РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА


РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Известно, стремление к исследованию генетически присуще каждому ребенку. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир - одно из главных и естественных проявлений детской психики /1/.
Цель статьи показать возможности применения исследовательской деятельности в коррекционно - логопедической работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
Для реализации поставленной цели было теоретически обосновано значение исследовательской деятельности в формировании личности ребенка и представлена серия занятий с использованием исследовательской деятельности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата, которые были апробированы в группе детей с нарушениями ОДА, имеющими речевое заключение ОНР 3 уровня.
Главная цель исследовательского поведения - формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Мыслить нестандартно, творчески.
Исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию- функцию развития ипредполагает:
развитиекогнитивных процессов:памяти, внимания, мышления
развитиеинтеллекта и креативности
развитиеречи
развитиеэмоционально-нравственной, мотивационнойиволевой сфер ребёнка.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что формирование всех этих базисных характеристик происходит следующим образом:
Развитие памяти происходит не столько за счет большого объёма хранящейся в памяти информации, сколько за счёт способности её структурировать и использовать.
Развитие внимания выражается в умении полностью погрузиться в задачу, в умении работать в любых условиях, даже при наличии серьёзных помех.
Развитие мышления - это формирование способности выдвигать новые, неожиданные идеи, способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто очень далёких по содержанию. Это возможность выбора из большого количества идей наиболее подходящих для сопоставления и развития.
Развитие интеллекта — это развитие способности ребенка к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.
Развитие креативности - умение усваивать новые знания и, что самое главное, переучиваться. Напомним, что креативность - способность человека отказываться от стереотипных способов мышления, открытость новому опыту. Основными параметрами креативности признаются: оригинальность, гибкость, продуктивность /2/.
Для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата характерно своеобразное психическое развитие. Проблеме психических нарушении у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ исследователей (Э.С. Калижнюк, Л.А.Данилова, Е.М.Мастюкова, И.Ю.Левченко и др.). Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего познавательной деятельности. У детей с ОДА также проявляются особенности речевого развития, проявляющиеся позднем и патологическом ее формировании. При ОДА отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико - фонематической. Почти у всех детей в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь, с трудом формируются связи между словом, предметом и простейшим действием /3/.
Исследовательское обучение может быть представлено как естественное продолжение традиционных для д\с занятий или как отдельные задания в структуре любого предметного занятия. Важно учитывать, что работать дети могут не только индивидуально - очень полезна и в плане творческого и в плане психосоциального развития работа вдвоём или втроём. В этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные воспитательные возможности.
В своей работе мы руководствовались несколькими общими рекомендациями, предложенными в литературе исследователем А.И. Савенковым /4, 5/:
«учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций»;
«не сдерживайте инициативы детей»;
«не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно»;
«не спешите с вынесением оценочных суждений»;
«помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации».
В качестве примера, предлагаем конспект логопедического занятия с использованием исследовательского обучения.
Примерный конспект логопедического занятия в старшей группе детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата с использованием исследовательской деятельности
Тема: Человек
Цели:
Расширение знаний детей об окружающем мире: некоторых свойствах воздуха и его значении; основных органах человека, которые помогают воспринимать окружающий мир.
Обогащение и закрепление словаря, закрепление навыков построения распространенных предложений.
Развитие личности ребёнка, психических качеств (ощущение, восприятие, память, внимание, речь); мыслительных операций, творческого воображения, познавательных процессов.
Формирование интереса к экспериментальной деятельности.
Воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование: надувные шарики по количеству детей, весы, камни,
почва, вода, ширма, «волшебные» очки (треугольные, круглые, квадратные, прямоугольные), карточки с рисунками (солнце, дом, гриб, ёлка, воздушные шары, дерево), вата, детский костюм врача.
Ход занятия
Организационный момент.
Вводная беседа.
Сегодня мы будем говорить о человеке. Для того чтобы жить, человек должен иметь целые и здоровые органы и части тела.
Основная часть
Назовите орган, который помогает нам дышать, (лёгкие)
Вы знаете, как работают лёгкие?
Опыт №1 «Как работают лёгкие»
Дети надувают и сдувают шары.
Вот так работают наши лёгкие. Они постоянно трудятся. Мы должны заботиться о них.
