Лекция методика ознакомления с природой и основами экологии: Методы ознакомления дошкольников с природой
Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date:
Топ/ Группа/ Group: В -12
Пән/ Предмет/ Subject: Методика ознакомления с природой и основами экологии
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Методы ознакомления дошкольников с природой
Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Лекция
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson: лекция - визуализация
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives:
-білімдік / образовательная /educational: Формировать знания о многообразии методов и приёмов ознакомления детей с природой; проанализировать основные наиболее эффективные методы работы по ознакомлению детей-дошкольников с природой
-дамытушылық / развивающая / developing: Развивать логическое мышление, произвольное запоминание, творческое воображение
-тәрбиелік / воспитательная / bringing-u: Воспитывать интерес к будущей профессии
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: презентация, флипчарт, материал лекций
Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Устный
Целевая установка
Работа со схемами
Игра «Угадай-ка» работа на флипчартеСтупенчатый процесс схема «Обучения моделированию»
Проверка усвоений лекций. «Картина настроения»
Объяснения домашнего задания
Ход занятия
I.Организационный момент. Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning Кто дежурный? Какое сегодня число?. Бүгiн нешесi? What date is it today? Кто сегодня отсутствует? Бүгін кім жоқ?
Good morning, good morning,
To you, to you and to you.Good morning, good morning,
To you and to you.Nancy, Judy and Margaret,
Peter, Dandy, Paul and John
(Можно подставить нужные имена).Good morning, good morning,
To you and to you.Доброе утро, Доброе утро,Вам, вам и вам.Доброе утро, Доброе утро,Для вас и для вас.Нэнси, Джудит и Маргарет,Питер, Денди, Павел и Иоанн(Можно подставить нужные имена).Доброе утро, Доброе утро,Для вас и для вас.
II. Проверка домашнего задания
Выходят к доске выбирают вопрос? Дают ответ.
Назовите принципы отбора и расположения программного материала?
В каких образовательных областях есть раздел экология?
Назовите основные направления раздела Экология, образовательной области Познание?
Назовите основные направления раздела Экология, образовательной области Социум?
Краеведческий принцип это …?
Принцип концентричности …?
Целевая установка
Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.
Павол Гнездослав Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.
А ведь по своей необыкновенной природной любознательности малыш, завидев в траве букашку, червячка или лягушонка, проявляет живой интерес к ним и начинает задавать свои бесчисленные «почемучные» вопросы. Звери, птицы, рыбы – неизменные объекты не только детской любознательности, но и игрового действия, наблюдения, заботы и любви.
Знакомство с окружающим миром – словно путешествие по многоводной, неизведанной реке.
Какие тайны она хранит в себе?
Что ждет нас в пути?
Куда приведет эта река?
Что придаст нам уверенности в пути, сделает нашу лодку надежной?
- Интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы – вот то, что поможет нам в стремлении к неизвестному.
Отправляясь в путешествие, вооружимся веслами, которые помогут нам
двигаться вперед в заданном направлении.
IV. Лекция
Тема: Методы ознакомления дошкольников с природой.
План:
Общая характеристика методов ознакомления детей с природой Сущность методов ознакомления с природой, их виды.
Методы обучения – это способы (пути) осуществления учебно-познавательной деятельности; это упорядоченная взаимосвязанная деятельность воспитателя и ребёнка, направленная на рещение задач деятельности
Приём – элемент метода, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, если метод небольшой по объёму или простой по структуре.
Классификация методов, их значения
Поэтому существует несколько классификаций по различным основаниям.
По источнику знаний:
Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
II. По характеру познавательной деятельности (Исаак Яковлевич Лернер, Михаил Николаевич Скаткин)
Объяснительно-наглядные
Деятельность учителя: преподносит материал в готовом виде.
Деятельность ученика: слушают, понимают, записывают, запоминают, возвращают в том же виде.
«+» чрезвычайно экономит время и силы,
«-» ориентация на среднего ученика, невозможна индивидуальная. работа и дифференцированный. подход к ученикам, главное «зло»- дремлющие мозги.
Проблемного изложения
Деятельность учителя: не объясняет новый материал, а организует решение проблемного вопроса, задачи или задания.
.«+» интерес к учебе, активность, самостоятельность;
«-» слабая управляемость мыслительным процессом, затраты времени (неизвестно сколько времени уйдет на решение проблемы у учеников)
Частично-поисковые
Исследовательские
По дидактическим целям
Методы изучения новых знаний
Методы закрепления знаний
Методы контроля
По месту в структуре деятельности (Юрий Константинович Бабанский)
Методы организации и осуществления деятельности
Методы стимулирования и мотивации деятельности
Методы контроля и самоконтроля за учебно-познавательной деятельностью
Наглядные методы в ознакомление детей с природой
Игра «Угадай-ка»
По картинки определить какому виду картин относится.
