Методическая разработка по адаптации для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы во внеурочной деятельности
Методическая разработка по адаптации для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы во внеурочной деятельности
Автор
Фамилия, И.О. Белименко Ирина Николаевна
Должность Социальный педагог
Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Лянтор, 2014 год
АННОТАЦИЯ
У детей, имеющих те или иные жизненные ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм. Эти трудности особенно заметными становятся в те моменты жизни, когда возникает необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного поведения. Наиболее острым для ребенка с ограниченными возможностями периодом становится, например, начало обучения в школе, когда ему необходимо проявить способности к обучению и общению.
Гармонизации эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья способствует внеурочная деятельность самого ребенка, а участие в различных видах внеурочной деятельности самих детей способствует положительному развитию личности ребенка.
Наиболее успешными в реализации внеурочных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья являются групповые мероприятия. Полноценно реализуемая внеурочная деятельность содействует введению детей с ограниченными возможностями здоровья в мир культуры, развивает творческое мышление, приобретается опыт самореализации в совместной со сверстниками деятельности.
Для гармонизации эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности используются игровые методы, упражнения с проигрыванием различных ситуаций, театрализация и другие.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Целью методической разработки является коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности.
Основной задачей является социализация обучающихся в обществе. Таким образом, игры, при всем их разнообразии, имеют практическую направленность.
Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью игры, особенно для детей – с нарушением в развитии. Как правило, эти дети испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
У детей, имеющих те или иные жизненные ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм. Эти трудности особенно заметными становятся в те моменты жизни, когда возникает необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного поведения. Наиболее острым для ребенка с ограниченными возможностями периодом становится, например, начало обучения в школе, когда ему необходимо проявить способности к обучению и общению.
Различные формы переживания, чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти) образуют в совокупности эмоциональную сферу ребенка. Неполнота эмоциональной жизни у ребенка с ограниченными возможностями вызывает различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность. Эффективность социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья существенно зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации.
Чаще всего мы имеем дело с такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой сферы личности как неуверенность в себе, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, снижение целеустремленности, нарушение социального взаимодействия, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватность самооценки.
Бехтерев В.М. отмечал, что «подобного рода нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребности в достижении успеха, повышенной агрессивности, недоверии к окружающим, чрезмерной импульсивности, эмоциональной холодности, нарушении эмоциональных контактов с окружающими».
Гармонизации эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья способствует внеурочная деятельность самого ребенка, а участие в различных видах внеурочной деятельности самих детей способствует положительному развитию личности ребенка.
Наиболее успешными в реализации внеурочных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья являются групповые мероприятия. Полноценно реализуемая внеурочная деятельность содействует введению детей с ограниченными возможностями здоровья в мир культуры, развивает творческое мышление, приобретается опыт самореализации в совместной со сверстниками деятельности.
Для гармонизации эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности используются игровые методы, упражнения с проигрыванием различных ситуаций, театрализация и другие.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
В процессе игровой деятельности осуществляется: умственное воспитание детей (происходит развитие восприятия, представлений, обучение анализу, синтезу, сравнению предметов, их классификации по определенным признакам);
физическое развитие (улучшается координация движений, ловкость, подвижность);
нравственное воспитание (формируются навыки коллективного поведения, усвоение этических норм и правил поведения в обществе);
развитие речи детей (происходит расширение и обогащение словаря, развитие коммуникативной, познавательной функции речи);
трудовое воспитание (формируются представления о труде взрослых, моделируются отдельные виды труда);
Целью методической разработки является коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности.
Основной задачей является социализация обучающихся в обществе. Таким образом, игры, при всем их разнообразии, имеют практическую направленность.
Формой организации являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В индивидуальном порядке проходят: игры с песком, настольное конструирование и настольные игры. Такие виды занятий, как сюжетно- ролевые, подвижные игры, игры с мягкими модулями предусматривают взаимодействие обучающихся между собой, поэтому проводятся в подгруппе.
Работая с детьми с нарушением эмоционально – волевой сферы педагоги испытывают большие трудности в организации учебно-воспитательной и внеурочной деятельности с такими обучающимися. Необходимость решения данной проблемы делает актуальным содержание данной методической разработки.
