Отчёт по самообразованию по теме Развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта
Отчёт
по самообразованию по теме:
«Развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта»
У детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, недоразвитие связной речи отмечается почти у всех, и это оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка.
Считаю, что выбранная тема актуальна, т.к. своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей.
В работе с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, следует помнить, что им присуще стойкое нарушение всех психических процессов, особенно мышления. А так как уровень речевого развития напрямую зависит от способности мыслить, то у всех детей с ОВЗ наблюдаются выраженные отклонения в речевом развитии, проявляющиеся на всех этапах становления личности.
В связи с вышесказанным, считаю, необходима серьёзная, хорошо продуманная и методически правильно выстроенная коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи у детей с ОВЗ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:
-Знакомиться с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями и методиками по теме.
-Проводить на уроках апробацию новых педагогических технологий и методик, обобщать передовой опыт учителей.
-Обобщать и распространять положительный опыт работы.
-Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
-Работать с Интернет-ресурсами по теме.
-Освоить новые компьютерные технологии , мультимедийные средства и внедрять их в профессиональную деятельность.
-Развивая речь, развивать творческие способности учащихся.
-Научить детей правильно формулировать мысль в предложении и соединять их в связный текст.
-Активно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.
Если предоставить мою деятельность в области самообразования списком глаголов, то получиться: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
• систематический просмотр определённых телепередач;
• чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
• обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
• посещение уроков, мероприятий коллег;
• участие в МО и семинарах, педсоветах;
• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
• доклады и сообщения по теме;
• составление опорных конспектов, апробирование и их корректировка, участие в конкурсах;
• анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования;
• ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Источники самообразования:
• Телевидение.
• Газеты, журналы.
• Литература : методическая, психолого-педагогическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Семинары и конференции
• Мастер- классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи.
• Концерты.
• Курсы повышения квалификации
В процессе работы над темой были посещены
уроки:
развития речи в 3 классе ( Ф.И.О. учителя)
чтения во 2 классе (Ф.И.О. учителя.)
развития речи на основе изучения окружающей действительности в 4 классе ( )
внеклассные мероприятия:
-театрализованное представление: «Сказка «Теремок» на новый лад (экологическая тема)- учитель 2 класса Филимонова В.М.
«Наши пернатые друзья»- открытый классный час- учитель 3 класса…..
« Весёлая зоологическая викторина» - учитель 4 класса …….
Консультации, полученные мною в процессе работы над темой:
У завуча школы:
разъяснение некоторых вопросов по составлению отчёта о работе по теме самообразования;
-Ф,И,О, ., у учителя чтения и письма:
по вопросу оформления слайдов для презентаций;
- у техника -программиста:
о работе с Интернет- ресурсами
-зав. кафедрой психологии и педагогики Чувашского института образования ……об особенностях развития речи у детей с нарушением интеллекта
Курсы и семинары:
-прошла курсы повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования в …. году;
-прошла стажировку в КС (К) ОУ «Чебоксарская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа N2» по теме «Социализация детей с ОВЗ в условиях коррекционного образовательного учреждения» и выполнила итоговую работу на тему: «Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта»
-прошла обучение на семинаре в БОУ ДПО (ПК0)С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии по теме «Технологии коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе 8 вида»
Участие в МО учителей начальных классов
классных руководителей:
-выступила с докладами по темам:
1. «Создание здорвьесберегающего образовательного пространства, как условие повышения качества обучения» (обмен опытом); (декабрь)
2. «Учимся играя. Играем пальчиками- развиваем речь» (май)
3 «Проектная деятельность –один из методов в работе по развитию связной речи» ( апрель)
Открытые уроки, мероприятия:
-поведён открытый урок-игра по теме «Число и цифра 5» ( декабрь)
-внеклассные мероприятия: защита проекта –праздник «День луковой слезинки»(апрель);
праздник «Прощай, 1 класс» (творческий отчёт)- май
Проектная деятельность:
Коллективно с уч-ся своего класса работали над проектом «Выращивание лука в зимнее время в разных условиях»
Цель проекта: выращивание лука в зимнее время в разных условиях, знакомство с правилами ухода за ним.
Вид проекта: экспериментально-исследовательская деятельность
Исследование проводилось с помощью наблюдения, сравнения результатов и фотосъёмки.
Срок реализации: январь-май
Направление проекта: все предметы, изучаемые в 1 классе
В ходе выполнения проекта дети знакомились с художественным произведением Дж. Родари «Чиполлино», заучивали стихи, пословицы и поговорки, разгадывали загадки; рассматривали иллюстрации картин с изображением овощей (сравнивали их по цвету, форме , размеру, вкусу). Коллективно искали материалы и смотрели презентацию « История лука». Подведены итоги проекта:
-презентация проекта;
-открытое мероприятие «День луковой слезинки»( в рамках недели начальных классов)
Таким образом, РЕЗУЛЬТАТОМ моей работы является обобщение имеющегося опыта работы по использованию методов проектов, МЕТОДОВ И ФОРМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ на уроках и внеурочной деятельностИ.
Развивая речь, уделяю много внимания стимулированию творческой активности учащихся. Мои ученики активно участвуют во всех внеклассных мероприятиях школьного уровня. В этом учебном году учащиеся 1 класса участвовали в республиканском конкурсе «Созвездие».
Продуктивность опыта и его перспектива.
В 1 класс поступило 7 человек. Вначале учебного года проводилась диагностика развития речи на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, на уроках обучения грамоте. Результаты оценивались по пятибалльной системе.
