Дополнительное образование в школе. Проект для общешкольных тематических мероприятий и уроков мужества.
ГБОУ СОШ № 1161
ЮЖНОЕ БУТОВО
«О ВОЙНЕ , НО ЖЕНСКИМИ ГЛАЗАМИ»
( ЛИТЕРАТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ)
Авторы-исполнители проекта :
Участники хореографического ансамбля « Вдохновение» -
учащиеся ГБОУ школы 1161 .
Руководитель проекта :
Гранкина Елена Геннадьевна,
педагог Дополнительного образования ГБОУ школы 1161.
2014 – 2015 учебн. год.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Обоснование выбора темы.
Основная идея проекта.
Краткая формулировка задач проекта.
Цель проекта.
Методы проведения исследования.
Форма, оформление. Реквизит.
Планирование работы.
Выбор музыки. Затраты на проект.
Танец. Подбор движений.
Выбор литературного материала.
Результат работы над проектом.
Приложение: сценарий показа данного проекта.
Литературно-исторический проект хореографического ансамбля «Вдохновение» - «О войне , но женскими глазами» .
Введение. Обоснование темы.
Есть такие исторические события, которые никогда не забываются народом. Время над ними не властно. Таким крупнейшим событием является Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 2015 году наша страна готовится отпраздновать 70-летие Победы над фашизмом.
И именно в этот год особенно важно не ограничиваться дежурными восклицаниями о величии нашей Победы, её всемирно-историческом значении, а попытаться каждому «прикоснуться сердцем к её живым истокам, прежде всего – нравственным, «примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней». Мы решили создать проект, посвященный этой теме, теме войны.
Война – это страшное слово. Это горе и слезы, это ужас и разрушение, это безумие и уничтожение всего живого. Все привыкли к тому, что память о войне и представление о ней – мужские. Ведь воевали в основном мужчины. Да, война – дело мужское, но сколько среди женщин-фронтовичек было партизанок, связисток, подпольщиц, регулировщиц, снайперов, лётчиц, медиков, шоферов…
Женщина и война. Казалось бы, эти понятия несовместимы. Изначальным предназначением женщины было продолжение человеческого рода, сохранение домашнего очага, воспитание детей, умиротворение воинственности мужчин. Но когда пришла Великая Отечественная война, в которой решалась судьба народов, почти миллион женщин взяли в руки винтовки и надели солдатские шинели.
С первых дней войны они подавали заявления об отправке их в действующую армию. В ряды защитников Родины встали около 500 тыс. девушек, из них 200 тыс. комсомолок. 70% мобилизованных девушек служили в действующей армии. Советские женщины служили в войсках Противовоздушной обороны страны (1/4 всех бойцов) и в Военно-Морском флоте. Они были связистками и летчицами, санинструкторами на передовой, врачами в военно-медицинских учреждениях, ходили, наравне с мужчинами, в разведку. Из женщин было сформировано 3 авиационных полка, бойцы которых с честью сражались за освобождение своей земли от фашистских захватчиков.
Двести тысяч из них награждены боевыми орденами, 90 стали Героями Советского Союза. Свыше двухсот женщин были удостоены высшего знака солдатской доблести v ордена Славы, который невозможно получить ни за какие заслуги, кроме подвига на поле боя. Четыре женщины стали полными кавалерами этого ордена.
Давая оценку ратному подвигу советских женщин, прошедших с воинами - мужчинами весь боевой путь, Маршал Советского Союза А.И. Еременко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы». (А.И. Еременко. Сталинград. М., 1961, стр. 293)
Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше восьмисот тысяч женщин. Никогда на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Эта истина - в несовместимости женщины и войны, в несовместимости хрупкости и слепого безрассудного разрушения, слабости и жестокости, за которыми скрывается столкновение самой жизни и смерти.
Если гибель солдата - это подвиг во имя жизни, то гибель женщины - это гибель самой жизни. Женщины сражались наравне с мужчинами. И сам контраст женщины и войны, показывает, что трудно свыкнуться с этой жестокостью и трудно убивать, и говорит нам о неприятии войны самой природой и жизнью. Ведь такие слова как “женщина” и “жизнь” можно назвать синонимами. Так почему же должно быть так, что дающая жизнь вынуждена нести смерть.
Мирными были лишь двести лет в истории человечества. Все остальное время где-нибудь велись войны.
И сейчас, через 70 лет после самой страшной и разрушительной войны в истории человечества опять ведется война. Война, где убивают, война, с ее жестокостью и страданиями. Политики говорят нам о мире и всеобщем разоружении, а на деле все остается по-прежнему. В условиях этой милитаризации, войны за рынки сырья и постоянной агрессии, женщины опять становятся похожи на мужчин, начинают жить разумом, а не сердцем. Если женщина, в которой самой природой заложена ненависть к убийству начнёт убивать, если начнётся ещё одна война, то гибель будет угрожать всей нашей Земле.
Произведения военных лет, военные и современные фотодокументы о войне , вновь напоминают о созидающей роли женщины в этом жестоком и сложном мире и заставляют задуматься нас об истинной ценности и смысле жизни.
Женщина на войне – это самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений. Женские воспоминания о войне. Как трудно их читать!!! Слёзы и боль. Женские воспоминания, в отличие от мужских, настолько эмоциональны и так сильно передают весь ужас войны , что именно они стали служить предостережением для будущих поколений. Такие воспоминания для проекта мы решили взять у поэтессы Юлии Друниной, обратившись к её поэзии.
Основная идея проекта.