1. РОЛЬ ИГРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельной и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференцированного и индивидуального подхода, а также подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических Недель.
Индивидуальный подход к учащимся на уроках, практика внеклассной работы способствуют развитию и становлению личности в условиях единой школы, повышению уровня обучения.
Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем и, обычно, согласованным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: поощрениями через стенную газету, награждение грамотами, книгами, сувенирами и т.д. Само участие ученика в факультативе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе. Тем не менее и к этой категории школьников целесообразно для максимального развития их индивидуальных способностей и интересов, удовлетворения потребностей широко применять дифференциацию обучения на факультативных и кружковых занятиях и индивидуальный подход в организации и руководстве их самообучения.
Во внеурочной деятельности могут с успехом использоваться разнообразные игровые формы. Все мероприятия можно классифицировать по нескольким признакам:
По отбору материала (тематические: «Своя игра», «Кулинарный этюд», «Веселый математический поезд»)
По форме проведения (игра - вертушка, игра - турнир, игра - путешествие и викторина, ролевые игры, «Математическая карусель», игра - спектакль «Суд над Нулем», игра - экскурсия, сказки)
По количеству учащихся (индивидуальные, командные)
Организуя игровое взаимодействие, соблюдаются следующие принципы:
Принцип развивающей деятельности (игра проводится не ради игры, а с целью развития личности каждого ребенка и всего коллектива в целом)
Принцип включенности каждого ребенка в игровое действие (не пассивное созерцание со стороны, а активное включение каждого).
2. ИГРА, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
Игра - это методом лечения, при котором учащиеся развивают свои способности.
Игра – метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром.
Игра помогает преодолевать конфликты и неурядицы. А начиналось все с рисования: ребёнок рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы – назвать ее. Пока
учащийся не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих
безобидных играх свое психическое состояние и уровень умения общаться с
другими. До сих пор рисунок является неплохим тестовым контролем
эмоционального настроения и одним из занятий.
Игра в шахматы - лучшее лечение от всех нервных болезней и развития мышления, независимо от возраста.
Ролевые игры. Играя в разные роли, дети избавляются от комплексов и страхов.
Участвуя в активных событиях, ребята учатся с помощью игры общению. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других и расширять свой объективный мир. На таких занятиях происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые
Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность,
предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот
или иной предмет.
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения
и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных.
Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Учащиеся лучше сосредотачиваются и
больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.
Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение школьника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, они начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом
приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет.
Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Игра-это средство выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Она представляет собой попытку ученика организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
Таким образом, можно сказать, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками игры, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Своеобразие социальной ситуации развития детей с ограниченными
возможностями можно связать с неправильным типом семейного воспитания
(чаще по типу гиперопека); с ограничением социальных контактов и
трудностями во взаимоотношениях со здоровыми сверстниками, а так же с
переживанием недоброжелательного отношения окружающих.
Игра воздействует на эмоционально-волевую и коммуникативную сферы детей с ограниченными возможностями и решает ряд важнейших коррекционных задач. Она позволяет повысить уровень социальной адаптации больного ребенка, снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, навязчивых страхов (темноты, резких звуков, высоты, передвижения и т.д.), сформировать адекватную самооценку.
Игра используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игры является наличие у ребенка социальной потребности в общении. Групповая игра призвана помочь ребенку осознать свое реальное «я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отрегулировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины. (Приложение 1)
3. РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
В последние годы в нашей стране получают распространение игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения и облегчения или даже устранения некоторых физических и физиологических аномалий, для развития памяти таких детей.
Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает; дошкольное детство. Но память ребенка имеет свои качественные отличия. Выдающиеся психологи, педагоги, физиологи, изучая основополагающий психический процесс память, отмечали главный фактор памяти ребенка ее избирательность. Было установлено и доказано, что процесс памяти у детей основывается на определенной информации потребности запомнить, сохранить ее и затем воспроизвести.
