МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ НА РАБОТУ В ОТКРЫТЫЙ РЫНОК ТРУДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Реабилитационная технология социально-педагогической поддержки лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями при трудоустройстве на работу в открытом рынке труда Санкт-Петербурга»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реабилитационная технология социально-педагогической поддержки при трудоустройстве предназначена для поддерживаемого трудоустройства проживающих Реабилитационного центра ( далее РЦ) Санкт-Петербургского государственного учреждения комплексного социального обслуживания «Психоневрологический интернат № 10» (далее ПНИ-10), прошедших допрофессиональную подготовку в учебно-трудовых классах РЦ интерната либо получивших начальное профессиональное образование в Профессиональном реабилитационном лицее (далее ПРЛ) или Профессионально-реабилитационном центре (далее ПРЦ), и имеющих трудовые рекомендации Медико-социальной экспертизы (далее МСЭ).
1.1.Особенности трудоустраиваемых реабилитантов
Лица с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют низкий уровень когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей, Для такой категории лиц характерно:
Субъективное знание о рынке труда;
Необъективная (чаще завышенная) самооценка трудовых навыков;
Незнание города и неумение самостоятельно ориентироваться в городе; боязнь мегаполиса;
Неприятие и непонимание ограничений (укороченный рабочий день для инвалида, работа на 0,5 ставки, запрет ночных и суточных смен);
Неспособность быстро принимать решения в изменившихся условиях;
Непонимание и неприятие требований работодателя;
Смущение и страх при общении с незнакомыми людьми;
Неспособность идти на компромисс;
Невозможность мыслить перспективно;
Незнание трудового права инвалидов.
Социальную недостаточность можно частично компенсировать, включая лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями в полноценную трудовую жизнь.
1.2. Основные принципы
поддерживаемого трудоустройства
Индивидуальное планирование;
Индивидуальный поиск работы для каждого;
Естественная интеграция: люди с ограниченными возможностями, работающие в условиях открытого рынке труда, работают рядом с людьми без ограничений в тех же условиях, что и остальные;
Обучение трудовым функциям происходит на конкретном рабочем месте;
Признание права реабилитанта быть самим собой, его права на ошибку.
1.3. Определение понятия «технология»
Технология (по Галагузовой М.А.) – отрефлексированная на уровне профессионального сознания последовательность операций, отражающая объективный, в наибольшей степени сгармонизированный по отношению к определенным условиям воспроизводимый путь достижения конкретной цели.
Социально-педагогические технологии: социальный контроль, коррекция, социально-педагогическая коррекция, сопровождение, вторичная и третичная профилактика, помощь – классифицируются к.п.н. Косабуцкой С. А. (СПБ АППО) как реабилитационные.
В основе реабилитационной технологии социально-педагогической поддержки при трудоустройстве лиц с интеллектуальными ограничениями на работу в открытом рынке труда Санкт-Петербурга – гуманистические принципы:
Реабилитант не может быть средством в достижении социально-педагогических целей;
Самореализация социального педагога – в достижениях реабилиантов;
Всегда принимай реабилитанта таким, какой он есть, в его постоянномизменении;
Реабилитанты – носители субкультуры; соизмеряй свою культуру с их культурой; социально-педагогическая деятельность – диалог культур;
Не сравнивай никого ни с кем; сравнивай только результаты действия субъекта;
Признавай право реабилитанта на ошибку и не суди за нее;
Умей признать свою ошибку;
Защищая реабилитанта, учи его защищаться.
1.4. Концепция технологии поддержки
В основе реабилитационной технологии социально-педагогической поддержки – концепция Газмана О.С.: развитие ребенка (в нашем случае – реабилитанта) протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух различных процессов – социализации и индивидуализации. Первый способствует усвоению ребенком (в нашем случае - реабилитантом) принятых в обществе ценностей, норм, способов поведения и деятельности (формирование социально-типичного), а второй – становлению его индивидуальности.
Под педагогической поддержкой понимается превентивная и оперативная помощь реабилитантам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в реабилитационном обучении, в принятии правил учреждения; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором.