Способом хореографии , театрализации и поэтического слова рассказать сегодняшним юношам и девушкам о войне , чтобы каждый задумался в каком мире мы сегодня живём. Рассказать о том, что страшно, когда в мире идёт война и постепенно она становится повседневным бытом. Война несёт горе и слезы, ужас и разрушение, безумие и уничтожение всего живого . А самое главное что женщина идёт воевать . У мира нет будущего если женщина, в которой самой природой заложена ненависть к убийству начнёт убивать. И если начнётся ещё одна война, то гибель будет угрожать всей нашей Земле.
Краткая формулировка задач проекта.
Познакомиться с историей Великой Отечественной войны.
Исследовать творчество поэтессы - фронтовика Юлии Друниной, прослушать её стихи, узнать факты её биографии, увидеть фотографии и видеофильмы о жизни Юлии Друниной.
Подобрать красивые и современные песни о войне.
Подобрать стихи Юлии Друниной по теме.
Составить сценарий выступления.
Продумать содержание и рисунок танцев.
Изучить элементы русского танца.
Воссоздать реконструкцию танца 30-40-ых годов – Риорита.
Изучить элементы современного классического танца.
Самостоятельное осваивание этапов проектной работы: наизусть разучить литературный материал проекта.
Соединить элементы танцев и литературную композицию.
Способствовать развитию и стимулированию творческого интереса к гуманитарным дисциплинам. Выявлять и развивать познавательные способности и таланты.
Отработать публичное выступление перед зрителями.
Максимально раскрыть творческий потенциал участников коллектива, дать возможность проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои усилия и знания.
Выступать с проектом на школьных мероприятиях и показать публично достигнутый результат
Воспитывать историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения.
Цель проекта.
1.Формировать грамотную, активную и самостоятельную позицию у учащихся – именно этим обусловлено введение в учебный процесс нашего ансамбля проектной работы. Выполнение учащимися проектов – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал и узнать много нового. Наш проект интересен для нас. Также мы хотим , чтобы он был интересен и для других.
2. Представлять результаты своей работы, показывать проект как можно большей аудитории. Распространять информацию об исторических событиях путём публичных выступлений ансамбля.
Методы проведения исследования.
1.Поисковый.
Мы собирали, изучали и обрабатывали информацию по теме проекта. В ходе подготовки использовали современные информационные технологии.
2. Технологический.
Составили план реализации проекта.
Мы подбирали тексты, музыку, движения. Методично разучивали элементы танцев , соединяли их с музыкой. Репетировали выразительное чтение стихов. В зале и на сцене прошёл постановочный репетиционный периоды.
3. Заключительный. Выступление на мероприятиях. Оценка и анализ исполнения литературно-хореографической композиции в целом.
Планирование работы.
Анализ и обдумывание будущих номеров – сентябрь.
Выбор и название проекта – вторая половина сентября.
Поиск материала. Составление текстов. Запись музыки - октябрь( первая половина).
Создание рисунков танцев, подбор движений , распределение текстов и ролей – октябрь.
Репетиции – ноябрь.
Показ проекта - декабрь, январь , февраль, май.
Форма. Оформление. Реквизит.
Форма – литературно-хореографическая композиция , приуроченная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Оформление и реквизит:
Видеоряд из фотографий 40-х годов ( до войны, во время и после).
Военное обмундирование ВОВ , взятое для проекта из школьного музея.
Выбор музыки.
Для танцев в проекте руководитель выбрал песни :
«Огонёк» - минус( на позиции девушка провожала бойца)
Риорита (популярный танец 30-40годов)
Старинный вальс «Осенний сон» в исполнении Н.Подольской.
«Тольяночка»
«Проплывают облака» на сл. И.Бродского. Исп. Е.Камбурова.
Праздничный звон – колокола.
Выбор литературного материала.
В 2014-м году исполняется 90 лет со дня рождения Юлии Друниной. Именно её стихи мы взяли для проекта. Почему? А кто лучше расскажет о войне как не участник этой войны.
Юлия Владимировна Друнина (10 мая 1924, Москва — 20 ноября 1991, Москва) — русская советская поэтесса. Член Союза писателей, секретарь Союза писателей СССР и России, депутат Верховного Совета СССР созыва 1990 года. Награждена двумя орденами, а также медалями. Родилась в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад. В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но ее постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание — старшина медслужбы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ «…негоден к несению военной службы».
На двадцатом году своей жизни приезжает в Москву. У Юлии Друниной нет сомнений, чем заниматься. Она идет в Литературный институт, приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. В начале 1945 в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Друниной, в 1948 — стихи «В солдатской шинели». В марте 1947 участвует в 1 Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало ее материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт закончила только в 1952, несколько лет пропустила из-за замужества и рождения дочери. Стихов не писала. В 1955 сборник «Разговор с сердцем», в 1958 — «Ветер с фронта», в 1960 — «Современники», в 1963 — «Тревога» и другие сборники. В 1967 побывала в Германии, в Западном Берлине. В 1970-е выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и др. В 1980 — «Бабье лето», в 1983 — «Солнце — на лето». Автобиографическая повесть Друниной «С тех вершин…» увидела свет в 1979. В 1990 году Друнина была избрана депутатом Верховного Совета СССР, хотя не любила заседания и совещания… Вступая в депутатский корпус, она хотела защитить интересы и права участников ВОВ и войны в Афганистане. Она не могла видеть, как страдают фронтовики ее поколения, как просят милостыню в переходах покалеченные мальчишки, устала слышать, как жалеют ветераны, что не остались с теми, кто погиб, как в самый разгар перестройки реформаторы кричали: «Лучше бы фашистская Германия победила СССР в 1945 году. А еще лучше – в 1941-м».