Практические методы ознакомления детей с природой
Проверка усвоений лекций
«МАЯТНИК НАСТРОЕНИЯ» ИЛИ «КАРТИНА НАСТРОЕНИЯ»
Подобрать картинку (в цвете, черно- белая, грустная, вызывающая радость). Предложить студентам подобрать картинки из журналов, газет.
VI. Объяснения домашнего задания
Знать материал лекций
Әдебиет/ Литература/ Literature:
Как знакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.
Бибикова В. И др. «Зеленые оазисы дома и на работе», Мн., Полымя, 1984 г.
Верзилин Н. «Путешествие с домашними растениями», Л., Детская литература, 1965 г.
Залетаева И. «Книга о кактусах», М., Колос, 1974 г.
Кутас Е. «Комнатные растения», Мн., Ураджай, 1993 г.
Махлин М., Солоницина Л. «Аквариум в школе», М., Просвещение, 1984 г.
Сааков С. «Оранжерейные и комнатные растения», Л., Наука, 1983 г.
Саурова В. и др. «Зимний сад», Мн., 1991 г.
Цирлинг М. «Аквариум и водные растения», С-П., Гидрометеоиздат, 1991 г.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -М., 1999.
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,1980.
Тема: Методы ознакомления дошкольников с природой.
План:
Общая характеристика методов ознакомления детей с природой Сущность методов ознакомления с природой, их виды.
Классификация методов, их значения
Наглядные методы в ознакомление детей с природой
Практические методы ознакомления детей с природой
Методы обучения – это способы (пути) осуществления учебно-познавательной деятельности; это упорядоченная взаимосвязанная деятельность воспитателя и ребёнка, направленная на рещение задач деятельности
В каждом методе различают внутреннюю и внешнюю стороны.
Внешняя сторона – это система способов действий рнбёнка и взрослого.
Внутренняя – психические познавательные процессы, которые лежат в основе тех или других спсобов действий
В структуре методов выделяются приёмы.
Метод направлен на решение общей учебно-познавательной задачи в целом, а приём – на решение более частной задачи.
Приём – элемент метода, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, если метод небольшой по объёму или простой по структуре.
Чем разнообразнее и богаче приёмы, составляющие метод, тем успешнее решаются задачи учебно-познавательной деятельности.
Приём в отдельных случаях может выступать как метод (в беседе вопросы – приём, метод при организации режимных процессов)
Метод и приём могут меняться местами. Например, воспитатель ведёт изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание детей на наглядный материал. Такая работа с наглядным материалом выступает как приём. Если же на занятии используется картина или модель, то объяснение выступает уже не как метод, а как приём.
Строго научной классификации методов нет, поскольку наука педагогика не может найти одного основания для классификации всех методов.
Поэтому существует несколько классификаций по различным основаниям.
По источнику знаний:
Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
II. По характеру познавательной деятельности (Исаак Яковлевич Лернер, Михаил Николаевич Скаткин)
Объяснительно-наглядные
Деятельность учителя: преподносит материал в готовом виде.
Деятельность ученика: слушают, понимают, записывают, запоминают, возвращают в том же виде.
«+» чрезвычайно экономит время и силы,
«-» ориентация на среднего ученика, невозможна индивидуальная. работа и дифференцированный. подход к ученикам, главное «зло»- дремлющие мозги.
Проблемного изложения
Деятельность учителя: не объясняет новый материал, а организует решение проблемного вопроса, задачи или задания.
.«+» интерес к учебе, активность, самостоятельность;
«-» слабая управляемость мыслительным процессом, затраты времени (неизвестно сколько времени уйдет на решение проблемы у учеников)
Частично-поисковые
Исследовательские
По дидактическим целям
Методы изучения новых знаний
Методы закрепления знаний
Методы контроля
По месту в структуре деятельности (Юрий Константинович Бабанский)
Методы организации и осуществления деятельности
Методы стимулирования и мотивации деятельности
Методы контроля и самоконтроля за учебно-познавательной деятельностью
Появление каждой новой группы методов означает, что человечество нашло и пытается освоить ещё одну неиспользованную область возможностей. Опора на слово, попытки формирования мотивации, идея развития ребёнка – всё это значительные вехи в истории развития науки о процессе обучения – педагогике.