Поддержка
Элемент любого социально-педагогического сотрудничества и взаимодействия, при котором субъект-субъектные отношения формируются таким образом, что сосредоточены на своеобразии личности;
Проявление позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействиям его начинаниям и самореализации;
Это важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) педагогической системы;
Социально-педагогическая технология поддержки направлдена на содействие процессам самоопределения и самовыражения индивидуальности реабилитанта.
1. 5. Нормы профессиональной позиции социального педагога
Безусловное принятие реабилитанта как личности, умение видеть и слышать, сопереживать; умение прощать;
Приверженность к диалоговым формам общения, умение говорить по-товарищески; умение слушать, слышать и услышать;
Уважение достоинства и доверие, понимание интересов и потребностей реабилитантов:
Ожидание успеха в решении проблемы;
Готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
Признание права реабилитанта на свободу поступка выбора самовыражения; признание права реабилитанта на собственное волеизъявление;
Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах реабилитанта в диалоге и решении собственных проблем;
Готовность и способность быть на стороне реабилитанта, ничего не требуя взамен;
Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку (самооценку);
Технологичность в работе и повторяемость действий, четкое представление о педагогической цели, выраженной языком динамики человеческих качеств и свойств, характеристик, отношений;
Осознание последовательности шагов на пути к цели тех этапов, на которых будут решаться конкретные задачи, сформулированные языком педагогических действий;
Качественно-количественная определенность профессиональных действий, выраженная в четком ощущении, понимании, осознании меры необходимого и достаточного применения педагогических средств;
Целостное осознание себя, своей личности в качестве особого педагогического инструмента, способного производить позитивные изменения в педагогической реальности;
1.6. Цель и задачи
Технологии социально-педагогической поддержки лиц
с ограниченными интеллектуальными возможностями на работу
в открытом рынке труда Санкт-Петербурга
Цель:
Формирование социальных компетентностей, инвариантных специфике деятельности реабилитантов; обретение нового (восстановление прежнего) социального статуса;
Задачи:
Адаптация субъектов в социально-педагогической деятельности;
Включение субъекта социально-педагогической деятельности в процесс саморазвития;
Выяснение индивидуальных особенностей реабилитанта, его социально-педагогической проблемы;
Определение реальной цели социально-педагогической деятельности и средства ее реализации;
Поддержка при трудоустройстве; обеспечение условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях;
Обследование условий труда и психологического климата в коллективе, куда устраивается воспитанник;
Оценка транспортного маршрута, выбранного реабилитантом, или совместный поиск возможных альтернатив;
Наблюдение и фиксация результатов процесса развития социальных компетентностей воспитанника и его трудовых достижений;
Содействие разрешению конфликтов, личностному становлению и сохранению индивидуальности воспитанника;
Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности реабилитанта;
Инновация социальной среды, в которой проходит адаптация и интеграция лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями.
1.7. Краткое содержание представленного материала
Место реализации технологии – РЦ УКСО ПНИ-10;
Адресная группа – реабилитанты РЦ УКСО ПНИ-10, имеющие трудовые рекомендации МСЭ;
Способы реализации: совокупность педагогических методов (педагогическая поддержка, в том числе консультирование как разновидность педагогической поддержки; совместное дело, информационная беседа), характерной особенностью которых является коррекционно-компенсаторная направленность, а также аналитико-информационные методы (анализ документов, тест, беседа-интервью).
Данная технология соответствует потребностям общества, реабилитанта и социального педагога.
Педагогическая цель данной технологии прогнозируема, реально достижима в существующих социальных условиях, результат применения технологии можно зафиксировать с помощью таблицы динамики формирования социальных компетентностей.
Реабилитант выступает как самостоятельный субъект, социальный педагог как посредник, наставник, координатор (в зависимости от решаемой задачи).
Классификационные характеристики технологии
По месту применения – социальное учреждение;
По уровню применения – частная реабилитационная;
По философской основе – гуманистическая, личностно-ориентированная;
По ориентации на личностные структуры – формирование СДП (действенно-практической сферы), СУМ (самоуправляющих механизмов личности) и СЭН (эстетических и нравственных качеств личности);
По организационным формам – индивидуальная;
По преобладающему методу – диалогическая;
По направлению модернизации – активизация и интенсификация деятельности инвалидов;
По категории реабилитантов – для лиц с интеллектуальными ограничениями (от 18 до 40 лет).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Структура технологии
Подготовительно-диагностический этап;
Аналитико-поисковый этап;
Деятельностный этап;
Результативный (констатирующий) этап.
