КТП ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 3 КЛАСС, 7 ВИД


Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс
№ п/п Тема урока Основные виды учебной деятельности Дата проведения Факт
1 четверть Язык и речь
1 Наша речь. Виды речи. Речь, её значение. Речь – отражение культуры человека.
Развитие речи: развитие навыка смыслового чтения; составление текста по рисунку.
Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). 01.09 2 Наш язык. Язык, его значение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. 05.09 Текст. Предложение. Словосочетание Текст 3 Текст как единица языка и речи. Типы текстов.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.
Развитие речи: восстановление деформированного текста; составление повествовательного текста. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту и частям текста. Определять структурные компоненты текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. 06.09 Предложение 4 Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге.
Развитие речи: составление предложений из слов, объяснение незнакомых слов и выражений. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Составлять предложения из слов на определённую тему. Выделять в письменном тексте диалог. Оценивать результаты своей деятельности 07.09 5 Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи: составление текста-сообщения по таблице «Виды предложений», работа с непунктированным текстом.
Обращение. Предложения с обращением (общее представление). Знаки препинания в предложениях диалогической речи.
Развитие речи: развитие интонационных навыков; составление предложений по рисунку. Наблюдать над значением предложений, различных по интонации, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложений. Анализировать содержание таблицы «Виды предложений» и использовать его для составления сообщения о видах предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.
Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях обращения, записывать диалог.
08.09 6 Обучающее изложение. 12.09 7 Главные и второстепенные члены предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. 13.09 8 Простое и сложное предложения. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.
Развитие речи: составление сложных предложений;
Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
Наблюдать над составом простых и сложных предложений. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения. Работать со схемой «Предложение: простое и сложное»: уметь формулировать ответ на вопрос «Как различить простое и сложное предложения?», составлять по ней текст-сообщение. 14.09 9 Контрольный диктант по теме «Предложение» Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. 15.09 Словосочетание 10 Работа над ошибками.Словосочетание.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Развитие речи: составление предложений по заданной модели. Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Развитие речи: коллективное составление описательного текста по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из данных пар слов
Выделять из предложения основу и словосочетания. Работать с памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при полном разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» под руководством учителя и записывать его. 19.09 Слово в языке и речи ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 11 Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Развитие речи: оставление текста-сообщения на основе содержания схемы в учебнике.
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Работать со схемой «Однозначные и многозначные слова» в учебнике, составлять текст—сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Распознавать однозначные и многозначные слова, объяснять их значение, составлять предложения, употребляя в них многозначные слова. Работать с «Толковым словарём» в учебнике, находить в нём необходимую информацию о слове. 20.09 12 Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по «Толковому словарю». Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомиться со значениями слова погода. Распознавать синонимы и антонимы, подбирать к слову синонимы или антонимы. Находить слова, употреблённые в переносном значении. Работать со «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов» в учебнике; 21.09 13 Омонимы. Использование омонимов в речи.
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со «Словарём омонимов» в учебнике, находить в нём нужную информацию о слове. 22.09 Слово и словосочетание
14 Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. 26.09 15 Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.
Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со «Словарём фразеологизмов» в учебнике, находить в нём нужную информацию. 27.09 16 Подробное изложение с языковым анализом текста.
Развитие речи: работа с текстом (тема, главная мысль, подбор заголовка, выделение частей текста, составление плана, обсуждение фрагментов текста). Работать с памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте. Выполнять задания по алгоритму памятки 7. Письменно излагать содержание текста-образца. 28.09 Части речи 17 Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи.
Развитие речи: составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Работать с таблицей «Части речи и их значение», составлять текст-сообщение на тему «Что я знаю о частях речи». Распознавать изученные части речи на основе информации, заключённой в таблице, и приобретённого опыта. Приводить примеры слов изученных частей речи. Составлять текст по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». 29.09 18 Имя существительное. Предлоги с именами существительными.
Распознавать имена существительные, определять их признаки (обозначает предмет, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), доказывать их принадлежность к части речи — имени существительному. Определять роль имён существительных в речи и в предложении. Находить имена существительные с предлогами. Заменять повторяющиеся имена существительные местоимением или синонимом. 03.10 19 Имя прилагательное.
