Формирование связной речи у младших школьников с нарушением речи
Формирование связной речи у младших школьников с
нарушениями речи.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке В.И. Чернышев
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении. Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монологическая речь – наиболее трудный для обучающихся начальной школы вид речевой деятельности. Монолог ребенка становится понятен слушателям тогда, когда все его части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие связной речи является первым и самым важным условием успешности обучения ребенка в школе.Только обладая хорошо развитой связной речью можно давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений литературы.
Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи и возможно только при наличии определенного уровня сформированного словарного запаса и грамматического строя речи. В основе предлагаемой системы работы по развитию монологической речи на логопедических занятиях лежит комплексный подход, направленный на решение на одном уроке разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития и развития высших психических функций школьников с нарушениями речи. Развитию монологического высказывания мы уделяем внимание на всех логопедических занятиях, это постоянное направление в работе по развитию речи младших школьников.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием разных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Наличие у них вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т.д.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Учащиеся с общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, «застревании» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.
Понятие «связная речь» относится, как и диалогической и монологической формам речи.
Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Состоит из реплик, цепи речевых реакций.
Монологическая (монолог) – понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких- либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Содержание ее заранее задано и предварительно планируется. В ней используются и обобщаются также компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении.
Элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4-х лет им становится доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, и на 7-ом году жизни и короткие рассуждении.
Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.
Формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка связной речи. Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по обучению рассказыванию. При обучении детей с ОНР особое внимание уделяется формирование связной монологической (описательной и повествовательной) речи.
Можно использовать ряд рекомендованных развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний.
Это такие упражнения, как:
1. Лексические:
- Подбор определений, сравнений для словесной характеристики предмета
( «Подбери слово», «На что похоже», «Узнай, о чем это» и др.);
-подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот («Кто что делает?», «Кому что нужно?»)
- подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия ( «Скажи по-другому», «А как наоборот»);
-подбор родственных слов, вариативных по значению (река-речка-реченька).
2. Лексико-грамматические:
Дополнение предложений нужным по смыслу словом;
Составление предложений по данным словам;
Упражнение в составлении предложений по данному слову (падежно- предложной конструкции);
3. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной
Дети должны усвоить определенную схему высказывания - описания.
Пример развернутого описания предметов из группы «Овощи- фрукты»:
определение (название) предмета.
отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выделяемые при тактильном восприятии; место произрастания.
предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.
4. ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНКАМ
Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
Составление небольших рассказов - описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих тематику картин;
Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.
Занятия по разным видам картин включает ряд элементов: подготовку детей к восприятию содержания, обучение их составлению рассказа, анализ детских рассказов.
5. РАССКАЗЫВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержаний (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание предложения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словным словам и на предложенную тему.
Вся работа учителя-логопеда должна быть построена так, чтобы на каждом занятии развивались мыслительные и речевые способности детей.
Большое количество разработок в области формирования связной речи указывает на то, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной речи у младших школьников с ОНР.