Сегодня, говоря о современных детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «дети бурного прогресса», в то же время можно констатировать факт роста числа детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, интеллектуально-пассивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с замедленным развитием психических процессов. Имеет значение ухудшение социальной, экономической и экологической ситуации на современном этапе развития общества, что отразилось на физическом здоровье детей, растет число детей с отклонениями в развитии, несомненно, и на психическом здоровье детей, факт увеличения детей с ослабленным психическим здоровьем неоспорим. Возросли нагрузки на формирующийся детский организм.
Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и нарушением эмоционально – волевой сферы. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.
Современные формы воспитания нацеливают на новые подходы к развитию ребенка с новыми личностно-ориентированными отношениями, в которых отношения «взрослый ребенок» приобретают новый статус.
Эмоциональный отклик ребенка можно проследить в его желании играть, действовать, мимике, жестах, речи. Перед игрой ребенка необходимо мотивировать, вызвать положительный эмоциональный настрой. Не следует стихийно организовывать игру, важно тщательно продумать все приемы воздействия на ребенка и решение развивающих задач в ее процессе. Ребенку будет легче, если игра будет включать активную двигательную деятельность игрового характера, которая является мощным стимулом развития всех видов памяти. В игре необходимо учитывать использование поисковой ситуации, создающей благоприятные условия для развития психических процессов. Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной утомляемостью, что отражается на продолжительности игры. Игра, обладая игровыми правилами и задачей, включающие цель, средства и результат, решает игровую и обучающие задачи. Использовать игру как способ психических процессов у детей возможно в двух направлениях. Самый распространенный способ это периодическое включение игровой деятельности в непосредственно обучающую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь имеется ввиду применение известных и часто используемых традиционных игровых методик, форм и приемов, адаптация таковых игр к предмету развития. Игра внедряется в обучающий процесс или трактуется как внеучебное мероприятие.
Использование игровой деятельности для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья выдвигает особые требования к взрослому организатору игры, педагогу. Прежде всего, он должен осознавать значимость игровой деятельности, владеть различными формами и приемами, составляющими основу педагогической игры, а самое главное обладать умением играть. Для организации игры необходимы предварительная тщательная подготовка в виде продумывания всех этапов, ее содержания, игрового материала. Роль взрослого в игре сложна: он является инициатором, ведущим и одновременно ведомым. Ему отводится роль инициатора в игре, при необходимости активного участника главных и второстепенных ролей; прибегающему к прямым способам развития детей при необходимости показам, объяснениям. Очень важно при развитии психического процесса памяти интеллектуально-пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.
В таких условиях, возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе со взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью игры, особенно для детей – с нарушением в развитии. Как правило, эти дети испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка.
В игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ, развивается память, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира;
- Игра систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности;
- Игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.
- Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2010г.
2. Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития», Санкт-Петербург, «Речь», 2008г.
3. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия», 2010г.
4. «Психология аномального развития ребенка». Хрестоматия в 2-х томах под ред. В.З. Лебединского, Москва, ЧеРо, 2011г.
5. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детскихпсихологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2007.-160 с.
6. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентоввузов. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 512 с.
7. Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн. 1,2003.
8. Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация - 2 стр.
Введение - 3-4 стр.
Роль игры во внеурочной деятельности - 5 стр.
Игра - как метод коррекции эмоциональных и поведенческих
нарушений - 6-7 стр.
5. Роль игры в развитии памяти детей с нарушениями
эмоционально - эмоционально волевой сферы - 8-9 стр.
6. Заключение - 10 стр.
7. Список литературы - 11 стр.
Приложение 1
Игры для детей с нарушением эмоционально – волевой сферы
«Зоопарк»
Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.
Количество игроков – 4-20 человек.
Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.
Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.
«Попробуй повторить»
Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:
Дарья дарит Дине дыню.
Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.
Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.
Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.
«Узнай по голосу»
Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков – 5-20 человек.
Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто назвал тебя, узнай.
С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.
Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.
Методические указания.
Во время игры следует соблюдать полную тишину.
Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.
«Догоняй мяч»
Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.
Количество игроков – 10-12 детей.
Инвентарь: два озвученных мяча.
Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.
Методические указания.
Мячи можно только передавать, но не бросать.