Настало время больших перемен – перестройки, шоковой терапии. С каждым днём нарастала неуверенность в завтрашнем дне, боль в душе становилась всё острее! Можно только догадываться о тяжести тех переживаний, что накопились в сердце у Друниной. Не могла поэтесса оставаться равнодушной, когда в родном Отечестве вдруг оказались поставленными под сомнение величие нашей армии, подвиг народа в войне и сама Победа! В особое смятение подвергло Юлию Владимировну утверждение, что воевали мы зря!! Юлия Друнина трагически ушла их жизни, покончив с собой 21 сентября 1991 в Москве.
В предсмертном письме она попыталась объяснить причины своего решения: «Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл... А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к Старокрымским лесам и потребность творить... Оно лучше — уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, неверующая. Но если Бог есть, он поймет меня...»
Основной мотив лирики Юлии Друниной - стихи, связанные с юностью молодостью поэтессы. И это неслучайно. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки: зенитные, связи, ночных бомбардировщиков, не говоря о медицинских батальонах, ротах - сплошь состояли из представительниц прекрасного пола.
Своеобразие стихов Друниной – в понимающем и добром взгляде на мир и что особенно важно, на войну, в которую женщина поэзии Друниной приносит не только свое мужество терпения и неустанной помощи, но и изначальный протест, обусловленный несовместимостью животворящей женской сути с разрушением и убийством.
Страшная вещь, не имеющая права на существование, - женщина на войне. Память об этом Юлия Владимировна пронесла через всю жизнь. Она прошла ее достойно, до конца сохранив идеалы любви и дружбы. И ушла, когда рушилось все, во что она верила. А нам в наследство оставила замечательные стихи. Своей поэзии Юлия Друнина не изменяла, поэтому, может быть, в этом трагичность судьбы поэтессы. Стихи Ю. Друниной точны и лаконичны, лиричны и конкретны, они покоряют нас своей правдой, неповторимостью, своей искренностью и художественной красотой – в них вся Юлия Друнина, которой она была в жизни.
Хотелось бы ещё немного остановится на одном стихотворении , которое взволновало всех участников нашего проекта.
Это стихотворение «Зинка».
Естественность, «непридуманность» стихов поэтессы проявляется в отчётливой связи произведений Друниной с реальными событиями и лицами. «Зинка» – едва ли не лучшее в творчестве Юлии Друниной, посвящённое Зинаиде Самсоновой – фронтовой подруге поэтессы, впоследствии – Герою Советского Союза, девушке, о которой ходили легенды. В центре лирического повествования трагическая судьба совсем молоденькой девушки Зины, оказавшейся в военной мясорубке. Стихотворение начинается с описания разговора между автором и Зиной. Девушки ожидают рассвет в лесу «у разбитой ели», под одной шинелью, потому что так теплее «на продрогшей, сырой земле». Зинка, видимо, обладает живым, веселым характером: «… Я против грусти», но в данный момент ее охватывает тоска по родному краю, по «яблочному захолустью» Рязанщины, где живет ее «мамка». Она одна у нее и дочь знает: каждую минуту мама ждет ее домой: «Старой кажется: каждый кустик /Беспокойную дочку ждёт...». Батальон, в котором сражались девушки, переживал трудное время, с каждым днем положение усугублялось, «становилось горше». Под Оршей они попадают в окружение, и именно Зинка повела в атаку «через смертные рубежи». «Светлокосый солдат», который не ждал «посмертной славы», погибает. Горе автора велико, боль потери нестерпима: «Ее тело своей шинелью укрывала, я, губы сжав…».
Трагичность происходящего усиливается тем, что на рассказчице лежит страшное, тяжелое обязательство — сообщить старушке-матери Зины о гибели ее единственного ребенка: «И старушка в цветастом платье /У иконы свечу зажгла…Я не знаю, как написать ей, чтоб она тебя не ждала?».
Стихотворение по тональности торжественно-сдержанное, трагическое и светлое, как Реквием,по разговорной стилистике - трепетное и горькое, как прощание с близким. Стихотворение - обращение к « светлокосому солдату», юной девушке, убитой на войне, о которой автор, такая же юная фронтовичка, говорит с отчаянием, представляя ее старенькую маму, одиноко живущую где-то в маленьком захолустье и ждущую возвращения с войны своей единственной дочери.
Критерии по которым должен оцениваться данный проект.
Танцы и стихи на тему войны должны быть эмоциональными и выразительными. Технически танцы должны соответствовать возрасту исполнителей и содержать не менее 7-ми элементов танца народного и классического.
Расчёт экономических затрат.
- Флешь карта для презентации и танца – 450 руб.
Костюмы для проекта мы взяли из школьного музея .
Мы не учитывали затраты на электричество, т.к. весь репетиционный период проходил в малом зале нашей школы. Наш проект получился экономичным.
Результат , оценка и практическое применение проекта.
Всем понравился наш проект. Мы получили отличную оценку своей работы от одноклассников, учителей и родителей. Проект получился информационным, очень эмоциональным и трогательным. Наше выступление содействовало тому, что почти все участники нашего ансамбля засыпали своих родителей вопросами о том, как воевали и жили в годы войны их бабушки. И узнав информацию о родственниках, они наперебой нам рассказывали о них. Мы горды своей работой и тем ,что сумели её сделать. В процессе работы над проектом, появилась новая и интересная композиция, которой раньше в репертуаре ансамбля не было. Через поэзию Юлии Друниной мы узнали много фактов из жизни женщин на войне, Наверное, можно было бы говорить о художественных средствах, о поэтических особенностях ее стихов. Но почему-то кажется, что это совершенно излишне. Стихи и пишутся и читаются одним «средством» – Сердцем, другой меры нет; если есть поэтическое сердце, то оно и диктует все то, что называют потом художественностью. У Юлии Друниной это есть, и потому ее стихи и сейчас читаются на одном дыхании, и сегодня находят отклик в наших сердцах. Мы поделились с родителями своими знаниями стихов Ю.Друниной. Из бесед с родственниками мы узнали много нового и очень ценного для нас самих и для будущих поколений. Мы научились исполнять много разных движений. Воссоздан и исполнен проект. Он для нас очень ценен, потому что сделан нашим трудом, талантом и нашим виденьем , как картина художника. Мы и есть проект! История нашей страны, а значит и нас самих. Мы будем продолжать свою работу по изучению истории Великой Отечественной войны. Проект будем усложнять и видоизменять. Возможно в будущем это будет уже мини спектакль. Историю нужно изучать и осмысливать постоянно, чтобы развивать в себе и зрителях чувство патриотизма и любви к своей родине, чтобы сохранить историческую память поколений.