Как мы можем заботиться о лёгких? (не простужаться, закаляться, дышать чистым воздухом).
А где есть воздух? (везде).
Опыт №2 «Есть ли воздух в камнях и земле»
(Дети опускают камни и землю в воду. Замечают наличие пузырьков).
Какой мы можем сделать вывод? (и в камнях, и в земле есть воздух).
. Опыт №3. Воздух имеет вес.
Положим на чашки весов надутый и не надутый шарик. Отмечаем перевешивание чашки весов в сторону надутого шарика. Дети делают вывод: воздух имеет вес.
Опыт №4. Воздух можно услышать.
Предлагаю медленно выпускать воздух из надутого шара. Дети делают вывод: воздух можно услышать.
В начале занятия мы отметили, что нам нужен чистый воздух. Откуда берётся чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения и деревья).
Отгадайте загадку:
«Два братца, через дорогу живут. Друг друга не видят» (Глаза).
Глаза являются главным помощником человека. Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать предметы, их цвет, форму, величину.
Как нужно заботься о глазах? (Ответы детей: не смотреть близко и долго телевизор, компьютер; не совать в глаза предметы, делать зарядку для глаз, умываться).
Что делать людям, которые плохо видят? (Ответы детей: носить лечебные очки).
Игра «Волшебные очки».
Представьте, что вы посмотрели на мир через волшебные очки. Надел круглые очки, и все предметы стали казаться круглыми, в прямоугольных - прямоугольные, в треугольных - треугольными. Нарисуй предмет глядя на него в волшебные очки.
III. Игра «Что звучит?»
Какой орган человека помогает нам слышать речь и звуки окружающего нас мира? (Уши).
Опыт с ватой: дети закрывают уши ватой
Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать.
Что надо делать, чтобы сохранить уши в порядке?
Инсценировка стихотворения «Уши» Э.Мошковской:
Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мьггь, то как нам быть?
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор гневно.
еже - еже - ежедневно!!!
V. Итог занятия.
В результате проведения серии аналогичных занятий нами были отмечено помимо формирования исследовательских навыков, развитие когнитивных и речевых функций.
Так, умение задавать вопросы, навык необходимый в исследовательской деятельности позволил решать следующие задачи развития речи: отработка вопросительной интонации; удлинение речевого выдоха; формирование сложноподчинённого типа предложения; закрепление предлогов места и времени; дифференциация вопросов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы; согласование существительных в роде, числе, падеже развитие умения задавать вопрос от третьего лица.
Развитие такого инструментального навыка, как умения давать определение понятиям, позволил параллельно работать логопеду над закреплением обобщающих слов; актуализацией предметного, предикативного словаря, словаря признаков; над развитием умения описывать объект, сравнивать и устанавливать отличие данного предмета от сходных с ним предметов; над обучением составлению загадок; образованием сравнительной и превосходной степени прилагательных.
Умение делать выводыи умозаключения, навык, который
формировался в результате исследовательской деятельности, в свою очередь способствовал развитию связной речи; установлению логической взаимосвязи между фактами.
Навык умения доказывать и защищать свои идеи, позволил ребенку самостоятельно решать вербальные дивергентные задачи (дивергентная задача- задача, имеющая не одно, а много правильных решений); правильно подбирать синонимы и антонимы; одновременно проводилась работа над выработкой повествовательной и восклицательной интонации; формировалось умение составлять рассказ по схеме.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование исследовательской деятельности на логопедическом занятии позволяет с одной стороны в игровой форме развивать речь, а с другой стороны такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что исследовательское поведение способствует всестороннему развитию ребёнка, неважно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал уже то, что всем известно давно.
Исследовательская деятельность, которую можно целенаправленно применять на логопедическом занятии формирует у ребенка такие качества, как умение задавать вопросы; умения давать определение понятиям; умение делать выводы и умозаключения; умения доказывать и защищать свои идеи. Помимо этого, обучение исследовательскому поведению предоставляет огромные возможности для развития речи детей, что было доказано в процессе проведения серии логопедических занятий с применением исследовательской деятельности.
Практикум по возрастной психологии. / Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб., 2005.
Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. — Ярославль: Академия развития, 2002.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно — двигательного аппарата. —М.: Академия, 2001.
Савенков А. И. Маленький исследователь. — Ярославль: ООО Академия развития, 2004.