2.2. Подготовительно-диагностический этап
Подготовительно-диагностический этап включает ряд подэтапов:
Подэтап
Задачи
Методы
Адаптация в социально-педагогическом взаимодействии субъектов
Достижение основы для единства действий, согласованности, взаимопонимания (что особенно важно в работе с воспитанниками РЦ)
беседа-диалог (Приложение № 1);
беседа,
ориентированная на партнера
Сбор и анализ информации
Выявление индивидуальности реабилитанта (его индивидуальных возможностей, определение трудовой направленности, наличия мотивации, реальных трудовых возможностей, своеобразия повседневного социального проявления)
работа с документами;
консультации со специалистами ПНИ-10;
беседа;
Заполняется Информационная карта
(Приложение № 2)
2.3. Аналитико-поисковый этап
Аналитико-поисковый этап также состоит из нескольких подэтапов:
Подэтапы
Задачи
Методы
Определение социально-педагогической проблемы воспитанника
Определить индивидуальные характеристики воспитанника;
Сформулировать социально-педагогическую проблему
Анализ полученных данных;
Заполняется Карта социально-педагогической поддержки реабилитанта при трудоустройстве в открытом рынке труда
(Приложение № 1)
Определение реальной цели социально-педагогической работы
Сформулировать конкретные средства реализации цели
Анализ;
Прогнозирование
Возможное индивидуальное развитие реабилитанта всегда находится в зоне ближайшего развития и ближайшего воспитания. Это может быть: приобретение новых компетентностей, усвоение новых социальных норм.
2.4. Деятельностный этап
Данный этап включает в себя ряд подэтапов, социально-педагогические методы соответствуют задачам:
Подэтапы
Задачи
Методы
Консультирование по вопросам трудоустройства
Информирование;
Побуждение к оценке профессиональной перспективы и собственных возможностей
Интервенция;
Подсказка;
Проблематизация;
Принятие;
Совместный поиск вакансий в рекламно-информационных изданиях
Совместный поиск альтернатив трудоустройства;
Совместное дело;
Погружение в ситуацию выбора;
Совместный поиск вакансий в ближайших медицинских учреждениях
Научить деловому общению в пределах одной заданной темы
Погружение в жизненную ситуацию
Обучение ведению телефонных переговоров
Научить вести деловой разговор на определенную тему
Совместное дело: составление плана разговора;
Пример-образец ведения делового разговора на определенную тему
Обсуждение и разработка оптимального транспортного или пешеходного маршрута
Научить пользоваться картой-схемой города или схемой метро
Совместное дело с использованием наглядности
Обучение ориентированию в городе (или закрепление навыка)
Освоение транспортного маршрута;
Научить оптимальным способам действий в общественном транспорте (процедурные компетентности)
Совместное наглядно-практическое дело
Представление возможному работодателю, выяснение условий, характера и оплаты труда, знакомство с коллективом, наставником
Формирование и совершенствование компетентностей СДП (действенно-практической сферы):
взаимодействовать в процессе работы, потребность и готовность к труду;
компетентностей СУМ (самоуправляющих механизмов личности реабилитанта): социальных установок, уверенности в себе («Я могу», «Я нужен»)
Совместное дело
Сбор необходимых документов:
В ПНИ-10;
В медицинских учреждениях города (КВД, ПТД)
Формирование (либо закрепление) СУМ: уверенности в себе («Я могу»)
Совместное дело с погружением в жизненную ситуацию;
Консультирование;
Информирование;
Оформление на работу
Формирование СУМ (социальных установок), СЭН (ответственности), СДП компетентностей (готовности к труду, активности)
Беседа;
Совестное дело
Погружение в жизненную ситуацию
Инструктирование (совместно с наставником или непосредственным руководителем) на рабочем месте; корректировка функциональных обязанностей, помощь при вхождении в коллектив
Формирование СДП компетентностей
(готовность к труду; взаимодействие в процессе работы);
СУМ (самоуправляющие механизмы личности): повышение самооценки («Я нужен». «Я могу»)
Информационная беседа;
Эмпатическое слушание;
Погружение в жизненную ситуацию;
Разъяснение инструкций по технике безопасности и функциональных обязанностей;
Информирование;
Консультирование
На данном этапе реабилитант выступает как самостоятельный субъект; социальный педагог как посредник, обеспечивающий условия для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Акцент делается на действенно-практической сфере, не исключая сферы познавательную и нравственно-эстетическую.
