ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ТИПИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
И ТИПИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ
Многие трудности школьной адаптации детей с задержкой психического развития обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть разделены на две группы: обусловленные медико-биологическими причинами и связанные с социально-психологическими факторами. В первом случае нарушения поведения определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Часто имеет место повышенная возбудимость и эмоциональная неустойчивость. Во втором случае нарушения поведения могут быть следствием реагирования ребенка на затруднения школьной жизни, на неудовлетворяющие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, на неправильные условия воспитания в семье.
Основными направлениями при психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития считают:
смягчение эмоционального дискомфорта;
повышение активности и самостоятельности;
устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. (И.И. Мамайчук, 2006).
Следует отметить, что часто для коррекции поведения детей с ОВЗ требуется комплексный медико-психолого-педагогический подход. В ряде случаев педагогическое и психологическое воздействие может эффективно осуществляться лишь на фоне медикаментозной коррекции поведения.
Можно сформулировать
общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те или иные эмоционально-волевые нарушения поведения.
Акцентировать внимание на поведении, а не на личности школьника. Реакции взрослых на неприемлемое поведение должны транслировать следующее: «Ты неплохой и можешь стать лучше, а вот твое поведение сейчас недопустимо».
Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, нужно избегать резких оценочных суждений.
Разбирая поведение ребенка, ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас.
Снижать, а не усиливать напряжение ситуации.
Демонстрировать школьникам модели желательного поведения.
На протяжении всей воспитательной и коррекционной работы поддерживать систематический контакт с родителями, информировать их о динамике, особенностях поведения ребенка в школе, его достижениях, успехах и трудностях. Стараться получить от родителей информацию об особенностях поведения ребенка дома, его увлечениях, отношении к учебным занятиям, эмоциональном состоянии, особенностях общения с близкими и друзьями.
Среди методов коррекции поведения выделяют:
1. Специфические методы (упражнение и наказание).
Наказание может быть эффективным, если соблюдаются следующие условия:
Наказывать как можно реже только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно
Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол
Наказание по смыслу и силе должно соотноситься с проступком
После наказания поступок должен быть предан забвению
2. Неспецифические методы:
1) методы изменения деятельности детей (введение новых видов деятельности, изменение содержания деятельности, изменение смысла деятельности);
2) методы изменения отношений (личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, «разрешение на поведение», изменение статуса ребенка в коллективе, педагогическая поддержка);
3) методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы.
Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма. У них отмечается: 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
Дети с инфантильным поведением нередко попадают под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяются к противоправным действиям и поступкам.
Инфантильное поведение преодолевается постепенно по мере взросления детей с задержкой психического развития. Необходимо уделять внимание развитию у них навыков произвольной регуляции, формировать социальную активность, самостоятельность и ответственность. Одним из приемов развития способности к саморегуляции является использование игр с правилами