрая лиса,
как радостный ребенок,
как будто ты увидел чудо.
Позлись, как:
ребенок, у которого отняли мороженое,
два барана на мосту,
как человек, которого ударили.
Испугайся, как:
ребенок, потерявшийся в лесу,
заяц, увидевший волка,
котенок, на которого лает собака.
Устань, как:
папа после работы,
муравей, поднявший тяжелый груз,
Отдохни, как:
турист, снявший тяжелый рюкзак,
ребенок, который много потрудился, но помог маме,
как уставший воин после победы.
Улыбнись как:
довольный ребенок
счастливая мама
солнышко
Покажи как рассердились:
ребенок, у которого отобрали игрушку
папа, если ребенок долго балуется
Покажи себя:
если бы ты увидел как говорит собака
если бы ты увидел в зеркале, что у тебя выросли крылья
Покажи как приятно:
загорать под солнцем
пить чай всей семьей
Покажи:
как ты достаешь подарок из упаковки
как ты смотришь новую серию любимого мультфильма
Покажи:
зайца, который увидел волка
котенка, на которого лает собака
Покажи себя:
когда хороший друг ударил тебя
когда воспитатель ругает тебя, а ты в чем не виноват
Покажи:
себя, когда ты строил рожицы и учитель увидел это
себя, когда ты бросил бумажку в школьном коридоре и к тебе подошла уборщица
Покажи как расстроились:
мама, когда заболел ребенок
ты, когда хочется погулять, а на улице плохая погода
Покажи:
ребенка, который третий день подряд приходит домой с двойкой
папу, который обещал прогулку всей семьей, и забыл про это
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
1. "Назови похожее"
Цель: активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
2. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.
Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное
3. Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.
Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое
4. Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.
Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование
5. Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.
Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.
6. Найди эмоции.
Задание
Петя радуется, потому что получил пятерку
Саша грустный, потому что его мама надолго уезжает
Лариса обижается, потому что с ней не играют подруги
Максим испытывает чувство вины, потому что дома разбил мячом окно
Денису интересно, когда учитель рассказывает что-то новое
Даша испытывает удовольствие, когда они едут на отдых всей семьей
Илье страшно, потому что во сне за ним кто-то бежит
Даниилу стыдно, когда он показывает плохие жесты и это видят взрослые
Задание
Петя улыбается и прыгает, потому что ему радостно
Саша плачет, потому что ему грустно
Лариса нахмурила брови и стоит в стороне, потому что ей обидно
Ксюша кричит и отталкивает мальчиков, потому что она злится (испытывает гнев)
Максим опустил глаза и уходит от мамы и папы, потому что чувствует вину
Денис внимательно смотрит на учителя, потому что ему интересно
Даша обнимает всех вокруг и постоянно улыбается, потому что испытывает удовольствие
Илья сжался и прячется под одеялом, потому что ему страшно
Даниил покраснел и опустил глаза, потому что ему стыдно
Лексическая тема, сказка Задачи Эмоциональная лексика, используемая в сказках
Семья. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1.Уточнять знания о родственных связях.
2.Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний.
3.Обучать овладению антонимами.
1.Плачет, беда, радость
2.Ласково (начала звать).
2.Дочка, Аленушка, сынок, Иванушка.
Домашние птицы. «Гуси-лебеди» (русская народная сказка в обработке А.Н.Толстого) 1.Расширять и уточнять представления о диких птицах.
2.Обучать образованию слов с ласкательным значением
3.Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний.
4.Обучать овладению антонимами. 1.Плачет (девочка)
2.Умница, худо (будет), дурная (слава).
3.Дочка, сынок, платочек, братец, травка, печка, пирожок,батюшка, яблочко, речка, киселек,молочко, сливочко, сливочки, избушка, ножки (курьи), лапвочка, окошко, девица, мышка, кашка, добренькое (скажу), бережок, яблонька, матушка (печке, речке).
Посуда. «Лиса и журавль» (русская народная сказка в обработке А.Н.Толстого) 1.Уточнять и расширять знания о посуде.
2.Обучать образованию слов с ласкательным значением
3.Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний.
4.Обучать овладению антонимами. 1.Подружились (лиса и журавль), досада, дружба.
2.Дорогой, голубчик.
3.Куманек, лисица, горлышко (у кувшина), кумушка
Строительство домов. «Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка в обработке А.Н.Афанасьева) 1.Уточнять и расширять знания о строительстве домов.
2.Обучать образованию слов с ласкательным значением
3.Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний.
4.Обучать овладению антонимами. 1.Плачет, испугались (собаки, медведь), добро (наживать).
2.Избенка, зайчик, лисица, клочки, закоулочки