Защита методической разработки по теме «Коррекционная работа по формированию связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках ознакомления с окружающим и развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»

Защита методической разработки
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Иванова Любовь Алексеевна, я работаю в специальной (коррекционной) школе VI вида.
Разрешите представить Вам методическую разработку по теме «Коррекционная работа по формированию связной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках ознакомления с окружающим и развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»
(2) Практическая значимость этой темы заключается в поиске адекватных методов и средств коррекционной работы, способствующих более эффективному развитию речи умственно отсталых детей. Это позволит активизировать их учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и как следствие, будет способствовать их социализации.
Развитию связной речи уделяется внимание на всех уроках, а на уроках «Развития речи на основе ознакомления с окружающим»– это постоянное направление в работе по развитию речи.
(3) Цель уроков ознакомления с окружающим и развития речи:
- коррекция недостатков общего и речевого развития детей с ОВЗ, их познавательной деятельности.
Задачи уроков:
- повышение речевой мотивации учащихся;
- коррекция недостатков общего и речевого развития обучающихся;
расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
-развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти

(4) Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с ОВЗ и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.
Обладая развитой связной речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, художественных произведений.

(5) Что же хотелось увидеть в результате проведённой работы,
чтобы обучающиеся научились :
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
Употреблять различные части речи при составлении предложений;
употреблять различные виды предложений;
активно участвовать в беседе;
связно высказываться на предложенную тему
выразительно, логически последовательно пересказывать предложенный текст.

За основу в своей работе я взяла систему Е.Д.Худенко, ориентированную на комплексный характер развития всех сторон речи с учетом возможностей школьников каждого уровня обучения.
Так в 1-м классе ставится задача сформировать потребность в общении,
во 2-м классе основное внимание уделяется работе над словом.
В 3-м классе приоритет отдан развитию навыков и умений связного устного высказывания
В 4-м классе основное внимание уделяется развитию связной диалогической и монологической речи.
(6) Говоря о специфике восприятия и освоения учебного материала нужно отметить, что дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли – перечисленные нарушения речи, характерные для детей с ОВЗ, затрудняют процесс обучения грамоте, препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи - залог успешного обучения таких детей.
После изучения мной теоретического материала по вопросу формирования связной речи детей с ОВЗ, тесной работы с логопедом и педагогом-психологом была проведена диагностика, целью которой было выявить степень сформированности связной речи у детей данного класса.
Для этого были использованы и адаптированы методики, описанные в работах Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., и Филичевой Т.Б.
Наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями.
(7) В результате проведённой диагностики было выявлено, что большинство предложений, используемых детьми, являются простыми, распространёнными одним второстепенным членом (прямым дополнением или обстоятельством места), реже встречаются простые нераспространённые предложения и односоставные; процент употребления сложных предложений очень мал.
Структурный анализ предложений позволил выделить наиболее распространённые синтаксические ошибки; нарушение порядка слов; фрагментарность предложений с пропуском главных членов предложения (чаще всего опускается сказуемое); многократное повторение отдельных слов из частей предложения; незаконченность синтаксических конструкций; предложения часто не согласованы друг с другом, отчего нарушается логика повествования.
(8) Пересказы учащихся свидетельствуют о нарушении лексико-грамматического строя речи, также очевидна бедность словаря. Предложения рассказов преимущественно состоят из имён существительных и обиходных глаголов. Для связи слов в предложении дети используют союзы (и, потом, но), имеют место неоправданные замены существительных личными и указательными местоимениями, прилагатёльные и наречия встрёчаются редко. Количество слов, используемых в рассказах, варьируется от 3 до 7.
Таким образом, рассказы детей показали несформированность лексико-грамматического и синтаксического стоя речи.
Процент употребления сложных предложений очень мал.
Дети хорошо понимали содержание, но не могли определить главную мысль рассказа. Рассказы отличались бедностью синтаксических конструкций и семантики. Недоразвитие грамматического строя выражалось в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.
Поэтому результаты показали необходимость поиска более эффективных форм коррекционной работы.
(9) Результативность работы по развитию речи напрямую зависит и от правильного выбора методов обучения. Основными являются наглядные и практические методы, благодаря которым дети всесторонне знакомятся с материалом: рассматривают, наблюдают, ощупывают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, рисуют, выполняют опыты и т.п.
Однако самой по себе наглядной и практической деятельности еще недостаточно для того, чтобы дети усвоили и переработали определенную информацию. Используются также словесные методы с целью направить внимание учащихся на рассматривание объектов, их сравнение, организовать действия с ними, побудить к высказываниям.
Участие в познании окружающего мира, максимального количества анализаторов, сочетание наглядных, практических и вербальных средств конкретизируют чувственный опыт детей, создают ту предметно-понятийную основу, на базе которой и формируется связная речь.
(10) Важным в моей работе является соблюдение требований к организации занятий по развитию связной речи.
Создание соответствующих условий для возникновения у детей потребности говорить. Иными словами, восприятие предметов, явлений, их изображений, сведений о них должно затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
Работа над логикой высказывания. Она должна быть результатом четкой организации предметной деятельности школьников и фиксации этой деятельности в виде картинного, схематического или словесного плана.
Организация языковой основы для высказывания. Это требование реализуется с помощью словарной работы, построения предложений с усвоенными словами, ответов на вопросы двумя-тремя предложениями, которые по образцу или напоминанию учителя связываются личными и указательными местоимениями, одними и теми же видовременными формами глагола.
Четкая постановка перед детьми цели высказывания, что фактически определяет направление, по которому должен строиться рассказ.
Организация самого высказывания. Она осуществляется с опорой на уже составленный картинный, схематический, словесный планы.
Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, одной картинке, опорный словам, предложенной теме, заданному началу.
(11) Направления работы:
1. Словарная работа
2. Работа над предложением
3.Работа с текстом.

