Статья Формирование связной речи на логопедических занятиях
«Формирование связной речи
на логопедических занятиях
у учащихся 2-х классов»
В нашей школе учатся дети, которые имеют нарушения как письменной, так и устной речи. Есть дети, у которых ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности. У большинства детей отмечается недостаточное формирование высших психических процессов: внимания, памяти, мышления. Также большинству детей присущи различные нарушения речевой деятельности. Грубых нарушений произношения нет, но наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематической дифференциации, несформированность лексико-грамматического строя речи, нарушение пространственных ориентировок, зрительных представлений, что в свою очередь ведет к нарушениям письма и чтения.
Наиболее многочисленную группу ошибок вызывает недоразвитие языкового анализа и синтеза, что проявляется в искажениях звуковой структуры слова. Дети затрудняются в определении количества звуков в слове, в делении слов на слоги, делении предложений на слова. В связи с недоразвитием грамматического строя, в связной речи детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложения- ми; последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий. Наблюдаются искажения морфологической структуры слова. На уровне предложения ошибки проявляются в изменении падежных окончаний, в нарушении предложных конструкций и согласования; нарушается синтаксическое оформление речи: дети используют самые простые конструкции предложения, с трудом конструируют сложные предложения, затрудняются выразить с помощью языковых средств причинно-следственные, временные, пространственные отношения. Очень многие не дифференцируют грамматические понятия: буква-звук, слог-слово, слово-предложение.
Словарный запас детей беден, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, неполноценен качественно, что выражается в правомерном сужении или расширении значений слов, неточном употреблении близких по значению слов. Ограниченность словарного запаса в значительной степени определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. Таким образом, нарушение речи у детей носит системный характер. Это проявляется в нарушениях основных компонентов речи: ее звуковой стороны, лексико-грамматического строя речи.
Лексические средства и грамматический строй речи отличаются ограниченностью словарного запаса, его качественной неполноценностью и наличием аграмматизмов. Связная речь характеризуется несформированностью умений и навыков связно излагать свои мысли. Связные высказывания заменяются односложными ответами на вопросы (одним словом) или разрозненными нераспространенными предложениями.
При коррекции недостатков устной и письменной речи логопедическая работа ведется по трем направлениям: 1. Формирование звуковой стороны речи.
2. Формирование лексико-грамматического строя языка. 3. Формирование связной речи. Одновременно формируя психологические предпосылки к обучению, логопедическое занятие включает в себя три темы: логопедическую, лексико-грамматическую и тему по развитию связной речи.
Более подробно я остановлюсь на формировании связной речи у учащихся, что является важнейшим направлением обучения детей с нарушениями речи. Связная речь, как сложная форма речевой деятельности, наиболее тяжело страдает у школьников с нарушениями речи. Для успешного школьного обучения необходим достаточный уровень развития связной речи. Работа над связной речью включает следующие задачи:
- формирование у детей умения планировать содержание связного собственного высказывания;
- выявлять причинно-следственные связи, пространственные, временные и другие семантические отношения. Учащиеся овладевают разными формами речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение). Сначала дети усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги. Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит в определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида деятельности:
- осознание побудительного мотива к высказыванию;
- ориентировка в смысловом содержание текста;
- ориентировка в ситуации, лежащей в основе языковых средств выражения этого содержания;
- создание программы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы высказывания.
Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию серию сюжетных картинок, сюжетную картину), выделять в ней главное и существенное, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами и располагать их в логической последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти. Система работы по формированию связной речи строится с учетом различной степени самостоятельности учащихся при планировании текста. В связи с этим предусмотрена следующая последовательность формирования связной речи:
- пересказ с опорой на серии сюжетных картинок;
- пересказ по сюжетной картинке;
- пересказ без опоры на наглядность;
- рассказ по сюжетной картинке;
- самостоятельный рассказ на заданную тему.