Распознавать имена прилагательные, приводить примеры слов данной части речи. Ставить вопросы к именам прилагательным, выписывать словосочетания с именами прилагательными, подбирать к именам прилагательным синонимы. 04.10 20 Глагол. Развитие речи: составление на основе творческого воображения сочинения «О чём могут шептаться осенние листья?». Распознавать глаголы, приводить примеры слов данной части речи. Ставить вопросы к глаголам. Определять роль имён прилагательных и глаголов в речи и в предложении. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. 05.10 21 Что такое имя числительное (общее представление) Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных. 06.10 Однокоренные слова
22 Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать однокоренные слова и слова-синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. 10.10 СЛОВО И СЛОГ. ЗВУКИ И БУКВЫ 23 Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Развитие речи: составление текста по заданному заголовку. Различать слово и слог, звук и букву. Работать с таблицей «Гласные звуки», составлять текст-сообщение по данной таблице. Обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова, подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой, объяснять правильность написания слова. 11.10 24 Звуки и буквы. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Работать с памяткой 1 «Как сделать звукобуквенный разбор слова». Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определённого слова с опорой на алгоритм памятки 1, оценивать правильность разбора. Объяснять правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. 12.10 25 Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным в корне слова, подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой, объяснять правильность написания слова.
Определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы в слове, группировать слова по типу орфограммы, объяснять правописание слов с изученными орфограммами. 13.10 26 Урок развития речи.
Развитие речи. Обучающее изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам (или коллективно составленному плану). 17.10 27 Работа над ошибками, допущенными в изложении (сочинении).
Проект «Рассказ о слове»
Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. 18.10 28 Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. 19.10 Состав слова
Корень слова
29 Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова.
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. 20.10 30 Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. Наблюдать над этимологией слов. Находить чередующиеся звуки в корне слов. Различать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов с чередующимися согласными 24.10 31 Сложные слова. Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах)
Различать сложные слова, находить в них корни. Наблюдать над правописанием сложных слов (соединительные гласные в сложных словах). Подбирать однокоренные слова с заданным значением. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. 25.10 ФОРМЫ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ 32 Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. 26.10 33 Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.
Слова, которые не имеют окончания.
Развитие речи: составление предложений из деформированных слов, а из предложений текста. Наблюдать над ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении). Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, осознавать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Группировать слова: однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: лингвистический текст «Все ли слова имеют окончания?». Различать слова, не имеющие окончания 27.10 34 Контрольный диктант за первую четверть Применять изученные знания и умения при выполнении учебной задачи. 14.11 ПРИСТАВКА 35 Работа над ошибками. Приставка как значимая часть слова.
Осознавать признаки приставки как части слова. Формулировать определение приставки. Наблюдение над правописанием приставок. Образовывать слова с помощью приставок. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. 15.11 36 Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки.
Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. Формирование представлений о правильном образе жизни (правилах поведения при переходе улицы).
Развитие речи: составление предложений и текста по рисунку. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Объяснять значение приставок в слове. Образовывать слова с помощью приставок.
Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Правильно употреблять в речи слова с приставками. Составлять предложения или рассказ по рисунку.1 16.11 2 четверть
СУФФИКС
37 Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.
Осознавать признаки суффикса как части слова. Формулировать определение суффикса. Наблюдать над ролью суффикса в слове. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове суффикса. Находить и выделять в слове суффиксы. 17.11 38 Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. Употребление в речи слов с суффиксами. Находить и выделять в слове суффикс, обосновывать правильность его выделения в слове. Объяснять значение суффикса в слове. Образовывать слова с помощью суффиксов. 21.11 39 Употребление в речи слов с суффиксами.
Наблюдение над ролью использования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в художественной литературе. Находить и выделять в слове суффикс, обосновывать правильность его выделения в слове. Объяснять значение суффикса в слове. Образовывать слова с помощью суффиксов. Осознавать цель употребления в литературной речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 22.11 ОСНОВА СЛОВА 40 Основа слова. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».