Одним из приёмов побуждающих школьников с ОВЗ к высказыванию, постановке вопроса, участию в диалоге, развитию коммуникативной функции речи
(12) является использование мнемодорожек или мнемотехники
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, мнемотехники.
(13) Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи, облегчающим запоминание и увеличивающим объём памяти, что и составляет суть детей с ОВЗ.

(14) Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

(15) Для устранения однообразия в работе по составлению текста использую различные виды планов, модифицируя их. Так, картинный план можно представить в виде отдельных предметных картинок.
В системе образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми я использую арт-терапию.
(16) Это использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) в нашей школе является очень важным, так как способствует совершенствованию речи в эмоциональном отношении, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речь умственно отсталого ребенка.
(17) Куклотерапия - работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
(18) Изотерапия. Дети рисуют изучаемый предмет, создают рисунки, знакомятся с картинами известных художников.
Игровая терапия - развивает личность ребенка, способствует улучшению психологического климата в классе.
Воспитание природой имеет большое значение для коррекционного воздействия на детей. Ведь сама по себе природа – это кладовая мира красок, звуков, положительных ощущений, эмоций и многого другого положительного воздействия на человека. На экскурсиях ребята наблюдают за сезонными изменениями в природе. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Очень нравится детям использование на уроках приёмов биоэнергопластики и кинезиологии. (19)
Комплексы упражнений из кинезиологической программы А.Л. Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников» усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивают координацию движений и мелкую моторику, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности
В результате проведенной работы произошёл значительный рост основных структурных компонентов речи учащихся. Словарный запас детей значительно расширился, они научились составлять простые предложения с данным словом или по картинке, научились конструировать предложения по схемам, распространять, редактировать, работать с деформированными предложениями. Произошли позитивные изменения в процессе составления связных рассказов: появился интерес, повысилась степень самостоятельности, логичность и последовательность изложения.
Определить это помогли результаты диагностики, проведённой в конце 4 класса.

(20) Учащимся было предложено выполнить следующие задания:
Составить связный рассказ, используя картинный план.
Составить рассказ по сюжетной картинке без плана.
Пересказать текст используя словесный план.
Пересказать отрывок из текста без опоры на план.

(21) Сравнивая результаты развития связной речи во 2 классе и в 4 классе
можно увидеть положительную динамику. При употреблении различных видов предложений ребята стали больше употреблять простых распространённых, сложносочинённых предложений и увеличилось количество употребляемых сложноподчинённых предложений. В своей речи учащиеся стали больше употреблять прилагательных , увеличилось количество наречий и предлогов .
(22) У детей моего класса можно отметить улучшение как в использовании устной, так и письменной речи. Стал более подробным пересказ, в речи детей наблюдается увеличение глаголов, прилагательных, употребляемые предложения стали более распространенными. В письменных работах стало меньше ошибок.
(23)
Формирование и развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи обучающихся с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.
Коррекционная работа по коррекции нарушений связной речи у умственно отсталых детей должна быть направлена на коррекцию и развитие всех операций порождения речевых высказываний, на формирование всех уровней речи. Развитие связной речи должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.
Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность коррекционной работы.

(24) Спасибо за внимание!

15