Доклад: «Развитие трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта (на примере профиля «столярное дело»).
Доклад: «Развитие трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта
(на примере профиля «столярное дело»).
Выполнил: О.М. Макрушин
В качестве главной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира является их социально - трудовая адаптация в обществе. В условиях рыночной экономики, жёсткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технологических средств, социально-трудовая адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, повышаются требования к трудовой подготовке выпускников. Несмотря на значительные достижения в разработке содержания, методов и организационных форм трудового обучения учащихся с недостатками развития интеллекта, остаются до конца неразрешёнными вопросы развития у школьников общетрудовых умений и навыков. Исследованиями Л.С.Выготского, Г.М. Дульнева, С.Л. Мирского и других учёных отчётливо показана ведущая роль общетрудовых умений и навыков в обеспечении высокого уровня самостоятельности школьника с нарушением развития интеллекта. В этой связи особую актуальность приобретает дальнейшее изучение развития трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта на уроках технологии. Разработка и исследование наиболее рациональных методов обучения труду школьников, изучение процесса развития трудовых навыков и умений — важнейшая задача, стоящая перед психологией труда, направленная, в конечном счете, на подготовку выпускников коррекционной школы VIII вида к работе по профессиям квалифицированного труда.
Данная работа направлена на исследование процесса развития трудовых навыков у учащихся с недостатками развития интеллекта на уроках технология (на примере профиля «столярное дело»). Цель исследования – изучить развитие трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта (на примере профиля «столярное дело»). В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
Анализ теоретических источников по проблеме изучения особенностей развития трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта.
Теоретическое обоснование организации уроков технологии в специальной школе VIII вида.
Изучение уровня и особенности развития трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта.
Определение основных направлений коррекционной работы по развитию трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта (на примере профиля «столярное дело»).
Разработка рекомендаций для педагогов по развитию трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта на примере профиля «столярное дело».
Объект исследования – уроки технологии в системе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида.
Предмет исследования – особенности развития трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта (на примере профиля «столярное дело»).
Практическая значимость работы заключается в изучении особенностей развития трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта и разработка методических рекомендаций для педагогов, использование которых, в процессе трудового обучения, позволит повысить уровень развития трудовых умений и навыков учащихся.
Значимость темы исследования: «Развитие трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта» определяется необходимостью реализации главной цели воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая заключается в социально-трудовой адаптации: передачи им практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе.
У истоков разработки вопросов трудового обучения и воспитания детей с недостатками интеллекта стояли: Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев и др..
Существенный вклад в создание системы трудовой подготовки учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллектуального развития внесли отечественные педагоги Дульнев, Е.А. Ковалева, М.И. Кузмицкая, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский и др. Результаты проведенных исследований получили отражение в методиках по профессионально-трудовому обучению (А.А. Гнатюк, Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, В.В. Коркунов, С.Л. Мирский, В.А. Шинкаренко) и учебных программах для детей с нарушениями интеллектуального развития по столярному, слесарному, швейному делу, сельскохозяйственному труду, цветоводству, подготовке младшего обслуживающего персонала и др. Разработки некоторых из этих авторов послужили хорошей базой при работе над настоящим исследованием.
Трудовая деятельность всегда вызывается определенными мотивами и направлена на достижение осознаваемых целей. Многократное достижение одних и тех же целей в стабильных условиях может привести к полной или частичной автоматизации действий - превращению их в навыки. Совершенствование действий и движений приводит к формированию двигательного навыка. Активное сознательное усвоение навыков с опорой на знания делают их более пластичными, легко поддающимися, сознательной регуляции и перестройке при изменении задач и условий деятельности. В связи с этим решающее влияние на формирование и качество трудовых навыков оказывают знания.
Для выполнения трудового задания владеть только двигательным навыком недостаточно. Необходимо, чтобы в сознании школьника имелся образ задания, чтобы он знал требования к процессу работы, придерживался определенного плана, умел контролировать полученные результаты, при необходимости корректировать свою деятельность. Таким образом, для успешного выполнения трудового задания учащимся необходимо владеть такими общетрудовыми умениями, как ориентировка в задании, планирование и самоконтроль, так как они обеспечивают сознательность, целенаправленность и самостоятельность трудовой деятельности.