Методы выбираются так, чтобы реабилитант:
- хотел это сделать;
- знал, как сделать;
- мог сделать.
2.5. Констатирующий этап
Социальный педагог проводит оценку промежуточных результатов (приложение № 6) и корректирует социально-педагогическую деятельность, ориентируясь на конечный результат. Основным критерием (показателем) реализации технологии социально-педагогической поддержки является формирование социальных компетентностей и освоение новых (восстановление утраченных) социальных ролей и статусов (приложение № 3).
3. ВЫВОДЫ
Практическая значимость Реабилитационной технологии социально-педагогической поддержки при трудоустройстве лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями на работу в открытом рынке труда Санкт-Петербурга в следующем:
Цели реально достижимы в существующих социально-педагогических условиях и ориентированы на ограниченный результат, который обеспечивает возможность последующего саморазвития;
Обнаруживается взаимосвязь целей данной технологии и целей системы реабилитации лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями в условиях РЦ УКСО -10;
Технология соответствует потребностям общества и реабилитанта;
Результаты применения технологии можно зафиксировать;
Данная технология имеет признаки, характерные для педагогических технологий: системность, целостность, концептуальность, научность, интегрированность, управляемость, диалогичность, оптимальность затрат, воспроизводимость (оборачиваемость), гарантированность результата.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании, - М: Академия, 2003
Анохина Г. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель, 2003, № 3
Галагузова М. А. Методика и технологии работы социального педагога, - М: Академия, 2006
Демина Э. Н. и др. Основы социальной реабилитации пожилых граждан и инвалидов. Методические рекомендации, - СПб: Эксперт, 2005
КасицинаН, Михайлова Н., Юсфин С., Миркес М., Педагогика поддержки, - М: Школа для всех, Подростковая педагогика, 2005
Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и правовая поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель, 2000, № 3
Попова С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя, - М: Педагогический поиск, 2005
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии, - М: Народное образование, 1998
Старобина Е. М. Трудоустройство при умственной отсталости, СПб: Эксперт, 2006
Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания, - М: Сфера, 2002
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415 Приложение № 2
Информационная карта
о реабилитанте _________________________
(фамилия, имя, отчество, год рождения)
при трудоустройстве в открытый рынок труда
Рекомендации
МСЭ
Предыдущий трудовой опыт
Специальность
(если окончил ПРЛ, ПРЦ)
Допрофессиональная подготовка в РЦ
Желание работать
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415Приложение № 4
С Х Е М А
социально-педагогического партнерства при социально-педагогической
поддержке реабилитанта РЦ УКСО ПНИ-10 на этапе трудоустройства в открытом рынке труда
Деятельностный этап
Подэтап:
Консультирование по вопросам трудоустройства
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение № 5
Схема
Социально-педагогического партнерства при социально-педагогической поддержке реабилитанта РЦ УКСО ПНИ-10 на этапе трудоустройства в открытом рынке труда
Деятельностный этап
Подэтап «Обучение ведению телефонных переговоров с возможным работодателем»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение № 6
К А Р Т А
Активности реабилитанта при трудоустройстве в открытом рынке труда
________________________________
(фамилия, имя)
Дата
Этап
Активность реабилитанта
Примечание
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 142115
Информирует о возможных или единственном варианте трудоустройства, побуждает к оценке своих перспектив, к выбору
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
РЕАБИЛИТАНТ
Соглашается на единственный вариант
Выбирает один из предложенных вариантов
Отвергает варианты
Совместное дело:
Составление плана разговора;
Телефонный разговор с возможным работодателем ведет социальный педагог в пристуствии реабилитанта;
Реабилитант звонит самостоятелшьно по плану, ведя запись полученной информации;
Совместный анализ полученных вариантов.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
РЕАБИЛИТАНТ
Выбирает из возможных вариантов
Отказывается от всех (или единственного) варианта
Root Entry15