Основные источники информации.
Сайт «Победа. 1941–1945», Википедия »Свободная энциклопедия»/ ru.wikipedia.org/wiki/. Подробно о потерях Великой Отечественной Демоскоп Weekly № 559 - 560 17 - 30 июня 2013.. Сайт для учителей и школьников/раздел – стихи для школьников о ВОВ. Стихи- Юлия Друнина, Алешина А.В. «Жизнь и смерть» - М.,1999г.
Друнина Ю.В. «Метель» - М., «Советский писатель», 1988г.
Друнина Ю.В. «Мне в мире до всего есть дело» - М, «Книга», 1978г.
Журнал-сборник сценариев для библиотек, 1 выпуск, 2000г.
«Независимая газета», выпуск 25, 1999г.
Пьяных М.Ф. «Ради жизни на Земле» - «Ленинград», 2003г.
Сурков В.А. «Краткая литературная энциклопедия» - 2 том, М., «Советская энциклопедия», 1964г.
Шагалов А.Ф. «Уроки ответственности» - М., «Военное издательство», 1986г.
1. http://www.rupoem.ru/drunina/all.aspx
2. http://er3ed.qrz.ru/drunina.htm
3. http://www.testsoch.net/yuliya-drunina-poet-vojny-stixotvorenie-druninoj-zinka/
4. http://www.biografguru.ru/about/drunina/?q=4810
ПРОЕКТ К 10.12.2014
Есть такие исторические события, которые никогда не забываются народом. Время над ними не властно. Таким крупнейшим событием является Великая Отечественная война. С каждым днем по времени мы все дальше уходим от военной поры, на пороге уже 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Выросло новое поколение людей, но время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в эту войну.
Любая война начинается с действий профессионалов. Кодекс воина, мощь оружия, одержимость возмездием. Военные, промышленники, политики и идеологи — прокладывают дорогу к началу бойни. Взаимные усилия по истреблению противника приводят к вовлечению в войну все больших масс народа. Люди привыкают видеть смерть и убивать. Кровь, страх и боль, соучастие в убийстве и бессилие перед смертью. «Погиб мой товарищ, убит мой брат, они истязали чью-то дочь» — и вот война переходит в стадию личной мести. Организованные в армии люди, мстящие за свою Родину и за гибель своих близких, убивают друг друга с новой силой. Если война продлится еще год, ненависть становятся грузом повседневного быта. Большое искусство — не доводить людей в войне до истребления друг друга из ненависти. Но и ненависть проходит. Она сменяется безразличием к смерти. Страх есть, но есть и безразличие. Человек сильный духом становится сильным воином, способным беспощадно убивать. Но и это не последняя стадия войны. В финале каждая сторона готова принести огромную жертву для прекращения всего этого безумия.
Источники -расставить по алфавиту- Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. Государственные архивы РФ, хранящие фотодокументы о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Сайт «Победа. 1941–1945». Википедия »Свободная энциклопедия»/ ru.wikipedia.org/wiki/. Подробно о потерях Великой Отечественной Демоскоп Weekly № 559 - 560 17 - 30 июня 2013. Общая оценка потерь, таблица № 132 Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. — М.: Олма-Пресс, 2001. — С. 514. Сайт для учителей и школьников/раздел – стихи для школьников о ВОВ. Стихи- Юлия Друнина, Алешина А.В. «Жизнь и смерть» - М.,1999г.
Друнина Ю.В. «Метель» - М., «Советский писатель», 1988г.
Друнина Ю.В. «Мне в мире до всего есть дело» - М, «Книга», 1978г.
Журнал-сборник сценариев для библиотек, 1 выпуск, 2000г.
«Независимая газета», выпуск 25, 1999г.
Пьяных М.Ф. «Ради жизни на Земле» - «Ленинград», 2003г.
Сурков В.А. «Краткая литературная энциклопедия» - 2 том, М., «Советская энциклопедия», 1964г.
Шагалов А.Ф. «Уроки ответственности» - М., «Военное издательство», 1986г.
Список используемых источников.