Развитие речи: составлять описательный текст по картине. Выделять в словах основу слова. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине. Анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. 23.11 41 Обобщение знаний о составе слова. Контрольный диктант по теме «»Состав слова
24.11 42 Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Разбор слова по составу. Адекватно оценивать результаты проверочной работы и результаты изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Составлять страничку «Семья слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации.
Работать с памяткой 5 «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. 28.11 Правописание частей слова ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА 43 Общее представление о правописании слов с орфограммой в значимых частях слова.
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы в значимых частях слова. Работать с памяткой 5 «Как разобрать слово по составу» и таблицей «Правописание гласных и согласных в значимых частях слов». 29.11 44 Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. 30.11 45 Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывать их написание. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. 01.12 46 Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений.
Подбирать проверочные слова для слов с двумя орфограммами в корне. Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывать их написание. Составлять текст из деформированных предложений, записывать его, подбирать к нему заголовок, выделять в предложениях сравнения. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. 05.12 ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ
47 Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы 06.12 48 Правописание слов с парными по глухости—звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку.
Развитие речи: составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку о первом снеге. Подбирать проверочные и проверяемые слова с заданной орфограммой. Выбирать нужную букву парного по глухости-звонкости согласного звука из данных букв для правильного написания слова. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости—звонкости согласного звука. Составлять текст по рисунку и на основе личных наблюдений о зиме. 07.12 49 Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне. Развитие речи: составление текста по сюжетному рисунку.
Выбирать нужную букву парного по глухости-звонкости согласного звука из данных букв для правильного написания слова. Заменять в словах выделенный звук буквой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Находить сходство и различия в подборе проверочных слов с орфограммами на правила правописания безударных гласных в корне и парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед согласным в корне. Составлять текст по рисунку, воспроизводить его вслух. 08.12 50 Развитие речи. Обучающее изложение. Обучаться под руководством учителя самостоятельной работе написанию изложения. Писать текст изложения, соблюдая правила оформления текста. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. 12.12 ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ В КОРНЕ 51 Работа над ошибками.Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Осознавать опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи обозначения буквой непроизносимого согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить в словах орфограмму непроизносимого согласного звука. 13.12 52 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука; объяснять их написание. Заменять в данных словах выделенные звукосочетания буквами и обосновывать правописание слов. 14.12 53 Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. 15.12 ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
54 Работа над ошибками.Правописание слов с удвоенными согласными.
Находить слова с удвоенными согласными в корне, правильно их произносить. Проверять правописание слов с удвоенными согласными по словарю. Адекватно оценивать результаты написанного сочинения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. 19.12 ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК
55 Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. 20.12 56 Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.
Дифференцировать суффиксы и приставки, подбирать слова с суффиксами и приставками и записывать их. Определять способы проверки написания приставок и суффиксов. Наблюдать над правописанием суффиксов -ек, -ик в словах, писать слова с этими суффиксами. Определять значение слов с заданным суффиксом. 21.12 57 Правописание суффиксов в словах.
Правописание суффикса -ок после шипящих.
Развитие речи: работа с текстом (составление предложений из деформированных слов; определение, составляют ли данные предложения текст; подбор заголовка и запись составленного текста). Определять способы проверки написания суффиксов. Наблюдать над правописанием в словах суффикса -ок после шипящих, писать слова с этим суффиксом. Определять значение слов с заданным суффиксом. 22.12 ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГИ В СЛОВАХ
58 Правописание значимых частей слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных и согласных звуков в корне, приставке, суффиксе.
Развитие речи: составление устно текста-описания по аналогии с текстом-образцом. Распознавать орфограммы в значимых частях слова, объяснять способы их проверки, аргументировать правильность их написания. Составлять текст-описание по аналогии с данным текстом. 26.12 59 Правописание приставок и предлогов в словах. Различать приставки и предлоги. Правильно писать слова с предлогами и приставками. 27.12 60 Правописание приставок и предлогов.
