Урок математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей с разными и одинаковыми знаменателями»


КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Урок математики по теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей
с разными и одинаковыми знаменателями»
в 8 классе

Разработала:
учитель математики
Зубкова Людмила Фёдоровна
Муромцево 2010
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей с разными и одинаковыми знаменателями.
Цель урока: Закрепить знания и умения при сложении и вычитании десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Совершенствовать вычислительные навыки в ходе решения примеров и задач.
2. Закрепить алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
Коррекционно-развивающая:
1.Развивать логическое мышление, познавательную активность учащихся.
Воспитательная:
1.Воспитывать навыки контроля и самоконтроля, оберегающее отношение к своему здоровью.
Речевой материал: десятичная дробь, знаменатель.
Оборудование: бумажная модель куба, карточки с математическими заданиями, схема – цепочка для решения примеров, оценочная таблица, мультимедиа-презентация.
Форма проведения урока: урок- игра «Программа ТВ передач»
Ход урока.
I.Организационный момент
1.Проверка готовности к уроку.
2. Эмоциональный настрой учащихся.
( запись числа, вид работы, темы урока).
3. Введение в тему.
-Сегодня на уроке нам необходимо закрепить знания и умения в выполнении действий сложения и вычитания с десятичными дробями с разными и одинаковыми знаменателями.
Мы все любим, смотреть телевизор и нам нравятся различные программы. Сегодня я предлагаю вам провести урок в форме игры «Программа Т. В.» А игру мы проведём с помощью этого геометрического тела.
1 слайд –модель куба.
Как называется это геометрическое тело?
Сколько граней у куба? (из 6 граней)
-Поэтому наша программа будет состоять из 6 телепередач.
II. Повторение изученного материала.
-И так, начинается первая программа утренней телепередачи «Вести» и как положено с утра «Прогноз погоды».
- Ваших ошибок на 18.03. 2010 года при решении домашних примеров.
1.Проверка домашнего задания, примеры записаны на доске : Примеры:
+1*, * 2 - 2, * 3
6, 5 * 0, 5 *
--------- --------
*1, * 0 *, 5 *
Задание № 1.
Вместо звёздочек поставить соответствующие цифры в примерах.
( Двое учащихся восстанавливают запись цифр в примерах, а с остальными ребятами проводится фронтальная работа ).
Задание №2.
Верны ли следующие утверждения?
Слайд-2
Написаны проблемные задания.
Я считаю, что при сложении или вычитании десятичных дробей
нужно сначала сложить ( вычесть) целые числа.
Предполагаемый ответ:
( Ваше утверждение неверно. Сначала нужно выполнить действия с десятичными долями.)Я думаю, что при сложении или вычитании десятичных дробей получается только десятичная дробь.
( Ответ: Может получиться и целое число.)Мне кажется, если в десятичной дроби после запятой стоят два знака, то знаменатель данной дроби- 10.
(Не верно, знаменатель дроби равен 100. ) Словарная работа.
-Обратите внимание на правописание слов.
Задание № 3. Проверим верно ли выполнено задание на доске.
Оценивание. Учащиеся выставляют оценки в оценочную карту.
А теперь давайте побываем в гостях у передачи « Смак», повторим чтение десятичных дробей.
III. Устный счет. Слайд-3.
1 порция борща
О,1кг говядины
0,8кг свеклы
0,05кг капусты
0,о1кг моркови
0,005кг лука
0,005кг томата
0,500кг воды