1. http://www.rupoem.ru/drunina/all.aspx
2. http://er3ed.qrz.ru/drunina.htm
3. http://www.testsoch.net/yuliya-drunina-poet-vojny-stixotvorenie-druninoj-zinka/
4. http://www.biografguru.ru/about/drunina/?q=4810
Существуют различные оценки потерь Советского Союза во время войны 1941—1945 гг. Исследование потерь Советского Союза в войне фактически началось лишь в конце 1980-х гг. с приходом гласности. До этого в марте 1946 году Сталин в интервью газете «Правда» заявил, что СССР потерял в годы войны 7 миллионов человек: «В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек». В 1961 году Хрущёв в письме премьер-министру Швеции сообщил о 20 миллионах погибших: «Разве мы можем сидеть, сложа руки и ждать повторения 1941 года, когда германские милитаристы развязали войну против Советского Союза, которая унесла два десятка миллионов жизней советских людей?». В 1965 году Брежнев на 20-летие Победы заявил о более чем 20 миллионах погибших: «Столь жестокой войны, которую перенес Советский Союз, не выпадало на долю ни одному народу. Война унесла более двадцати миллионов жизней советских людей». Только в 1988—1993 гг. коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева провёл комплексное статистическое исследование архивных документов и других материалов, содержащих сведения о людских потерях в армии и на флоте, пограничных и внутренних войсках НКВД. При этом были использованы результаты работы комиссии Генерального штаба по определению потерь, возглавляемой генералом армии С. М. Штеменко (1966—1968 гг.) и аналогичной комиссии Министерства обороны под руководством генерала армии М. А. Гареева (1988 г.). Коллектив также был допущен к рассекреченным в конце 1980-х гг. материалам Генерального штаба и главных штабов видов Вооружённых Сил, МВД, ФСБ, погранвойск и других архивных учреждений бывшего СССР.
Итоговое число людских потерь в Великой Отечественной войне была впервые обнародовано в округлённом виде «почти 27 млн чел.» на торжественном заседании Верховного Совета СССР 8 мая 1990, посвящённом 45-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. В 1993 результаты исследования были опубликованы в книге «Гриф секретности снят.
Потери гражданского населения СССР в Великой Отечественной войне, среди которых были женщины, дети, больные старики, инвалиды приблизительно составляет 13,7 млн человек. Точное число 13 684 692 чел. И складывается из следующих:
- было преднамеренно истреблено на оккупированной территории и погибло в результате боевых действий — 7 420 379 чел. Среди них евреи-жертвы Холокоста- 3 млн.
- умерло вследствие гуманитарной катастрофы (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи и т. п.) — 4 100 000 чел. Среди них 1 млн человек в блокадном Ленинграде.
- погибло на принудительных работах в Германии — 2 164 313 чел.
- Ещё 451 100 чел. по разным причинам не возвратились и стали эмигрантами.
Военнослужащие. По данным Минобороны России безвозвратные потери в ходе боевых действий на советско-германском фронте с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. составили 8 860 400 советских военнослужащих. В составе армии были военнослужащие разных национальностей, поскольку в состав Советского Союза входило 16-ть республик.
Национальность погибших военнослужащих Советской армии.
Число потерь (тыс.чел) :Русские5 756.0
Украинцы1 377.4
Белорусы252.9
Татары187.72.165
Евреи142.51.644
Казахи125.51.448
Узбеки117.91.360
Армяне83.7
Грузины79.5
Мордва63.3
Чуваши63.3
Азербайджанцы58.4
Молдаване53.9
Башкиры31.7
Киргизы26.6
Удмурты23.2
Таджики22.9
Туркмены21.3
Эстонцы21.2
Марийцы20.9
Буряты13.0
Коми11.6
Латыши11.6
Литовцы11.6
Народности Дагестана11.1
Осетины10.7
Поляки10.1
Карелы9.5
Калмыки4.0
Кабардинцы и балкарцы3.4
Греки2.4
Чеченцы и ингуши2.3
Финны1.6
Болгары1.1
Чехи и словаки0.40.005
Китайцы0.4
Другие национальности
Всего8 668.4
В конце войны существовала огромная демографическая яма и демографический дисбаланс, т.к. к концу 1945 численность женщин в возрасте от 20 до 29 лет вдвое превышала в СССР численность мужчин того же возраста. Материальные потери Советского Союза оцениваются суммой около 2 трлн. 600 млрд. рублей. Это промышленные предприятия, города, деревни , сёла.Женская доля... Во все времена она была тяжела. Но особенно трудно пришлось женщинам в годы войны. Мужчины уходили на фронт. А на хрупкие женские плечи опустился тяжкий груз: это им нужно было вспахать землю, посеять и вырастить хлеб для фронта. Это они заменили своих мужей , отцов, братьев в шахтах, вручную толкая вагонетки с углем. Это они в 30-градусный мороз работали на эвакуированных в Сибирь заводах, под открытым небом, когда руки примерзали к металлу станков. Но самое тяжелое для них было не это. Самое трудное было ждать... ждать письма и бояться получить «похоронку». Ждать их, своих родных и любимых мужчин... И может быть не дождаться..Но не только мужчины уходили на фронт. Воевать шли и женщины, а часто совсем молоденькие, хрупкие девчонки становились медсестрами в госпиталях и на передовой. Это они, вчерашние школьницы, сменили легкие белые платьица и туфельки на сапоги и гимнастерки. Это они, такие хрупкие и тоненькие выносили на своих плечах раненых с поля боя, спасали их, помогали выжить, переживали их боль и страдания как свои. А часто, закрыв от пули своим телом, погибали.
Есть в летописи подвигов Великой Отечественной войны страницы, одно прикосновение к которым доставляет сердцу особую боль и особый восторг. Боль, которая может сравниться только с болью, причиненной разрушением отчего дома, родимой колыбели. Восторг, который может испытывать человек не на словах, а на деле, воочию убедившийся в том, что духу человеческому по силам победить не только смерть, но нечто значительно большее - муки и страдания, несовместимые с жизнью.
10 мая, в день рождения поэтессы - фронтовика Юлии Друниной. услышали ее стихи, узнали факты ее биографии, познакомились с песнями на ее стихи, увидели фотографии и видео фильмы о жизни Юлии Друниной. Юлия Владимировна Друнина (10 мая 1924, Москва — 20 ноября 1991, Москва) — русская советская поэтесса. Член Союза писателей, секретарь Союза писателей СССР и России, депутат Верховного Совета СССР созыва 1990 года. Награждена двумя орденами, а также медалями. Родилась 10 мая в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад. В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но ее постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание — старшина медслужбы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ «…негоден к несению военной службы».
