Доклад Особенности формирования устного счета у детей с нарушением интеллекта


«Особенности формирования устного счета у детей с нарушением интеллекта»У обучающихся с нарушением интеллекта возникает много трудностей при усвоении математических знаний: плохая ориентация в новых условиях, затруднения в нахождении наиболее рациональных путей решения поставленных задач, отсутствие понимания связи теории с практикой, многие из них не уверенны в своих силах, нарушения в развитии высших психических функций (ВПФ). Впереди этих детей, тем не менее, ждет взрослая жизнь, работа, быт, где часто возникают потребности в устном счете. Всё это усиливает практическое значение этого этапа на уроках математики. Упражнения устного счета должны быть направлены на развитие и укрепление навыков устного счета, повышение мотивации к обучению, возбуждать интерес к вычислениям и самому предмету, развитие ВПФ, воспитание сообразительности, находчивости и инициативы. В ходке устного счета укрепляются и расширяются познавательные интересы, обеспечивается усвоение материала, вырабатывается четкость, точность выполнения заданий и инструкций. Поэтому устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики в коррекционной школе 8 вида.
Главной задачей для учителя математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида является формирование у обучающихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Для этого использование на уроках этапа устного счета просто необходимо. При хорошо проведенном устном счете, урок пройдет успешно, и дети будут активны. Задания, которые подобраны, чтобы пробудить у обучающихся интерес – подготовят детей к усвоению нового материала, закрепят раннее изученное.
Устный счет тесно связан с темой урока и его основной обучающей задачей. Целью устного счеты может быть разная: это и подготовка к восприятию нового материала, и закрепление пройденного, и выработка беглости счета, и закрепление нумерации, вычислительных приемов, и т. д.
Длительность этого этапа урока не должна превышать 10 минут, так как устный счет требует от обучающихся большой затраты умственных сил. Лучше всего проводить его в быстром темпе, переключаясь с одного вида деятельности на другой. В занимательном характере преподнесения устного счета, дети активнее работают, больше заинтересованы. На этом этапе урока можно использовать как фронтальную, так и индивидуальную работу, а также работу группами или парами. Задания для устного счета необходимо подбирать с учетом индивидуальных особенностей класса и отдельных обучающихся, для того чтобы все дети включились в активную учебную деятельность.
Связь «учитель – ученик» особенно важна при устном счете. С этой целью используются различные наглядные формы обучения: «светофор», карточки с числами, геометрическими фигурами и т. д.
Обязательно необходимо после проведения устного счета подвести итог, оценить активность всего класса, выделить успехи отдельных обучающихся, отметить правильность их ответов.
Цели проведения устного счета:
- формирование и развитие ВПФ;
- развитие навыков счета, вычислений, устной речи;
- расширение знаний обучающихся об окружающем мире;
- воспитание чувства товарищества и взаимовыручки;
- формирование навыков культурного поведения.
Есть несколько мнений на методы подбора устных упражнений, их цели и задачи. Например, А.А. Хилько считает, что устные упражнения должны находиться в тесной связи с основной темой урока, подчиняться его целевой установке. Они должны, по её мнению, предварять, дополнять или заключать ту часть урока, которой подчинены. Е.Ф. Сегалевич указывает, что устный счет может иметь другие цели: закрепление пройденного, подготовка учащихся к восприятию нового, повторение пройденного материала.
По моему мнению, каждый учитель должен ставить цели и задачи устного счета с учетом особенностей класса и индивидуальных особенностей отдельных обучающихся. Для подбора упражнений нужно основательно изучить состав класса и его особенности. Чтобы удержать внимание на нужном материале, вызвать положительное отношение к уроку необходимо учитывать, что дети с нарушением интеллекта лучше запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает интерес, мотивацию к обучению. Дети активнее работают на уроке, когда упражнения связаны с жизненными ситуациями. Результаты наблюдений и проведенных различными авторами разноаспектных психологических исследований подтверждают высказывание Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития детей, о том, что устный счет оказывает влияние на продвижение умственно отсталых учащихся в общем развитии, на становление их личностных качеств, на подготовку к социальной и трудовой адаптации.
Задания по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой специальной коррекционной школы 8 вида.
Приведу несколько упражнений, которые я использую на своих уроках при проведении этого этапа урока.
1. Соединить математические выражения с ответами стрелками.
2. «Цепочка» (на доске вразнобой написаны выражения на разные математические действия, нужно вычислить и соединить с примером, который начинается с ответа предыдущего).
3. Состав чисел в пределах 20 (дети показывают карточки с числами от 0 до 9, например, состав числа 15 – это 7 и 8, 9 и 6).
4. Найти ответ и перевернуть карточку (дети решают устно примеры, написанные на доске, карточки с ответами расположены в разных местах классной комнаты. Они находят правильную карточку, прикрепляют на доску оборотной стороной. Выполнив задание, составляют слово из букв, которые написаны на оборотной стороне карточек, слова могут быть разные. Например, периметр, объясняют значение этого слова).В старших классах я использую на уроках задачи с элементами экономики. Для решения таких задач необходимо знать некоторые экономические понятия, которые встретятся детям в будущей взрослой жизни. Например, такие как бюджет, доход, расход, банк, кредит и т. д. поэтому в устном счете я использую такие упражнения:
Чтобы разнообразить формы работы на уроке, используются занимательные упражнения такого вида:
- как назвать продукт, который изготовили не для того, чтобы потребить его самим, а для того, чтобы продать? Выбери правильный ответ:
- товар;
- деньги.
Чтобы убедиться в правильности выбора реши примеры:
200 х 10 = 7,8 – Р7800 : 1000 = 30 – О
0,3 х 100 = 1000 – В
1 х 1000 = 2000 – Т
1000000 : 100 = 10000 – А
Примеры такого или аналогичного вида задания подбираются в зависимости от того, какую тему по математике следует повторить или изучить на данном уроке.
Далее выясняется или дается объяснение, что такое товар.
Товар – это то, что является предметом торговли, купли, продажи.
– Какое слово обозначает «банковский билет»:
– банкнота;
– акция?
Объясняется значение этих слов.
– Сложи из букв слово и объясни его значение. Назови числа, начиная с наибольшего:
О Л А Н Г
558464 623417 743842 964521 247956
Упражнение для устного счета можно придумать очень много. Главное, чтобы они соответствовали теме урока, были занимательными, пробуждали у обучающихся интерес к предмету и носили обучающий и познавательный характер, активизировали умственную деятельность.
Нужно отметить, что, если на уроке математики постоянно ставить перед обучающими те или иные вопросы, которые заставляют их размышлять, но вместе с отработкой вычислительных навыков дети научатся рассуждать и смогут полюбить математику, которую часто принимают в школе за скучный предмет.