Индивидуальный план самообразования по теме: Изучение особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа–интернат VIII вида»
Рассмотрено
на заседании ШМО
воспитателей
Протокол № _____
от «___» __________ 2015г.
Руководитель ШМО
_____________ Л.А.Сушкова
Утверждено
Директор КГБС(К) ОУ
«Алейская специальная
(коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
__________ Н.А.МосинаИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2015 – 2018 учебный год
Автор:
Швец Юлия Николаевна
воспитатель
г. Алейск, 2014 г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
«Изучение особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта»
Актуальность темы: Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях специалистов содержатся сведения о влиянии развития на психическое развитие и социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.
Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.
Внимание можно охарактеризовать как избирательную направленность сознания на тот или иной предмет или явление окружающего мира, вследствие чего становится возможным приобретение от них конкретных знаний. Иными словами по своей сути внимание представляет умственные действия контроля.
«Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль».
Решение проблемы оптимизации развития внимания у детей с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.
Цель: Продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу изучения внимания различными методами у детей с нарушенным интеллектом.
Задачи:
Продолжить изучать особенности развития внимания школьников с нарушением интеллекта.
Изучить работы отечественных и зарубежных специалистов по развитию внимания у детей.
Изучить влияние изобразительной деятельности на внимание детей.
Систематизировать изученную литературу.
Экспериментальное изучение особенностей развития внимания школьников и их развитие в процессе изобразительной деятельности.
Изучить различные методики для выявления уровня развития внимания детей.
Изучить устойчивость внимания и способности к его концентрации.
Проводить самоанализ и самооценку своих занятий.
Обмениваться опытом с коллегами.
Перечень вопросов по самообразованию:
1.Проблема изучения особенностей развития внимания у детей с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов.
2. Особенности развития внимания у детей с нарушением интеллекта.
3. Влияние изобразительной деятельности на развития внимания детей с нарушением интеллекта.
4. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности.
5. Выявление особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта.
Коррекционное значение изобразительной деятельности в процессе развития внимания детей с нарушением интеллекта.
Предполагаемый результат по самообразованию:
Изучить особенности развития внимания детей с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов, дать анализ работ ведущих специалистов, осветить основные аспекты данной проблемы, раскрыть методическую базу исследования.
Экспериментально изучить особенности развития внимания детей с нарушением интеллекта и их развитие в процессе изобразительной деятельности, показать результаты данного изучения на занятиях ИЗО, разработать рекомендации и системы упражнений.
Цель самообразования:
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов работы с детьми.
- Углубление знаний по различным методикам.
- Изучение и использование достижений педагогической деятельности.
- Самостоятельное изучение научно-методической, дидактической литературы.
- Разработка рекомендаций и системы упражнений.
- Изучить особенности внимания детей и проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с целью предупреждения и исправления имеющихся нарушений.
Общешкольная тема:
« Создание коррекционно-развивающего пространства в образовательном учреждении – одно из условий успешной работы педагогического коллектива по коррекции личности, социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья».
Форма отчета по проделанной работе:
Сообщение на заседании МО воспитателей.
Форма самообразования:
Индивидуальная.
Изучение методической литературы по теме:
Блажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1987г.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1967г.
Воспитание и обучение во вспомогательной школе. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – ПРЕСС, 1994г.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960г.
Гиппенрейтер Ю.Б, Введение в общую психологию. – М.: Юрайт, 2002г.
Грошенников И.А. Занятия ИЗО в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: ООО Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2001г.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Прсвещение «ВЛАДОС», 1995г.
Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985г.
Практические меры по повышению методического уровня:
Посещение открытых занятий и уроков в рамках МО школы с целью повышения квалификации.
Проведение открытых занятий в рамках школы.
Участие в заседаниях пед.советов, школьных и районных МО, семинарах.
Посещение школьной и районной библиотеки.
Консультации у школьного психолога.
Подготовить отчет по самообразованию.
Работа с родителями:
Индивидуальные беседы с родителями по теме «Внешний вид ребенка»
Консультации для родителей: «Домашний уют»
Консультации для родителей: «Я люблю своего ребенка»
Изучение литературы по работе с семьей:
- Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. – М.,2003.
- Маллер. А. Р.Педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида [Текст] / Маллер А.Р., Цикото Г.В. // Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.,2003. – С. 16-176.
- Акатов, Л. И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений [Текст] // Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004. – С. 256 – 288.
- Завражин, С. А.Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии [Текст] / Завражин С.А., Фортова Л.К. // Завражин С.А.Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005. – С. 138-174.
- Корельская, Н. Г. « Особенная» семья – «особенный» ребёнок [Текст]: книга для родителей детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.
- Жигорева, М. В. Роль семьи в системе коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии [Текст] // Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М., 2006. – С.146-153.