На двадцатом году своей жизни приезжает в Москву. У Юлии Друниной нет сомнений, чем заниматься. Она идет в Литературный институт, приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. В начале 1945 в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Друниной, в 1948 — стихи «В солдатской шинели». В марте 1947 участвует в 1 Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало ее материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт закончила только в 1952, несколько лет пропустила из-за замужества и рождения дочери. Стихов не писала. В 1955 сборник «Разговор с сердцем», в 1958 — «Ветер с фронта», в 1960 — «Современники», в 1963 — «Тревога» и другие сборники. В 1967 побывала в Германии, в Западном Берлине. В 1970-е выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и др. В 1980 — «Бабье лето», в 1983 — «Солнце — на лето». Автобиографическая повесть Друниной «С тех вершин…» увидела свет в 1979. В 1990 году Друнина была избрана депутатом Верховного Совета СССР, хотя не любила заседания и совещания… Вступая в депутатский корпус, она хотела защитить интересы и права участников ВОВ и войны в Афганистане. Она не могла видеть, как страдают фронтовики ее поколения, как просят милостыню в переходах покалеченные мальчишки, устала слышать, как жалеют ветераны, что не остались с теми, кто погиб, как в самый разгар перестройки реформаторы кричали: «Лучше бы фашистская Германия победила СССР в 1945 году. А еще лучше – в 1941-м».
Настало время больших перемен – перестройки, шоковой терапии. С каждым днём нарастала неуверенность в завтрашнем дне, боль в душе становилась всё острее! Можно только догадываться о тяжести тех переживаний, что накопились в сердце у Друниной. Не могла поэтесса оставаться равнодушной, когда в родном Отечестве вдруг оказались поставленными под сомнение величие нашей армии, подвиг народа в войне и сама Победа! В особое смятение подвергло Юлию Владимировну утверждение, что воевали мы зря… В 1990 году Друнина была избрана депутатом Верховного Совета СССР, хотя не любила заседания и совещания… Вступая в депутатский корпус, она хотела защитить интересы и права участников ВОВ и войны в Афганистане. Она не могла видеть, как страдают фронтовики ее поколения, как просят милостыню в переходах покалеченные мальчишки, устала слышать, как жалеют ветераны, что не остались с теми, кто погиб, как в самый разгар перестройки реформаторы кричали: «Лучше бы фашистская Германия победила СССР в 1945 году. А еще лучше – в 1941-м».
Настало время больших перемен – перестройки, шоковой терапии. С каждым днём нарастала неуверенность в завтрашнем дне, боль в душе становилась всё острее! Можно только догадываться о тяжести тех переживаний, что накопились в сердце у Друниной. Не могла поэтесса оставаться равнодушной, когда в родном Отечестве вдруг оказались поставленными под сомнение величие нашей армии, подвиг народа в войне и сама Победа! В особое смятение подвергло Юлию Владимировну утверждение, что воевали мы зря… Ю.Друнина трагически ушла их жизни, покончив с собой 21 сентября 1991 в Москве.
Юлия Друнина подписала себе приговор. Но прежде, чем привести его в исполнение, она должна была закончить свои дела. И главное свое дело – закончить сборник, который готовился к выходу: он назывался «Судный час» и был посвящен Каплеру, а один из разделов полностью занимали ее стихи – к нему, его письма и записки – к ней… Когда сборник был закончен, Юлия Владимировна уехала на дачу, где 20 ноября 1991 года, Друнина написала письма: дочери, зятю, внучке, подруге Виолетте, редактору своей новой рукописи, в милицию, в Союз писателей. Ни в чем никого не винила. На входной двери дачи, где в гараже она отравилась выхлопными газами автомобиля, приняв снотворное, оставила записку для зятя: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию и вскройте гараж». Она продумала и учла все, каждую мелочь. Так что, скорее всего, обдумывала самоубийство все-таки достаточно долго и обстоятельно.
В предсмертном письме она попыталась объяснить причины своего решения: «Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл... А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к Старокрымским лесам и потребность творить... Оно лучше — уйти физически неразрушенной, душевно несостарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, неверующая. Но если Бог есть, он поймет меня...»
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
Ее главное желание – быть похороненной в одной могиле с Алексеем Каплером – исполнилось.
Юлия Друнина
Юлия Друнина. Поэтесса. Посвящала свои стихи женщинам, сражавшимся на войне. Юля в 17 лет прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт:
...ушла из детства в грязную теплушку,
в эшелон пехоты, в санитарный взвод.
...От Прекрасной Дамы в "мать" "перемать",
потому что имя ближе, чем Россия,
не могла сыскать.
Была батальонным санинструктором. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. Этот жизненный опыт и сильные впечатления легли в основу ее творчества - ей написаны сборники стихов "В солдатской шинели" (1948), "Тревога" (1963), "Окопная звезда" (1975), "Судный час" (вышла посмертно).
Была избрана в Верховный Совет СССР, но, разочаровавшись в полезности этой деятельности, вышла из депутатского корпуса. В августе 1991 года бросилась защищать "Белый дом". Некоторое время спустя она напишет такие строки: "Безумно страшно за Россию".
Юлия Друнина пишет просто, доступно: пишет об увиденном и испытанном лично, о том, что никогда не будет забыто. Потому ее стихи стали родными, они были на устах людей того времени, а некоторые строки вошли в золотой фонд афоризмов. Вот, например:
Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ее стихам чужда приподнятость, лозунговые блески. В них жизнь, которую ей пришлось пережить, – солдатская жизнь, такая повседневная, такая исключительная.