Задание №1.
По таблице прочитайте десятичные дроби, которые выражают количество продуктов, необходимых для приготовления I- блюда.
( Ребята читают десятичные дроби по цепочке).
Задание № 2. Вопросы.
Назовите самую большую дробь.
Назовите самую маленькую дробь.
Какую дробь можно сократить?
Задание № 3.
Дидактическая игра: «Фаршированная рыба»
На второе блюдо мы будем готовить фаршированную рыбу: щуку, окуня, карася.
(На доске вывешиваются рисунки рыб с прорезями. Учащиеся выходят к доске, читают десятичную дробь, записанную в кружке и вставляют кружок в прорезь выбранной ими рыбы. Щука фаршируется десятичными дробями содержащие десятичные доли. Окунь - сотые доли. Карась –десятичные доли)
Оценивание.
III. Основная часть изучения.
А какие рыбы добываются в наших водоемах?
Какие рыбы добывают в водах Мирового океана?
Ответить правильно на второй вопрос нам поможет телепередача «Пока все в классе», в которой мы будем решать следующую задачу.
Слайд № 4.
В водах Мирового океана добывают сельдь, треску и другие виды промысловых рыб. Доля Тихого океана в мировом улове рыбы составляет 0,5, атлантического океана 0,4, Индийского океана 0,05. Какая часть мирового улова рыбы добывается в Северном Ледовитом океане?
Решение задачи по карточкам 1.
1) 0,5 + 0,4 + 0,05 = 0,95 Проверка 0,50 + 0,40 0,05 0,95 2) 1 - 0,95 = 0,05 Проверка
1,00 - 0,95 0,05 Ответ. В водах Северного Ледовитого океана добывается 0,05 часть мирового улова рыбы.
Оценивание.
Решение примеров на доске 2.
На втором канале телепередача «Диалоги о животных»
Слайд №5. Схема –цепочка.



Задание 1.
Составьте примеры по цепочке и вы узнаете, сколько метров в длину достигает самая крупная змея –удав.
-А знаете ли вы, какова длина самой маленькой змеи? (8см)
-Какие змеи водятся в нашей местности?
Оценивание.
3.Самостоятельная работа.
Решение примеров в программе « Жить здорово».
Слайд-6.
Реши примеры и разгадай зашифрованное слово.
Вариант-1
Ответы Буква
2,8+4,3 = 7,82 д6,37+1,45= 7,1 З0,543+5,491= 1,345 р1+0,345= 6,034 о
3,5-1,6= 2,25 в
1-0,24= 1,8 е
3,5-1,25= 1,9 о
6,035-4,235 0,76 ь
Слайд-7. Вариант-2
3,6+1,2= 5,8 д5,1+0,7= 4, 8 з1,28+5,31= 0,449 р0,125=0,324= 6,59 о
6,7-2,7= 4,2 в
8,9-0,2= 1,41 о
8, 54-7,13 8,1 ь9,623-0,102 9,521 е
Задание.1
*Реши примеры на сложение и вычитание десятичных дробей.
* Найди правильный ответ.
*Разгадай зашифрованное слово (здоровье ).
*К каждой букве этого слова подбери слова, которые укрепляют и сохраняют наше здоровье.
Слайд-8
*Нужно беречь…( зрение).
*Находиться постоянно…(движение).
*Следить за своей …( осанка).
*Постоянно выполнять…( режим).
*Чередовать труд и (отдых)
*Часто бывать на свежем . ..( воздух).
*Основой здорового образа жизни является…(еда.)

Слайд-9.
Посмотри на формулу здорового образа жизни.
здо ро в ье
рв т е с о де и дж а за
нж ыи нди е хм к у е на хи е Оценивание.
IV. Итог урока.
Завершит наш урок программа «Итоги» , с помощью оценочной таблицы назовите свои оценки за работу на уроке.
Рефлексия.
В пользу просмотренных передач на уроке проведем голосование. -Поставьте знак « +» , «- » в оценочной таблице отвечая на вопросы - Какая передача на уроке, вам больше всего понравилась ( не понравилась )?
На какой передаче вы были самые активные ( не активные) ?
На какой передаче вы были уверены в своих знаниях(испытывали затруднения)?
Слайд-10 Оценочная карта
Фамилия СМАК ПОКА ВСЕ В КЛАССЕ ДИАЛОГИ О ЖИВОТНЫХ ЖИТЬ ЗДОРОВО ИТОГИ
1 2 Нацеливание: На следующем уроке мы с вами продолжим решение примеров с десятичными дробями.
Слайд-11
V. Домашнее задание:
1.Вычислите:
1 группа
1,5+3,6=розовый
3,7+0,1= желтый
7,83+8,91= коричневый
2 группа
7,53+8,62= зелёный
125,341+12,533=голубой
3группа
9,3+ 9,1=чёрный
10,31+8,18= серый
2.Закрасьте каждую часть рисунка соответствующим цветом (Приложение)
3. Составьте примеры на вычитание десятичных дробей с этими же числами и решите их.