Развитие связной речи и осознание ее закономерностей на логопедических занятиях способствует развитию логического мышления, осмысленному восприятию окружающей действительности, выделению главного, существенного. Формирование связной речи обогащает и уточняет словарь, закрепляет навыки правильного грамматического оформления речи, расширяет возможности речевой коммуникации учащихся. На занятиях одна из задач состоит в совершенствовании связной речи, при этом центральное место занимает работа над предложением, как основной речевой единицей. Развитие навыков связного высказывания включает в себя: установления последовательности высказывания; отбор языковых средств для построения высказывания; совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Во 2-ом классе для восполнения недостатков в формировании связной речи мною взяты следующие грамматические темы: - Уточнение представлений о предложении (выделение предложений из сплошного текста, семантический анализ предложений).
- Простые предложения, повествовательные, вопросительные, восклицательные.
- Главные и второстепенные члены предложения (их выделение, постановка вопросов).
Слова, связанные с подлежащим; слова, связанные со сказуемым. Связь слов в предложении. (Постановка вопросов к словам, входящим в предложение).
- Порядок слов в предложении.
- Работа над планом (ответ по плану, пересказ по плану). - Рассказ описания. Рассказ повествования.
- Рассказ по серии сюжетных картинок.
- Рассказ по сюжетной картинке.
- Работа над текстом. Диалогическая речь.
И другие темы. Используются следующие виды работы над предложением:
1. Чтение образцов, отработка интонации, запоминание предложений.
2.Составление предложений из данных вразбивку слов:
а) все слова даны в нужной форме;
б) некоторые даны в нужной форме, а некоторые- в начальной форме;
в) все слова даны в начальной форме.
3. Восстановление деформированных предложений.
4. Выделение предложений из сплошного текста, данного без знаков
препинания.
5. Нахождение по вопросам главных и второстепенных членов предложения.
6. Читается предложение с разной интонацией (напр. Поезд из Москвы прибыл без опозданий). Чем различаются эти предложения? Ответьте, в каком из читаемых предложений спрашивается о чем-либо, а каком сообщается?
7. Составление предложений по заданному члену предложения (подлежащему, сказуемому).
8. Редактирование предложений или словосочетаний, содержащих речевые ошибки. И другие виды работы.
При формировании связной речи большое внимание уделяется работе над смысловой структурой текста: определение темы, оглавление текста и его частей, определение смысловой последовательности текста, что служит основой построения плана. На занятиях анализируется готовый текст повествования, выделяются его существенные признаки: смысловой, логической последовательности событий. Составляется план готового текста повествования (картинно-графического, картинно-вербального, вербального, графического). Также развивается умение анализировать готовый текст описания, выделять существенные признаки. Составлять план текста.
Над содержанием текста проводится следующая работа.
1. Составление ряда предложений по вопросам, сюжетным картинкам, на основе бесед о предметах и их свойствах, восстановление деформированных предложений.
2. Составление рассказа из отдельных разбросанных предложений.
3. Составление рассказа по вопросам.
4. Составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке
5. Анализ содержания прочитанного материала, расположение его в логической последовательности; определение основной мысли высказывания.
Восстановление деформированного текста.
Передача содержания рассказа после одного прослушивания.
Составить рассказ по данному плану.
Составление рассказа по данному началу, заголовку, концу и опорным словам.
Составление рассказа по определенной теме на основании собственных наблюдений и данных календаря природы (или картинок). (Напр., “Погода зимой”).
Составление рассказа на данную тему с данными словами. Также используются и другие виды работы. В связи с тем, о чем было выше сказано, можно сделать вывод, что при развитии связной речи:
- развивается умение давать полные ответы на вопросы, требующие сравнения предметов, выяснения их характерных признаков; - закрепляется умение слушать читаемый текст и правильно (без пропусков, искажений смысловых звеньев) передавать его содержание по вопросам;
- ученик может пересказывать услышанный рассказ или сказку с предварительной беседой по содержанию, далее и без беседы; Совершенствование связной речи одно из главных направлений в работе при коррекции как устной, так и письменной речи.
Список использованной литературы
1.Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников», 2008г.
2.Скворцова И.В. «Система работы по коррекции речи», 1997г.
13PAGE 15
13PAGE 14615