Перечень вопросов по самообразованию:
Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
Работать над созданием в коллективе учащихся группы творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.
Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне (на муниципальном уровне показать открытые занятия для воспитателей школы, на региональной – создать собственный сайт, который регулярно обновлять).
Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов.
Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса – во всех группах.
Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
Проанализировать потребности и способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать занятиями.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотиваций и качества знаний на занятиях.
Апробация новых видов и форм диагностики.
Повышения качества воспитательских часов по внедрению новых технологий.
Направления самообразования:
Основные направления Действия и мероприятия Сроки реализации
Профессиональное 1.Изучить новые рекомендации и методики, уяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет
3.Вести каталог статей из журналов по воспитанию детей с нарушением интеллекта.
4.Повышать квалификацию на курсах для воспитателей. 2013-2018
2013-2018
регулярно
регулярно
Психолого-педагогическое 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. регулярно
Методическое 1.Совершенствовать знания современного содержания образования и воспитания детей.
2.Знакомиться с новыми методами, формами обучения и воспитания.
3.Принимать активное участие работе школьного Мо воспитателей.
4.Изучать опыт работы лучших учителей и воспитателей своей школы, через Интернет.
5.Посещать уроки и воспитательные занятия, участвовать в обмене опытом.
6.Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
7.Создавать собственную базу лучших сценариев уроков и воспитательских часов, интересных приемов и находок на уроке, воспитательском часе.
8.Проводить открытые занятия и воспитательские часы для коллег на работе.
9. Выступать с докладами по теме самообразования. регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
регулярно
2013-2018
2013-2018
Информационно-технологические технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный и воспитательский процесс.
2.Обзор в Интернете информации по педагогики, психологии.
3.Мастер-класс «Использование ИКТ на занятиях в группе».
4.Общение с педагогами на различных сайтах. регулярно
регулярно
2013-2018
2013-2018
Охрана здоровья 1.Внедрять в образовательный и воспитательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни. регулярно
регулярно
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2013-2018 Школьное МО
Изучение литературы
Прогностический 1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 2013-2018 Выступление на заседании школьного МО воспитателей
Практический 1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы. 2013-2018 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме «Изучения внимания детей с нарушением интеллекта на занятиях ИЗО»
2.Открытые занятия и воспитательские часы на школьном уровне
Обобщающий 1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 2013-2018 1.Выступление на заседании школьного МО воспитателей.
2.Мастер-класс «Использование ИКТ на занятиях и воспитательских часах».
3.Консультативная помощь воспитателям и учащимся.
Внедренческий Распространение опыта работы. 2013-2018 Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.
Реализовать целенаправленную встречу ребенка и воспитательных форм работы в пространстве воспитательного процесса детей, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно
- диагностировать уровень параметров учебного и воспитательного успеха ученика;
- Создать картотеку воспитательных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров воспитательного успеха детей;
-выбирать для каждого ребенка индивидуальные формы работы на разных этапах воспитательно-познавательной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение методик и рекомендаций по своей теме самообразования и оценке их достоинств и недостатков.
2. Внедрение в свою практику новых методик изучения внимания таких как:
Метод проектов – это такой способ воспитания, при котором ребенок самым непосредственным образом включен в активный и познавательный процесс; он самостоятельно формирует воспитательную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя по «кирпичикам» новое знание и приобретая новый жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения – совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передачи и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения – обучение строго на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии – способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М.: Академия, 2000.
2. Савенков А.И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности // Завуч. — 2009. — № 8.
3. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
4. Хотунцев Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся // Педагогика. – 2006. – № 4. – С. 10-15.
5. Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология». – М.: ИОСО РАО, 1999. – 44 с.
6. А.Н.Смирнова Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей. 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982 – 104с.
7. И.А.Федорчук История. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: “Академия развития”,1998.-176с.
8.Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004
9. Воспитание детей с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981г
10. Дети с задержкой психического развития. Под редакцией Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной.М., Просвещение, 1984г.
11. Ястребова А.В. Методические рекомендации по диагностике и коррекции ЗПР.М.,1980г.
12. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
Учебная исследовательская работа:
Методика «Пьерона-Рузера» -Целью данной методики явилось изучение объема и устойчивости внимания.
Методика «Корректурная проба»- изучение устойчивости внимания и способности к его концентрации.
Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.
- изучить опыт учителей, воспитателей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
- Творческое сотрудничество с учителями и воспитателями школы по вопросам работы в программах :Графический редактор «Paint», редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Microsoft office Power Point.
-Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые занятия, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с воспитателями и учителями – предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт воспитателей и учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО воспитателей, педагогических советах.
- Взаимные посещения занятий и уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования:
- Разработать и провести открытые занятия по собственным технологиям.
- Создать комплексы педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой МО и педсоветах.
- Разработать дидактические рекомендации, материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.