Количество мячей можно увеличивать.
Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.
«Догони колокольчик»
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков – 10-12 человек.
Инвентарь: колокольчик.
Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.
Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.
Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.
Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):
Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».
Методические указания.
Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.
Играющим нельзя выходить за пределы площадки.
Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).
Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.
«Лучший нос»
Цель: развитие обоняния.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.
Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.
Методические указания. Игру можно повторять 2-3 раза.
«Где стереть?»
Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.
Количество игроков – 4-10 человек.
Инвентарь: бумага, карандаш, стирательные резинки.
Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.
«Запрещенный цвет»
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Количество игроков – 6-8 человек.
Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.
Варианты
Собрать только круги (цвет не имеет значения).
Собрать треугольники красного цвета.
Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.
Возможны и другие варианты.
Методические указания.
Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.
«Веревочка»
Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.
Количество игроков – 10-12 человек.
Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.
Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.
Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».
«Поймай мяч»
Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.
Количество играющих может быть любым.
Инвентарь: один мяч среднего размера.
Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.
Методические указания.
От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.
Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.
Играющие могут свободно передвигаться по кругу.
«Что пропало»
Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Оптимальное количество игроков – 5-10 человек.
Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).
Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.
Варианты
Увеличить количество предметов.
Уменьшить время запоминания предметов.
Убрать два предмета.
Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.
«Узнай друга»
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков – 8-12 человек.
Инвентарь. Повязки на глаза.
Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.
Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.
Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.
«Замок»
Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.
Инструкция.
Текст
Движения
На двери весит замок
Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».
Кто открыть его бы мог?
Повторение движений.
Потянули,
Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону.
Постучали,
Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.
И – открыли!
Пальцы расцепились, ладони в стороны
«Голуби»
Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
Количество игроков – 2-10 человек.
Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).
Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.
Вариант: дети соревнуются со взрослыми.
Методические указания. Игра для детей 5-8 лет, интенсивность малая.
«Сидячий футбол»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.
Играют две команды по 4-6 человек в каждой.
Инвентарь: мяч для футбола, кегли.
Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5-3 метров.
Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Варианты
Ловить отбрасываемый мяч ногами.
Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.
«Ходим в шляпах»
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200-500 г, дощечка, колесико от пирамиды.
Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.
Варианты
Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.
Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.
Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.п.).
Методические указания. Игра для детей 4-14 лет, нагрузка средняя.
«Метание мешочков»
Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).
Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек упал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.
Вариант: каждый из играющих (поочередно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 3-4 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который так же бросает их, и т.д. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.
Методические указания.
Мешочки можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками.
Если играют дети разного возраста, то малышей можно поставить ближе к цели, а старших детей дальше от нее.
«Солнышко»
Цель: развитие быстроты и точности движений.
Играют не менее 15 человек.
Инвентарь: эстафетные палочки или теннисные мячи.
Инструкция. В центре начерчен круг. Все играющие делятся на пять команд и выстраиваются боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч – команда. Игроки, первые от центра круга, держат в руках эстафетные палочки. По сигналу они бегут по кругу и передают эстафету игроку, стоящему теперь первым в своей команде. Прибежавший встает в шеренгу на место ближе к центру. Когда начинавши игру окажется с краю и получит эстафетную палочку, он поднимает ее, показывая, что команда закончила игру.
Методические указания.
Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, мешать совершающим перебежки. За нарушение правил начисляются штрафные очки.
«Бездомный щенок»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.
Количество игроков – 7-9 человек.
Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.
Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто остается последним.
Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.
«Мяч по кругу»
Цель: развитие внимания и точности движений.
Количество игроков – 5-15 человек.
Инвентарь: волейбольный мяч.
Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.
Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.
«Эстафета с обручем»
Цель: развитие внимания и точности движений.
Количество игроков – 10 человек.
Инвентарь: обручи.
Инструкция. Играющие образуют круг по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,2-2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропускают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т.д.
Методические указания.
Игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану.
Выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок.
Игра проводится 3-4 раза.
«Сбей кеглю»
Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.
Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.
Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.
«Шишки, желуди, орехи»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений.
Количество играющих – более шести.
Инструкция. Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках – «шишки», вторые – «желуди», третьи – «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815