Она была настоящим патриотом: не могла терпеть фальши, ненавидела лицемеров, не ценила тех, кто писал о войне понаслышке. В ее стихах гордость за свою Родину, за мужество и самоотверженность советского солдата. Особая гордость – за девчат в шинелях, и особая беспредельная скорбь по погибшим однополчанам:
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Или:
…Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый.
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
А старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.
Наверное, можно было бы говорить о художественных средствах, о поэтических особенностях ее стихов. Но почему-то кажется, что это совершенно излишне. Стихи и пишутся и читаются одним «средством» – Сердцем, другой меры нет; если есть поэтическое сердце, то оно и диктует все то, что называют потом художественностью. У Юлии Друниной это есть, и потому ее стихи и сейчас читаются на одном дыхании, и сегодня находят отклик в наших сердцах.
Женщина и война. Казалось бы, эти понятия несовместимы. Изначальным предназначением женщины было продолжение человеческого рода, сохранение домашнего очага, воспитание детей, умиротворение воинственности мужчин. Но когда пришла Великая Отечественная война, в которой решалась судьба народов, почти миллион женщин взяли в руки винтовки и надели солдатские шинели.
С первых дней войны они подавали заявления об отправке их в действующую армию
В ряды защитников Родины встали около 500 тыс. девушек, из них 200 тыс. комсомолок. 70% мобилизованных девушек служили в действующей армии.
Советские женщины служили в войсках Противовоздушной обороны страны (1/4 всех бойцов) и в Военно-Морском флоте. Они были связистками и летчицами, санинструкторами на передовой, врачами в военно-медицинских учреждениях, ходили, наравне с мужчинами, в разведку. Из женщин было сформировано 3 авиационных полка, бойцы которых с честью сражались за освобождение своей земли от фашистских захватчиков.
Двести тысяч из них награждены боевыми орденами, 90 стали Героями Советского Союза. Свыше двухсот женщин были удостоены высшего знака солдатской доблести v ордена Славы, который невозможно получить ни за какие заслуги, кроме подвига на поле боя.
Четыре женщины стали полными кавалерами этого ордена.
Давая оценку ратному подвигу советских женщин, прошедших с воинами - мужчинами весь боевой путь, Маршал Советского Союза А.И. Еременко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы». (А.И. Еременко. Сталинград. М., 1961, стр. 293)
Мы готовимся к 70-летию Победы над фашизмом. И именно в этот год особенно важно не ограничиваться дежурными восклицаниями о величии нашей Победы, её всемирно-историческом значении, а попытаться каждому «прикоснуться сердцем к её живым истокам, прежде всего – нравственным, «примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней».
Все привыкли к тому, что память о войне и представление о ней – мужские. Ведь воевали в основном мужчины. «Не женская это доля – убивать» – , скажет одна из участниц войны. А другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». Чтобы убить войну… Интересно, что же такое нужно сделать, чтобы навсегда убить войну, по-настоящему убить, во всём мире?! Вот было б здорово! И тогда не погибали бы люди, не проливалась бы кровь после Великой Отечественной в Венгрии, Чехословакии, Афганистане, Чечне…
Да, война – дело мужское, но сколько среди женщин-фронтовичек было партизанок, связисток, подпольщиц, регулировщиц, снайперов, лётчиц, медиков, шоферов…
Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше восьмисот тысяч женщин. Никогда на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Эта истина - в несовместимости женщины и войны, в несовместимости хрупкости и слепого безрассудного разрушения, слабости и жестокости, за которыми скрывается столкновение самой жизни и смерти.
Если гибель солдата - это подвиг во имя жизни, то гибель женщины - это гибель самой жизни.
Женщины сражались наравне с мужчинами, но их воспоминания, в отличие от мужских, настолько эмоциональны, и так передают весь ужас войны, что именно они и стали служить предостережением для будущих поколений. И сам контраст женщины и войны, то, как трудно свыкнуться с этой жестокостью, как трудно убивать, говорит нам о неприятии войны самой природой, жизнью. Ведь такие слова как “женщина” и “жизнь” можно назвать синонимами. Так почему же должно быть так, что дающая жизнь вынуждена нести смерть. Почему люди вообще должны убивать друг друга и почему они не могут жить в мире?
Мирными были лишь двести лет в истории человечества. Все остальное время где-нибудь велись войны. И сейчас, через 70 лет после самой страшной и разрушительной войны в истории человечества опять ведется война. Война, где убивают, война, с ее жестокостью и страданиями. Политики говорят нам о мире и всеобщем разоружении, а на деле все остается по-прежнему. В условиях этой милитаризации и постоянной агрессии, женщины опять становятся похожи на мужчин, начинают жить разумом, а не сердцем. Если женщина, в которой самой природой заложена ненависть к убийству начнёт убивать, если начнётся ещё одна война, то гибель будет угрожать всей нашей Земле. Произведения военных лет и современная документалистика о войне вновь напоминают о созидающей роли женщины в этом жестоком и сложном мире и заставляют задуматься нас об истинной ценности и смысле жизни.
Женщина на войне – это самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений.
Война – это страшное слово. Это горе и слезы, это ужас и разрушение, это безумие и уничтожение всего живого. ..
НАШ ПРОЕКТ СОДЕРЖИТ Работа содержит элементы литературоведческого и смыслового анализа отдельных стихотворных произведений поэтессы.
Исследовательская работа начинается с обоснования выбора темы, далее показана биография жизни и творчества поэтессы, неразрывно связанная с темой войны и патриотизма – особой гранью поэзии Друниной.
работа актуальна, интересна, носит воспитательный характер. В работе присутствует элемент новизны, так как тема мало изучена, поэтому материалы работы заключают в себе и практическую ценность: их можно использовать при проведении уроков литературы и литературных гостиных.