Если степень автоматизации для определенного двигательного навыка относительно высока, то ученик не обращает внимания на рабочее движение - оно происходит само собой. Внимание человека направлено в этом случае главным образом на результат действий обычно это происходит у учащихся старших классов, когда двигательные трудовые навыки уже сформированы в достаточной степени.
Как самостоятельные навыки, С. Л.Мирский выделяет навыки культуры труда (например, бережное отношение к инструментам, соблюдение порядка на рабочем месте и др.). Не менее важны гигиенические навыки (умение содержать себя в чистоте, правильно пользоваться умывальными принадлежностями).
Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков.
Двигательные трудовые навыки автоматизируются у таких ребят медленно, затрудняется их использование в новых условиях. И чем больше изменено задание, тем сложнее таким учащимся использовать сформированный двигательный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы. У большинства учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида могут быть сформированы навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленнее, чем у учащихся массовых школ, и наблюдается существенное отставание в развитии способности к переносу навыков.
Для успешного решения задач, связанных с формированием трудовых навыков школьников большое значение, а иногда и решающее, имеет правильная организация учебной мастерской, наличие необходимого оборудования, его рациональное размещение и использование, наличие в достаточном количестве необходимых материалов и инструментов, наличие наглядного материала. В общем, всего того, что связано с понятием материальной базы школьной столярной мастерской.
Специфика организации учебных мастерских коррекционной школы в наибольшей мере проявляется в наличии и оборудовании классного участка, который состоит из рабочего места учителя и посадочных мест учащихся. Здесь учащиеся получают трудовое задание, выполняют чертежи, эскизы, технические рисунки будущих изделий, делают записи в рабочих тетрадях и т. п. Правильно оборудованный классный участок создает наиболее благоприятные условия для усвоения теоретического материала учащимися. В ряде случаев учителю приходится несколько раз в течение занятия проводить дополнительный инструктаж учащихся, чередуя демонстрацию трудовых приёмов с объяснением учебного материала на классном участке мастерской. На рабочем месте учителя в столярной мастерской находится письменный стол, классная доска, киноэкран, демонстрационный щит, который предназначен для показа самых различных пособий (от плакатов до объемных макетов значительных размеров), но основное его назначение - работа с инструкционными и технологическими картами. Кроме письменного стола, должен быть демонстрационный верстак для демонстрации трудовых приемов учащимся.
Инструментальное помещение и другие подсобные помещения столярной мастерской, в которых хранятся различные столярные материалы, изделия учащихся и установлены заготовительные станки (круглопильные, рейсмусовый, комбинированный), лишь условно можно назвать подсобным, так как без них невозможно организовать эффективную работу учащихся в мастерской. Правильное расположение оборудования в мастерской и чёткий порядок хранения материалов и инструментов позволяют высвободить полезную площадь, сокращают потери учебного времени, повышают культуру труда учителя и учащихся.
Развитие трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта будет более эффективным, если трудовые навыки формируются с учётом индивидуального и дифференцированного подхода к детям, который будет осуществляться на основе психолого-педагогических исследований учебно - трудовой деятельности учащихся. Так, например, в течение 2014-2015 уч.года в 5 «А» классе проводилось изучение учебно-трудовой деятельности учащихся. В каком именно виде помощи нуждаются отдельные учащиеся, определялось по результатам психолого - педагогического наблюдения в ходе выполнения различных видов учебно - трудовой деятельности.
Результаты проведённого психолого-педагогического изучения учебно-трудовой деятельности учащихся пятого класса на уроках технологии (труд) в течение 2014-2015 учебного года размещены в таблицах 1,2,3,4: (см. Презентация)
Таблица 1
Уровень развития общетрудовых умений и навыков учащихся
5 класса в первом полугодии 2014 -2015 учебного года.
№ Фамилия, имя
Усвоение теоретического материала Ориентировка в задании Усвоение плана работы Самоконтроль Работоспособность
по образцу По техническому рисунку
технич. рисунку по чертежу с помощью учителя самостоятельно 1. Вячеслав Д. + + +/- - + - +/- +
2. Кирилл
О. - - - - +/- - - +/-
3. Михаил
К. + + +/- - + - +/- +
4. Иван
М. - - - - +/- - - +/-
5. Дмитрий Ч. +/- +/- +/- - + - +/- +
6. Алексей Д. - +/- - - +/- - - +/-
7. Иван
Х. +/- +/- +/- - + - +/- +/-
8. Евгений
Я. +/- +/- +/- - +/- - - +
Всего Высокий уровень, (средн.
18,7 %) 25% 25% 0% 0% 50% 0% 0% 50%
Средний уровень, (средн.
37,5 %) 37,5% 50% 62,5% 0% 50% 0% 50% 50%
Низкий уровень, (средн.
43,8 %)
37,5% 25% 37,5% 100% 0% 100% 50% 0%
Таблица 2
Уровень развития общетрудовых умений и навыков учащихся
5 класса во втором полугодии 2014 -2015 учебного года.
№ Фамилия, имя
Усвоение теоретического материала Ориентировка в задании Усвоение плана
работы Самоконтроль Работоспособность
по образцу По техническому рисунку
технич. рисунку по чертежу с помощью учителя самостоятельно 1. Вячеслав Д. + + +/- - + +/- +/- +
2. Кирилл
О. +/- +/- +/- - +/- - - +/-
3. Михаил
К. + + + +/- + +/- +/- +
4. Иван
М. +/- + +/- - + - +/- +/-
5. Дмитрий Ч. + + + +/- + +/- +/- +
6. Алексей Д. +/- + +/- - +/- - +/- +/-
7. Иван
Х. + + +/- - + +/- +/- +/-
8. Евгений
Я. +/- + +/- - + +/- +/- +
Всего Высокий уровень, (средн.
35,9 %) 50% 87,5% 25% 0% 75% 0% 0% 50%
Средний уровень, (средн.
48.4%) 50% 12,5% 75% 25% 25% 62,5% 87,5% 50%
Низкий уровень, (средн.
15.7 %)
0% 0% 0% 75% 0% 37,5% 12,5% 0%
В зависимости от выполнения трудового задания каждым учащимся мы определили ориентировочные уровни сформированности навыка в процессе фронтальной работы:
Знак «+» - высокий уровень сформированности навыка;
Знак «+/-»- средний уровень сформированности навыка;
Знак «-» - низкий уровень сформированности навыка;
Особенности формирования трудовых навыков, характерных для профиля «столярное дело» отражены в таблицах 3,4:
Таблица 3
Уровень развития трудовых умений и навыков учащихся
5 класса (столярное дело) в первом полугодии 2014 -2015 учебного года.
№ Фамилия, имя Разметка Пиление Строгание Обработка напильником Зачистка ишлифование Сверление
поперёк волокон вдоль во волокволокон Кривол. Плоских поверхн.остей Скругленние бруска 1. Вячеслав Д. +/- + +/- - +/- +/- +/- + +
2. Кирилл
О. - +/- - - +/- - - +/- +/-
3. Михаил
К. + + +/- - +/- +/- +/- + +
4. Иван
М. +/- +/- +/- - +/- - +/- +/- +/-
5. Дмитрий Ч. + +/- +/- - +/- +/- +/- + +/-
6. Алексей Д. - +/- +/- - +/- - +/- +/- +/-
7. Иван
Х. +/- +/- +/- - +/- +/- +/- + +
8. Евгений
Я. - +/- +/- - - - +/- +/- +
Всего Высокий уровень, (средн.
16,7 %) 25% 25% 0% 0% 0% 0% 0% 50% 50%
Средний уровень, (средн.
58,3 %) 37,5% 75% 87,5% 0% 87,5% 50% 87,5% 50% 50%
Низкий уровень, (средн.
25 %) 37,5% 0% 12,5% 100% 12,5% 50% 12,5% 0% 0%
Таблица 4
Уровень развития трудовых умений и навыков учащихся
5 класса (столярное дело) во втором полугодии 2014 -2015 учебного года.
№ Фамилия, имя Разметка Пиление Строгание Обработка напильником Зачистка ишлифование Сверление
поперёк волокон вдоль волокон Кривол. Плоских поверхностей Скругл. 1. Вячеслав Д. +/- + + +/- + +/- + + +
2. Кирилл
О. +/- + - - +/- - +/- +/- +/-
3. Михаил
К. + + + +/- + +/- + + +
4. Иван
М. +/- + +/- - +/- - + +/- +/-
5. Дмитрий Ч. + + +/- +/- + +/- + + +
6. Алексей Д. +/- + +/- - + +/- + +/- +
7. Иван
Х. +/- + +/- +/- + +/- + + +
8. Евгений
Я. +/- + +/- +/- + +/- + +/- +
Всего Высокий уровень, (средн.
48,6 %) 25% 100% 25% 0% 75% 0% 87,5% 50% 75%
Средний уровень, (средн. 43.1 %) 75% 0% 62,5% 62,5% 25% 75% 12,5% 50% 25%
Низкий уровень, (средн.
8,3 %) 0% 0% 12,5% 37,5% 0% 25% 0% 0% 0%
Основываясь на данных, приведённых выше в таблицах 1,2, 3,4 был составлен план работы по оказанию индивидуальной коррекционной помощи для каждого учащегося при выполнении учебно -трудовых заданий на второе полугодие 2014-2015 учебного года. В результате проведённой во втором полугодии коррекционной работы с группой учащихся пятого класса, исходя из данных, приведённых выше в таблицах 1, 2, 3, 4 видно, что в результате целенаправленной помощи конкретным учащимся на каждом этапе выполнения трудового задания, повысился уровень развития трудовых навыков и умений, как отстающих учащихся, так и группы в целом. (Рис. 1).
Рисунок 1. Уровень развития общетрудовых умений и
навыков учащихся 5 класса в 2014 -2015 учебном году.
Выводы и рекомендации педагогам:
Основываясь на результаты проведённых исследований, были разработаны практические рекомендации, а также дидактические материалы (см. приложение), использование которых позволяет повысить уровень трудовых навыков учащихся.
Необходимым условием успешного овладения трудовых навыков учащимися является сознательное овладение приёмами труда, поэтому на каждом занятии необходимо активизировать умственную деятельность школьников, добиваться того, чтобы учащиеся были способны рассказать о причинно-следственных зависимостях и последовательности выполнения трудовых действий.
Для успешного развития и формирования трудовых навыков всеми учащимися учителю следует изучить особенности каждого ученика, а для этого нужны постоянные наблюдения и анализ действий учащихся на каждом этапе выполнения трудового задания. Коррекционную работу по развитию трудовых навыков школьников с нарушением интеллекта на уроках технологии (труд) необходимо проводить с учётом индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, основываясь на результаты постоянного психолого-педагогического изучения учебно-трудовой деятельности учащихся (табл. 1, 3). Путем упрощения или усложнения конструкции изделия, выбора наиболее оптимального объёма теоретического и практического материала для усвоения на одном занятии, учёта индивидуальных особенностей по темпу и умениям выполнения задания каждым учащимся, можно практически осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход и достичь существенного повышения уровня развития трудовых навыков и умений учащихся.
Для того, чтобы эффективно проводить работу по развитию трудовых навыков школьников на уроках столярного дела, привести всех учащихся к единому темпу и ритму работы, добиться усвоения каждым из них учебного материала необходимо использовать различные приёмы и методы обучения и учитывать в своей работе следующие рекомендации:
1.Требования к учащимся в процессе занятия должны быть различными в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ученика. Ребёнку психопатического поведения учитель должен объяснять спокойно, но строго.
2.Следует использовать различные дидактические приемы и методы
в процессе формирования умений и навыков. Наряду с вербальными методами необходимо использовать и наглядный, для этого учителю нужны образцы изделий, рисунки, эскизы, чертежи, инструкционные, предметные и индивидуальные технологические карты.
3.Практическую работу учащихся следует контролировать, применяя принцип максимального расчленения, т. е. после выполнения одной столярной операции ученик должен показать работу учителю, который анализирует качество выполненной работы и объясняет ученику недостатки в его работе и способы их устранения. Затем ученик приступает к выполнению следующей операции. Нужно постепенно приучать детей самостоятельно контролировать и, оценивать свою работу.
4.Необходимо учитывать различный темп выполнения задания учащимися. Так, учащимся, работающим в медленном темпе, но аккуратным, переживающим за оценку, желательно давать возможность начать выполнение работы раньше других. Им можно сократить объём практической работы. И наоборот, тем, кто быстро и хорошо справляется с заданием, можно несколько увеличить объём работы или предложить помочь другим учащимся.
5.Можно разработать индивидуальную систему поощрения учащихся. С этой целью хорошо использовать экран работы столяра. На экране можно поимённо отражать итоги проведения каждого занятия. Запись должна быть краткой. Например: «Молодец!», «Старательный!», «Аккуратный!», «Трудолюбивый!», «Умелый!» и т. д.