Исходя из этого можно сделать выводы, которые могут быть полезными в практике:
Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объёме.
Ввиду того, что ни один метод не является универсальным, хороших результатов можно добиться только при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.
Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, т.е. систему методов.
При выборе методов обучения следует руководствоваться возрастными особенностями ребенка. Для детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром используют наглядные, практические, словесные методы, как наиболее эффективные для этого возраста.
1. Наглядные методы основываются на специальном наглядном материале и пособии. Наглядные методы могут быть кратковременными (наблюдения за объектами природы, животными) и длительными (наблюдение за ростом растений, за сезонными изменениями). Наглядные методы – это не только наблюдения, к ним так же относят рассматривание картин и иллюстраций, демонстрацию кинофильмов и диафильмов.
2. Практические методы основаны на том, что ребенок может сделать сам. К практическим методам можно отнести:
Моделирование (создание дневников наблюдений, гербарий, создание муляжей и др.)
Трудовая деятельность в природе (полив растений, окучивание растений, посадка растений, уход за животными, уборка участка от листьев, снега и т.д.)
Игровая деятельность. Это различные игры настольно-печатные, ролевые, дидактические, подвижные, которые, так или иначе, связаны с экологическим воспитанием.
Эксперименты и опыты.
3. Словесные методы. Это чтение художественной литературы, рассказ взрослого, беседа на экологическую тематику.
Эти методы помогают сделать процесс обучения доступным для дошкольников, интересным и эффективным.
К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация кинофильмов, мультимедийные презентаций и телефильмов.
В детском саду использование этих методов позволяет решить разнообразные задачи уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать у детей эстетическое восприятие.
ОСОБЕНОСТЬ Иллюстрированные пособия используются для ознакомления детей с природой в тех случаях, когда предметы и явления её не доступны для непосредственного наблюдения. Иллюстрации нужны для уточнения и расширения детских представлений о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе и т.п. Картины, диафильмы, кинофильмы, отображающие природу, должны вызвать у детей чувственное восприятие, близкие к восприятию действительности.
Картины должны быть выполнены художественно, и иметь крупные размеры. Они дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений, например, с дикими зверями, животными некоторых стран, детей можно познакомить лишь через картины.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические, сюжетные, предметные и художественные картины, книжная графика.
Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.
Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления.
Пример: Так, после наблюдения за кошкой проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т.д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задаёт, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерсть у кошки? Чем заняты котята? Что делает котёнок, который лежит возле кошки? Почему они ходят тихо, неслышно? и т.п.
В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний детей. Это даёт возможность вывести их за пределы непосредственного опыта. Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знания детей, в беседах, рассказах о природе.
В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию воспитатель подбирает серию картин, организует рассматривание и анализ каждой картины. Затем воспитатель проводит сравнение серии картин по выделенному существенного в явлении, например, для формирования понятия «Осень», следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение природы: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем воспитатель подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к её концу? Почему произошли эти изменения?» Воспитатель предлагает сравнить состояние растений, изображённых на картинах.
Затем, обращая внимание детей на изменения в жизни животных, воспитатель направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелётные птицы? Почему они улетают? и т.д.
Можно широко использовать такие художественные картины, как «Сирень», «Золотая осень» И.Левитана; «Грачи прилетели» А.Саврасова; «Зелёный шум» А.Рылова; «Маки» П.Кончаловского; «Зима» И.Шишкина; «Домашние животные» А.Пластова и др.Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.
Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задаёт вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, воспитатель предлагает придумать название к ней.
Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки и поэтических произведений.
В работе по ознакомлению детей с природой используются также книжная графика (иллюстрации Е.Бианки, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, А.Костровой, Г.Никольского, А.Келейникова, Н.Басмановой, Я.Ярбусовой и др.).
При ознакомлении детей с природой в детском саду использование диапазитов, диафильмов и телефильмов формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Диафильмы могут быть использованы в работе со всеми группами. Показ отдельных кадров сопровождается рассказом воспитателя или чтением имеющегося в диафильме текста. Для ознакомления детей могут быть использованы следующие диафильмы: «Растения в разные времена года», «Охрана природы», «Животные – обитатели суши и водоёмов», «Малыши зоопарка» В.Чаплина, «Медвежонок», «Кто как зимует», «Кто как лето проводит» - авторы Г.Скребицкий и В.Чаплина. «В лесу» - автор Геннингс.
По статичности изображения приближаются к дидактическим картинкам. Но они так же, как картины, дают возможность показать явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений, а также для их конкретизации, расширения и обобщения.
