Урок математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей с разными и одинаковыми знаменателями» 
КОУ ОО  «Петропавловская специальная  (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат  VIII вида»
Урок математики по теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей 
с  разными и одинаковыми  знаменателями»
в 8 классе
                                            
                                                        Разработала: 
                                            учитель математики
                            Зубкова Людмила Фёдоровна
Муромцево  2010 
Тема урока:  Сложение и вычитание десятичных дробей с разными и одинаковыми  знаменателями.
 Цель урока:  Закрепить знания и умения  при сложении и вычитании десятичных дробей  с одинаковыми и разными знаменателями.
 Задачи урока: 
           Образовательные: 
 1.Совершенствовать вычислительные навыки в ходе решения примеров и задач.
 2. Закрепить алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
            Коррекционно-развивающая:
 1.Развивать  логическое мышление, познавательную активность учащихся.
            Воспитательная: 
  1.Воспитывать навыки контроля и самоконтроля, оберегающее  отношение  к своему здоровью.
Речевой материал:  десятичная дробь, знаменатель.
Оборудование:  бумажная модель куба, карточки с математическими заданиями, схема –   цепочка для решения примеров, оценочная таблица,  мультимедиа-презентация.
 Форма проведения урока: урок- игра «Программа ТВ передач»
                                       Ход урока.
 I.Организационный момент
 1.Проверка готовности к уроку.
 2. Эмоциональный  настрой учащихся.
  ( запись числа,  вид работы, темы урока).
 3.  Введение в тему.
 -Сегодня на уроке нам необходимо закрепить знания и умения в   выполнении действий сложения и  вычитания с десятичными дробями с разными и одинаковыми знаменателями.
   Мы все любим,  смотреть телевизор и нам нравятся различные программы. Сегодня я предлагаю вам провести урок в  форме игры                                                                            «Программа Т. В.»   А игру мы проведём с помощью этого геометрического тела.
                     1 слайд –модель куба.
Как называется это геометрическое тело?
Сколько  граней у куба? (из 6  граней)
-Поэтому наша программа будет состоять из 6 телепередач.
 II. Повторение изученного материала.
 -И так, начинается первая  программа утренней телепередачи  «Вести»  и как положено с утра  «Прогноз погоды».
- Ваших ошибок на 18.03. 2010 года при решении домашних примеров.
1.Проверка домашнего задания, примеры записаны на доске :             Примеры:        
        +1*, *  2                 - 2, * 3
    6, 5  *                      0, 5 *
   ---------                  --------
  *1, * 0                       *, 5 *
Задание № 1.
 Вместо звёздочек поставить соответствующие цифры в примерах.
 ( Двое учащихся восстанавливают запись цифр в примерах, а с остальными ребятами проводится фронтальная работа ).
  Задание №2.
Верны ли следующие утверждения?
 Слайд-2
     Написаны проблемные задания.                                          
Я считаю, что при сложении или вычитании десятичных дробей 
нужно сначала сложить ( вычесть) целые числа.   
 Предполагаемый ответ: 
( Ваше утверждение неверно. Сначала нужно выполнить действия с     десятичными  долями.)Я думаю, что  при сложении  или вычитании десятичных   дробей  получается только десятичная дробь.
( Ответ: Может получиться и целое число.)Мне кажется, если в десятичной дроби  после запятой стоят два знака, то знаменатель   данной дроби- 10.
 (Не верно, знаменатель дроби равен 100. ) Словарная работа.
-Обратите внимание на правописание   слов.
Задание № 3. Проверим  верно  ли выполнено задание на доске.
Оценивание.   Учащиеся  выставляют  оценки в оценочную карту.
А теперь давайте побываем в гостях у  передачи « Смак», повторим чтение десятичных дробей. 
  III. Устный счет.  Слайд-3.                         
                       1 порция борща
О,1кг говядины
0,8кг свеклы
0,05кг капусты
0,о1кг моркови
0,005кг лука
0,005кг томата
0,500кг воды
  
Задание №1.
По таблице прочитайте  десятичные дроби, которые выражают количество продуктов, необходимых для приготовления  I- блюда.
( Ребята читают десятичные дроби по цепочке). 
 Задание  № 2. Вопросы.
Назовите самую  большую  дробь.
Назовите самую маленькую дробь.
Какую дробь можно сократить?
 Задание  № 3. 
 Дидактическая игра: «Фаршированная рыба»
На второе блюдо мы будем готовить фаршированную рыбу: щуку, окуня, карася. 
(На доске вывешиваются рисунки рыб с прорезями. Учащиеся выходят к доске, читают  десятичную дробь, записанную в кружке и вставляют кружок в прорезь выбранной ими рыбы. Щука фаршируется десятичными дробями содержащие десятичные доли. Окунь  - сотые доли.  Карась –десятичные доли) 
Оценивание.
   III. Основная часть изучения. 
А какие рыбы добываются в наших водоемах?
Какие рыбы добывают в водах Мирового океана?
 Ответить правильно на второй  вопрос нам поможет  телепередача «Пока все в классе», в которой мы будем решать следующую задачу.     
 Слайд № 4. 
В водах Мирового океана  добывают сельдь, треску и другие  виды промысловых рыб. Доля Тихого океана в мировом улове рыбы составляет 0,5, атлантического океана 0,4, Индийского океана 0,05. Какая часть мирового улова рыбы  добывается в Северном Ледовитом океане?
Решение задачи по карточкам 1.
1) 0,5 + 0,4 + 0,05 = 0,95                       Проверка 0,50 + 0,40 0,05 0,95 2) 1 - 0,95 = 0,05   Проверка
1,00 - 0,95 0,05  Ответ. В водах Северного  Ледовитого  океана  добывается 0,05 часть мирового улова рыбы.
Оценивание.  
 Решение примеров на доске 2.
На  втором канале телепередача  «Диалоги о животных»
 Слайд №5. Схема –цепочка.
                                                                                                         
          
 Задание 1.
  Составьте   примеры по цепочке  и вы узнаете, сколько метров в длину достигает самая крупная змея –удав.      
  -А знаете ли вы, какова длина самой маленькой змеи?  (8см)
 -Какие змеи водятся в нашей местности?
Оценивание.  
3.Самостоятельная работа.    
 Решение примеров в программе « Жить здорово».
 Слайд-6.
  Реши примеры и разгадай зашифрованное слово.
                            Вариант-1
                                                             Ответы       Буква
2,8+4,3 =                                              7,82              д6,37+1,45=                                           7,1                З0,543+5,491=                                       1,345            р1+0,345=                                              6,034            о
3,5-1,6=                                                2,25              в
1-0,24=                                                 1,8                е
3,5-1,25=                                              1,9                о 
6,035-4,235                                           0,76              ь        
Слайд-7.                   Вариант-2
3,6+1,2=                                                5,8                д5,1+0,7=                                                4, 8               з1,28+5,31=                                            0,449            р0,125=0,324=                                        6,59              о
6,7-2,7=                                                  4,2               в
8,9-0,2=                                                  1,41            о
8, 54-7,13                                               8,1               ь9,623-0,102                                            9,521           е
 Задание.1
*Реши примеры на  сложение и вычитание десятичных дробей.
* Найди правильный ответ.
*Разгадай зашифрованное слово (здоровье ).
*К каждой букве этого слова подбери слова, которые укрепляют и     сохраняют наше здоровье.
Слайд-8 
*Нужно беречь…( зрение).
*Находиться  постоянно…(движение).
 *Следить за своей …( осанка).
*Постоянно  выполнять…( режим).
 *Чередовать труд  и (отдых)
*Часто бывать на свежем . ..( воздух).
 *Основой  здорового  образа  жизни  является…(еда.)
  
Слайд-9.
 Посмотри на формулу здорового образа жизни.
здо ро в ье
рв т е с о де и дж а за
нж ыи нди е хм к у е на хи е Оценивание.
 IV. Итог урока.
Завершит  наш урок  программа «Итоги» , с помощью оценочной   таблицы  назовите свои оценки за работу на уроке.
Рефлексия. 
В пользу просмотренных  передач  на уроке  проведем  голосование. -Поставьте знак « +» , «- » в оценочной таблице отвечая на вопросы - Какая передача на уроке, вам больше всего понравилась ( не понравилась )?  
На какой передаче вы были самые активные ( не активные) ?
На какой передаче вы были  уверены в своих знаниях(испытывали затруднения)?
   Слайд-10             Оценочная   карта
Фамилия  СМАК ПОКА ВСЕ В КЛАССЕ ДИАЛОГИ  О  ЖИВОТНЫХ ЖИТЬ ЗДОРОВО ИТОГИ
1 2 Нацеливание: На следующем уроке мы с вами продолжим решение примеров с десятичными дробями.
 Слайд-11 
V.  Домашнее  задание:
1.Вычислите: 
1 группа
  1,5+3,6=розовый
  3,7+0,1= желтый
7,83+8,91= коричневый
          2 группа
7,53+8,62= зелёный
125,341+12,533=голубой
             3группа
9,3+ 9,1=чёрный
10,31+8,18=  серый
  2.Закрасьте каждую часть рисунка соответствующим цветом (Приложение)
3. Составьте примеры на вычитание десятичных дробей с этими же числами и решите их.