СТИХ-Е зинка.
Естественность, «непридуманность» стихов поэтессы проявляется в отчетливой связи произведений Друниной с реальными событиями и лицами. Таково стихотворение «Зинка» – едва ли не лучшее в творчестве Юлии Друниной, посвящённое Зинаиде Самсоновой – фронтовой подруге поэтессы, впоследствии – Герою Советского Союза, девушке, о которой ходили легенды.
В центре лирического повествования трагическая судьба совсем молоденькой девушки Зины, оказавшейся в военной мясорубке. Стихотворение начинается с описания разговора между автором и Зиной. Девушки ожидают рассвет в лесу «у разбитой ели», под одной шинелью, потому что так теплее «на продрогшей, сырой земле». Зинка, видимо, обладает живым, веселым характером: «… Я против грусти», но в данный момент ее охватывает тоска по родному краю, по «яблочному захолустью» Рязанщины, где живет ее «мамка». Она одна у нее и дочь знает: каждую минуту мама ждет ее домой: «Старой кажется: каждый кустик /Беспокойную дочку ждёт...». Батальон, в котором сражались девушки, переживал трудное время, с каждым днем положение усугублялось, «становилось горше». Под Оршей они попадают в окружение, и именно Зинка повела в атаку «через смертные рубежи». «Светлокосый солдат», который не ждал «посмертной славы», погибает. Горе автора велико, боль потери нестерпима: «Ее тело своей шинелью/ Укрывала, я, губы сжав…».
Трагичность происходящего усиливается тем, что на рассказчице лежит страшное, тяжелое обязательство — сообщить старушке-матери Зины о гибели ее единственного ребенка: «И старушка в цветастом платье /У иконы свечу зажгла./ …Я незнаю, как написать ей, /Чтоб она тебя не ждала?».
Стихотворение по тональности - торжественно-сдержанное, трагическое и светлое, как реквием; по разговорной стилистике - трепетное и горькое, как прощание с близким; стихотворение - обращение к «светлокосому солдату», юной девушке, убитой на войне, о которой автор, такая же юная фронтовичка, говорит с отчаянием, представляя ее старенькую маму, одиноко живущую где-то в маленьком захолустье и ждущую возвращения с войны своей единственной дочери.
«В батальоне нас, девушек, было всего двое. Спали мы, подостлав под себя одну шинель, накрывшись другой, ели из одного котелка – как тут не подружиться? Немного времени отпустила нам война на дружбу, но ведь даже по официальной мерке один год на фронте засчитывается за три».
Все грущу о шинели,
Вижу дымные сны –
Нет, меня не сумели
Возвратить из войны.
Дни летят, словно пули,
Как снаряды – года…
До сих пор не вернули,
Не вернут никогда.
И куда же мне деться?
Друг убит на войне,
А замолкшее сердце
Стало биться во мне.
Основной мотив лирики Юлии Друниной - стихи, связанные с юностью молодостью поэтессы. И это неслучайно. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки: зенитные, связи, ночных бомбардировщиков, не говоря о медицинских батальонах, ротах - сплошь состояли из представительниц прекрасного пола.
Своеобразие стихов Друниной – в понимающем и добром взгляде на мир и, что особенно важно, на войну, в которую женщина поэзии Друниной приносит не только свое мужество терпения и неустанной помощи, но и изначальный протест, обусловленный несовместимостью животворящей женской сути с разрушением и убийством.
Страшная вещь, не имеющая права на существование, - женщина на войне. Память об этом Юлия Владимировна пронесла через всю жизнь. Она прошла ее достойно, до конца сохранив идеалы любви и дружбы. И ушла, когда рушилось все, во что она верила. А нам в наследство оставила замечательные стихи.
Своей поэзии Юлия Друнина не изменяла, поэтому, может быть, в этом трагичность судьбы поэтессы. Стихи Ю. Друниной точны и лаконичны, лиричны и конкретны, они покоряют меня своей правдой, неповторимостью, своей искренностью и художественной красотой – в них вся Юлия Друнина, которой она была в жизни.
Финал – читаем по очереди. Паузы. Громко и чётко, как дикторы ТВ.
1. Крис. Любая война начинается с действий профессионалов.. Военные, промышленники, политики и идеологи — прокладывают дорогу к началу бойни.
2.Рита. Взаимные усилия по истреблению противника приводят к вовлечению в войну все больше народа. Люди привыкают видеть смерть и убивать. «Погиб мой товарищ, убит мой брат, замучена дочь» — и вот война переходит в стадию личной мести.
3.Катя.Организованные в армии люди, мстят за свою Родину и за гибель своих близких, убивают друг друга с новой силой. Если война продлится еще год, ненависть становятся грузом повседневного быта. Большое искусство — не доводить людей в войне до истребления друг друга из ненависти.
4.Крис. Но и ненависть проходит. Она сменяется безразличием к смерти. Человек сильный духом становится сильным воином, способным беспощадно убивать. Но и это не последняя стадия войны. В финале каждая противоборствующая сторона готова принести огромную жертву для прекращения всего этого безумия.
Формирование активной и самостоятельной позиции учащихся. Этим обусловлено введение в учебный процесс ансамбля проектной работы.
Самостоятельно осваивали этапы проектной работы. Представлять результаты своей работы, показывать их большой аудитории.
Выполнение учащимися проектов – это возможность максимально раскрыть творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои усилия и знания, показать публично достигнутый результат.
Наш проект интересен для нас и для других.
Проект способствует развитию и стимулированию творческого интереса к гуманитарным дисциплинам. Выявлению и развитию познавательных способностей, талантов,
Актуальность проекта-
Оригинальность –
Возможность использования результатов проекта в практике.