Ученик Активный словарный запас Умение составлять предложение по опорам Умение составлять предложения по вопросам учителя Умение самостоятельно составлять короткие предложения Умение пересказывать связный текст Общее количество баллов
Еманова Н. 2 2 2 1 1 8
Солин Н. 2 2 2 2 1 9
Балашов Б. 2 2 2 1 1 8
Мушлаев С. 1 1 1 1 0 4
МигуринН.
Пронина И.
Иванова Л. 0
2
1 0
2
1 0
2
1 0
2
1 0
1
0 0
9
4
Всего
42
Диагностика показала, что дети класса различаются уровнем речевой подготовки.
Иванова Елена проучилась один год в массовой школе и не усвоила ни одной буквы за период обучения в ней. У неё резко проявляется недоразвитие лексико-грамматического строя речи.
У Мигурина Н.отсутствует речь, у него замедленное формирование речи из-за недоразвития всей психики в целом.
У Мушлаева С.- дефекты звукопроизношения на фоне общего системного недоразвития речи. Но он умеет составлять предложения по опорам и вопросам учителя. Большое желание общаться со всеми.
Еманова Н.-недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования.
У Прониной недостаточно сформированы синтаксические структуры предложения.
Солин Н.- правильно называет предметы, явления, свободно оперирует словами и предложениями при высказывании, но недостаточно сформированы синтаксические структуры предложения.
Мигурин Н., Мушлаев С-.они условно отнесены к слабой III группе, имеют низкий уровень интеллектуального и речевого развития.
Остальные дети условно отнесены к ІІ группе, т.к. имеют средний уровень психического и речевого развития. Детей, отнесённых к І группе нет. Несмотря на разницу в уровне речевого развития из представленных результатов видно, что база для дальнейшего развития связной речи имеется.
В конце учебного года диагностика была проведена вновь.
Ученик Активный словарный запас Умение составлять предложение по опорам Умение составлять предложения по вопросам учителя Умение самостоятельно составлять короткие предложения Умение пересказывать связный текст Общее количество баллов
Еманова Н. 3 3 3 2 2 13
Солин Н. 3 3 3 2 1 13
Балашов Б. 2.5 3 3 2 2 12.5
Мушлаев С. 2 2 2 2 0 8
МигуринН.
Пронина И.
Иванова Л 1
3
2
1
3
2 1
3
2 1
3
2
0
3
1 4
12
9
Всего 59,5
Сравнительная характеристика результатов наглядно демонстрирует рост показателей по всем параметрам у каждого ребёнка. В некоторых случаях, по некоторым направлениям показатели остались на прежнем уровне. Это позволяет сделать вывод, что систематическая работа по развитию связного речевого высказывания даёт положительную динамику.
Подобная работа будет продолжаться и в последующих классах.
ВЫВОД: исходя из полученных данных можно отметить, что больше половины исследуемых детей имеют средний уровень сформированности связной речи. Они нуждаются в большом количестве наглядности на занятиях, для них необходимы частые повторения упражнений, включающих элементы новизны. Вся работа должна сочетаться с тщательной дозировкой упражнений и речевого материала.
В результате такой работы, направленной на формирование основных компонентов устной связной речи детей с ОВЗ, возможна их определенная социальная адаптация к условиям окружающей жизни. Этого можно достичь, используя комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности: рисование, речь, игру, применяя методику скороговорок и вышеперечисленные направления работы. Все это способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, развитию навыков связной устной речи.
Список используемой литературы :Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у учащихся с нарушением интеллекта на специальных уроках. (Аксенова А.К., Якубовская Э.В.// Дефектология. 1987- № 6 ).
Андреева Н.Г. Занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-хч. Ч.1 : Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда/ Н.Г. Андреева; под ред.Р.И. Лалаевой.- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие – М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 -158с.
Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / М.Ю. Гаврикова: 2-е изд., - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007 – 176с.
Ефименкова И.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. для логопедов. – М.: Просвещение,1991.
Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников (Кочеткова А.В.// Начальная школа. 2002.- №9 с.64-68.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на формирование монологической речи у детей с нарушенным интеллектом, в свое время занимались Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева.
Анализ литературных источников показал, что нарушения речи у умственно отсталых детей являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой деятельности.
У умственно отсталых детей нарушается не только языковой уровень речи, но и смысловой и сенсомоторный уровни. Более стойкими являются нарушения смыслового и языкового уровня.
Каждая из операций порождения смыслового высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях. Затем постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текста.
Работа по развитию связной речи должна проводится не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность логопедической работы.
Тем не менее, нужно отметить, что в настоящее время проблема развития связной устной речи у данной категории детей, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ.
В процессе обследования связной речи детей с нарушением интеллекта было замечено, что эти дети испытывают затруднения в овладении связной речью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, приводящему к застреванию на отдельных словах и мыслях, к повторению отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства дети порой отмечают не самые существенные признаки.
У школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.
Рассказы детей отличались краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации.
Мы считаем, что использование данных видов работы воспитателями и логопедами, поможет значительно повысить уровень сформированности связной речи у детей с нарушением интеллекта, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности. Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи школьников с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.
Литература
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С.Лебединской. - М, 2010
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия. 1998. 230с.
3. Бадалян Л.О. «Невропатология», Москва, «Академия», 2003г.
4.Беккер К.П., Гебельт X. Ребенок, нуждающийся в специальном обучении // Дефектология. - 2000. - № 5.
5.Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. -М., 2001.
6.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М., 2010
7. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. -М.,2010.