Развитие речи: составление предложения или текста, используя фразеологизмы; составление предложений из деформированных слов. Выделять в словах приставки, правильно их записывать в слове. Находить предлоги, правильно писать предлоги со словами. Объяснять значение фразеологизмов. Находить в словах орфограммы и обосновывать их написание. 28.12 61 Правописание слов с разделительным твердым знаком.
Определять роль и место в слове разделительного твёрдого знака (ъ). Различать разделительный твёрдый (ъ) и разделительный мягкий (ь) знаки. Обосновывать правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. 29.12 62 Разделительные твердый и мягкий знаки. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Развитие речи: написание объявления. Писать слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками, обосновывать их правописание. Переносить слова с разделительным твёрдым знаком (ъ) с одной строки на другую. Составлять под руководством учителя объявление. 12.01 63 Контрольный диктант за первое полугодие по теме «Правописание частей слова». Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. 16.01 64 Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь» Осознавать задачу предстоящей деятельности, намечать пути её осуществления, составлять собственный «Орфографический словарь», подготовиться к его презентации 17.01 65 Развитие речи. Обучающее изложение. Обучаться под руководством учителя самостоятельной работе написанию изложения Писать текст изложения, соблюдая правила оформления текста. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. 18.01 3 четверть
Части речи
66 Части речи. Общее представление.
Развитие речи: свободный диктант; составление текста по рисунку. Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. 19.01 Имя существительное
Повторение
67 Имя существительное и его роль в речи. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.
Работать с определением имени существительного, осмысливать его содержание. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи по лексическому значению и вопросу, определять лексическое значение имён существительных, ставить вопросы к именам существительным. Различать среди имён существительных многозначные слова, определять их значение. Приводить примеры имён существительных 23.01 68 Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. Развитие речи: составление текста на тему «Наша классная комната». Различать среди однокоренных слов имена существительные. Различать имена существительные, отвечающие на вопросы что? и кто? (кого? чего? и др.), изменять имена существительные по вопросам. Ставить вопрос к зависимому имени существительному в словосочетании; наблюдать над правописанием предлогов в вопросах. Составлять рассказ о классной комнате и записывать его. 24.01 69 Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу). 25.01 70 Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Развитие речи: работа с текстом В. Бочарникова «Мал да удал». Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением. 26.01 71 Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. 30.01 ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
72 Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам.
Различать единственное и множественное число имён существительных. Обосновывать правильность определения рода имён существительных. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Работать с «Орфоэпическим словарём» учебника 31.01 РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
73 Род имен существительных. Имена существительные общего рода (первое представление) мужской, женский, средний.
Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. 01.02 74 Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. 02.02 75 Урок развития речи. Развитие речи. Обучающее изложение. Составление устного рассказа по серии картин. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. 06.02 76 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. 07.02 77 Работа над ошибками. Склонение имен существительных (изменение имён существительных по падежам). Анализировать таблицу «Склонение (изменение по падежам) имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей и вопросы к ним. Определять падеж имён существительных по вопросам. 08.02 ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
78 Склонение имен существительных. Изменение имен существительных по падежам.
Изменять имена существительные по падежам.
Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. 09.02 79 Падеж имен существительных. Неизменяемые имена существительные. Учиться определять падеж имён существительных. Осмысливать, что неизменяемые имена существительные употребляются во всех падежах в одной форме. 13.02 80 Развитие речи. Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка» Излагать письменно содержание повествовательного текста. Составлять рассказ (под руководством учителя) по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». 14.02 81 Именительный падеж имен существительных. Развитие речи: составление предложений из деформированных слов. Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и его роли в предложении (является в предложении подлежащим). Обосновывать правильность определения падежа. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. 15.02 82 Родительный падеж имен существительных. Правописание имён существительных в родительном падеже множественного числа.
Работать со схемой-памяткой «Родительный падеж». Распознавать имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. 16.02 83 Дательный падеж имен существительных.
Развитие речи: составление продолжения стихотворения.
Распознавать имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. Составлять продолжение стихотворения. 20.02 84 Винительный падеж имен существительных.
Работать со схемой-памяткой «Винительный падеж». Распознавать имя существительное в винительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Находить сходство и различия в падежных формах имён существительных в винительном и предложном падежах. 21.02 85 Именительный, родительный, винительный падежи.
Сопоставление падежных форм. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.) 22.02 86 Творительный падеж имен существительных.
Распознавать имя существительное в творительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа имён существительных. Находить в художественном тексте сравнения, наблюдать над использованием авторами сравнений, выраженных именем существительным в творительном падеже. 27.02 87 Предложный падеж имен существительных.
Развитие речи: составление предложений из данных слов на определённую тему; наблюдение над использованием в художественном тексте устаревших в современном литературном языке слов. Распознавать имя существительное в предложном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. Составлять предложения на определённую тему. 28.02 88 Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном.
Работать с таблицей «Признаки падежей». Находить и сопоставлять внешне сходные падежные формы. Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных с опорой на вопросы. Приводить примеры предложений с использованием в них определённой падежной формы имени существительного. 01.03 89 Обобщение знаний об имени существительном. Начальная и косвенные формы имён существительных.
Развитие речи: восстановление порядка слов в предложении; составление текста из деформированных предложений. Работать с памяткой 1 «Порядок разбора имени существительного». Планировать учебные действия при разборе имени существительного как части речи. Определять признаки имени существительного с опорой на алгоритм разбора имени существительного как части речи. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. 02.03 90 Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Составлять устно (под руководством учителя) текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами. Записывать составленный текст (по желанию ученика). Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Создавать свою зимнюю страничку (или свой словарь зимних слов), подготовиться к её (его) презентации. 06.03 91 Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. 07.03 92 Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»
Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Создавать свою зимнюю страничку, подготовиться к презентации. 09.03 Имя прилагательное
Повторение
93 Лексическое значение и употребление имен прилагательных в речи. Развитие речи: составление словосочетаний с именами прилагательными. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. 13.03 94 Связь имени прилагательного и именем существительным.
Распознавать в тексте имена прилагательные, определять их лексическое значение. Определять синтаксическую функцию имён прилагательных в предложении. Выделять из предложений словосочетания с именами прилагательными. Находить в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, наблюдать над правописанием этих имён прилагательных. Составлять сложные имена прилагательные. Писать заглавную букву в именах собственных. 14.03 95 Роль имен прилагательных в тексте.
Распознавать художественное и научное описание, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. 15.03 96 Текст – описание. Художественное и научное описание. Использование имен прилагательных в тексте – описании. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Составлять описание растения в научном стиле. 16.03 97 Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь». Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение. 20.03 РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
98 Род имен прилагательных.
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. 21.03 99 Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.
Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. 22.03 100 Изменение имен прилагательных по родам. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Согласовывать имена прилагательные с именами существительными грамматически, правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, красивый тюль и др. 23.03 ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
101 Число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.
Определять признаки имени прилагательного, употреблённого в единственном (множественном) числе. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам, правильно писать окончания имён существительных во множественном числе. Осознавать, что во множественном числе род имени прилагательного не определяется. 03.04 ПАДЕЖ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
102 Изменение имен прилагательных по падежам.
Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа. Определять начальную форму имени прилагательного. Составлять из предложений текст. 04.04 103 Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Изменять имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. 05.04 ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ
104 Обобщение знаний. Изменение имен прилагательных по родам и числам.
Развитие речи: дополнение предложений подходящими по смыслу именами прилагательными из слов для справок. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их определения. Обосновывать правильность написания родовых окончаний имён прилагательных и окончаний имён прилагательных, употреблённых во множественном числе. 06.04 105 Обобщение знаний. Изменение имен прилагательных по падежам. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. 10.04 106 Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. 11.04 107 Контрольный диктант за третью четверть по теме «Имя прилагательное» Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. 12.04 108 Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках»
Адекватно оценивать результаты написанного диктанта, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. 13.04 4 четверть
Местоимение
109 Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. Работать с таблицей «Личные местоимения», находить в ней информацию в соответствии с поставленной учебной задачей. 17.04 110 Изменение личных местоимений по родам.
Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. 18.04 111 Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа)
Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. 19.04 Глагол
Повторение
112 Значение и употребление глаголов в речи. Что обозначает глагол? Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. 20.04 113 Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу как части речи по изученным признакам. Подбирать к глаголам синонимы, антонимы. Распознавать глаголы среди однокоренных слов и форм слов. 24.04 НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
114 Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.
Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме. Различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. 25.04 ЧИСЛО ГЛАГОЛОВ
115 Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Определять значение глаголов (глаголы звучания). 26.04 ВРЕМЕНА ГЛАГОЛОВ
116 Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов. Осознавать значение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работать с определением времён глаголов. Распознавать время глаголов в предложениях и тексте. 27.04 117 Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.
Развитие речи: работа с текстом-рассуждением, составление текста-рассуждения по теме-вопросу. Распознавать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Ставить вопросы к глаголам. Наблюдать над написанием окончаний -ешь, -ишь в глаголах, сочетающихся с местоимением 2-го лица. Находить глагол в прошедшем времени по суффиксу -л-. Работать с текстом-рассуждением. Составлять текст-рассуждение по заданному вопросу. 02.05 118 Изменение глаголов по временам.
Развитие речи: записывать текст, выделяя каждую часть. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы. Преобразовывать одну форму глагола в другую. Определять время глаголов. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, части текста, записывать текст по частям. 03.05 119 Время и число глаголов.
Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы. Преобразовывать одну форму глагола в другую. Определять время глаголов. 04.05 РОД ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ
120 Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о).
Работа с «Орфоэпическим словарём» учебника. Правильно писать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Согласовывать имя существительное-подлежащее и глагол-сказуемое в роде. Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определять тему предложений, устанавливать последовательность предложений, чтобы получился текст, подбирать к нему заголовок и записывать составленный текст 08.05 ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ
121 Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов.
Развитие речи: составление устного рассказа о своём друге. Находить глаголы с частицей не, осознавать значение высказывания, имеющего глагол с частицей не. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Составлять побудительные предложения, употребляя в них глагол с частицей не. 10.05 ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ
122 Обобщение знаний о глаголе. Изменение глаголов по числам. Развитие речи: составление текста по рисунку. Работать с памяткой 3 «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой 3, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Составлять текст по рисунку 11.05 123 Обобщение знаний о глаголе. Изменение глаголам по временам. Определять роль глаголов в тексте. Обосновывать правильность выполняемых заданий в упражнениях учебника 15.05 124 Контрольный диктант по теме «Глагол» Контролировать правильность записи текста диктанта, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. 16.05 125 Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. Адекватно оценивать результаты написанного диктанта, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. 17.05 Повторение
126 Части речи. Самостоятельные и служебные.
Развитие речи: проведение научной конференции на тему «Части речи в русском языке». Закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений. Совершенствовать грамматико – орфографические и речевые умения и навыки. 18.05 127 Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Развитие речи: составление текста-сказки на основе творческого воображения. Закреплять знания о роли слова и предложения в речи, о видах предложений по цели высказывания и пол интонации. Развивать умение правильно употреблять предложения в речи. 22.05 128 Имя числительное. Имя существительное.
Работа с текстом: составление текста из деформированных частей. Различать имена существительные. Обосновывать правильность определения рода имён существительных. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. 23.05 129 Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. Разбор предложения по членам предложения.
Развитие речи: составление диалога с использованием в нём вежливых слов. Развивать умения распознавать орфограммы в словах. 24.05 130 Правописание значимых частей слов. Обобщить знания о правописании слов с орфограммами. Развивать умения пользоваться правилом перед написанием слова, выяснять, в какой части слова находится орфограмма. 25.05 131 Итоговый контрольный диктант Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. 29.05 132 Работа над ошибками. Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. Развитие речи: воссоздание содержания сказок по рисункам. Адекватно оценивать результаты написанного диктанта, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. 30.05 133 Повторение изученного материала. Проверочная работа. Работа с текстом и выполнение проверочных заданий Проверить знания, умения и навыки. Обобщить знания о правописании слов с орфограммами. 31.05 134 Итоговая комплексная работа за курс 3 класса Проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса 135 Работа над ошибками. КВН «Знатоки русского языка» Прививать интерес к предмету.