Сюжетные диафильмы, кинофильмы, телефильмы вызывают у детей особый интерес в связи занимательностью сюжета. Это способствует активному восприятию знаний, вызывает особое отношение к событиям на экране. Сюжетные диафильмы, кинофильмы и телефильмы используют с разными целями: для конкретизации знаний, выделения более существенных черт, характеризующих то или иное явление, расширения знаний, формирования бережного отношения к природе.
К просмотру фильма детей необходимо заранее готовить. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, им дают задание, на что обратить внимание при просмотре фильма. После первого просмотра проводят беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов.
После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. С этой целью проводят проверочные беседы, рисование на тему просмотренного фильма. Проведённая таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.
Методика работы с фильмами
К просмотру фильма детей необходимо заранее готовить. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма.
Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, им дают задание, на что обратить внимание при просмотре фильма.
После первого просмотра проводят беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов.
После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. С этой целью проводят проверочные беседы, рисование на тему просмотренного фильма.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать неозвученные фильмы, сопровождая их словом воспитателя. В начале используют диапозитивы и диафильмы. Их просмотр лучше организовать в замедленном темпе, вернуться к некоторым кадрам, показать выборочно те, которые наиболее важны.
Просмотр диапозитивов, диафильмов подготавливает детей к восприятию озвученных кинофильмов. К их просмотру можно переходить в средней группе. Так же как и в младшей группе, просмотр сопровождается словом воспитателя.
Озвученные фильмы подбираются короткие. Перед просмотром воспитатель проводит подготовительную работу, а именно: организует наблюдения, экскурсии, связанные с содержанием фильма, читает детям книгу.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы. Так же как и в средней группе, детей готовят к их восприятию: непосредственно перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание детей к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы дети задают вопросы, ответы на которые предлагают найти в ильме.
После просмотра проводится беседа, цель которой – выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Поскольку после первого просмотра, как правило, многие важные моменты не воспринимаются детьми, организуется повторный просмотр, также с предварительной беседой.
Далее необходимо продолжать работу по освоению содержания фильма, используя пересказы воспитателя, рисование, рассказы о наиболее ярких эпизодах. В заключение проводится итоговая беседа. Важно помнить, что просмотр кинофильмов должен входить в систему методов ознакомления детей с природой, а не организовываться от случая к случаю.
Применяя кинофильмы на занятиях, необходимо соблюдать определённые требования. Фильм не должен быть продолжительным, как правило, в детском саду используются одночастные фильмы продолжительностью не более 10 минут или фрагмента из них.
Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются различные виды моделей:
Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий в миниатюре водоем. Самой простой предметной моделью является заводная игрушка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении объекта.
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения объектов представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета, можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т.д.
Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных объектов и явлений. Предметом такой модели могут служить календари погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.дОбучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:
1) предлагаем детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели;
2) организуем сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, последовательно отбирает и выкладывает на панно модели, заменяющие признаки изучаемых объектов;
3) увеличиваем количество сравниваемых объектов до трех - четырех и продолжает обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
4) осуществляем руководство самостоятельным созданием моделей элементарных понятий таких, как: «рыба», «птицы», «домашние животные», «дикие животные», «растения», « живое», «неживое» и т.д. (3).Лучшим результатом работы по моделированию можно считать такой, когда ребенок начинает сам придумывать модели как и конические, так и произвольные (знаки, похожие на обозначаемый объект; знаки, не имеющие сходства с предметом) обосновывает способы их использования.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы
Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения
Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ
Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда.
Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца.
Календарь наблюдений за птицами
Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия.
Предметное моделирование различных объектов природы.
Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения.
Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.
С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре, либо другим способом).
Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая.
В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве.
Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение горных животных. Нападение хищника на жертву в природе видеть практически невозможно (а дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным.Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания
2.
Поисковая деятельность
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами "живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.
Например, чтобы дети увидели, как птица реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик, звонить в колокольчик. Дошкольники по поведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши и она хорошо слышит (хотя и отсутствуют наружные ушные раковины).
Можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому полезно познакомиться с их свойствами. Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри. Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем - след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям.
Интересные опыты проводят с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц, причем со временем разница между ними будет возрастать: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень); в банке без воды луковица останется почти неизменной. С детьми средней группы опыт с луком можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку расположить в темном месте, а другую оставить на подоконнике. В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью нормально - в теплом помещении на окне.
В подготовительной к школе группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство - в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде.
Таким образом, элементарные опыты - это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчетливо проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания.