Итоговая практико-значимая работа по теме «Использование специальных приемов и средств обучения в работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталости на уроках чтения и развития речи».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра дефектологии
ИТОГОВАЯ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА
Тема: «Использование специальных приемов и средств обучения в работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталости на уроках чтения и развития речи».
Выполнила:
слушатель (ница) курсов повышения квалификации по программе
«Коррекционная направленность образовательного процесса детей
с умеренной степенью умственной отсталости»
Гребиняк Елена Петровна
Московская область, Солнечногорский район, Берсеневская школа интернат, учитель надомного обучения
Научный руководитель:
к.п.н., доцент,
Крутякова Евгения Никитична
Москва, 2015 г.
Последние два десятилетия отмечается принципиальное изменение в отношении широкой общественности и педагогической науки к такой сложной категории детей и подростков, как лица с умеренной степенью умственной отсталости. Все чаще такие ученики обучаются по программе школ VIII вида, а не пребывают в учреждениях социальной защиты населения. Несомненно, это является определенным достижением отечественной коррекционной педагогики и следствием вступления в силу новых законодательных актов: Федерального закона от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона от 29.12.12 г. «Об образовании», который действует в настоящее время в новой редакции от 13.07.15г. Так, в частности, Исаева Т.Н. и Капланская Е.И. в своей работе «Учебные планы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» отмечают, что «происходят значительные преобразования в организации, содержании обучения и воспитания умственно отсталых детей».
Глава 1 ст.2 (16) ФЗ «Об образовании» дает определение обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья – «Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Статья 26 называет средства обучения и воспитания – это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Статья 27 провозглашает инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Статья 28 определяет адаптированную образовательную программу для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Адаптированная образовательная программа обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В связи с вступлением в силу этих законодательных актов стала актуальной задача разработки конкретных программ и методик для работы с детьми, имеющими умеренную степень умственной отсталости. Стало очевидно, что дети этой категории при правильной коррекционно-развивающей работе способны к обучению, но требуют особых подходов для осуществления образовательных целей. Это наглядно показано, в частности, в книгах А.Р.Маллера «Ребенок с ограниченными возможностями»(1996 г.) и «Социальное образование детей с нарушениями интеллекта» (2015 г.) Рассматриваются различные аспекты процессов социализации детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в учреждениях образования, соцзащиты и в семье. Автором подчеркивается важность формирования коммуникативных навыков, бытовой адаптации, т.е. жизненной компетенции, а также возможные пути занятости этой категории инвалидов.
Очевидна невероятная трудность поставленных перед коррекционной педагогикой задач, поскольку ранее подавляющее большинство таких детей попросту не обучалось. В своей работе «Психология умственно отсталого школьника» (1986 г.) Рубинштейн С.Я. отмечал, что мотивационно-потребностная сфера умственно отсталых школьников находится в начальной стадии становления, а их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности. Процесс обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости осложняется также особенностями их внимания, так как оно преимущественно непроизвольно, характеризуется небольшим объемом и неустойчивостью, а в ряде случаев – трудной переключаемостью. Многими исследователями подчеркивалась ведущая роль обучения в развитии психики детей-олигофренов, а педагоги – практики накапливали постепенно интересный опыт успешного обучения детей этой категории. Среди них Н.С.Жукова, Е.В.Мазанова, О.И.Крупенчук, Нуриева Л.Г. и другие.
Учитывая наш собственный опыт преподавания в школе VIII вида, можем подтвердить, насколько актуальна проблема обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости в настоящее время, в частности, в нашей Берсеневской школе Солнечногорского района Московской области. В каждом классе нашей школы есть дети с диагнозом F-71, которые с разной степенью успешности обучаются по общей программе для школ VIII вида с использованием индивидуального подхода педагогом. Возможность их обучения определяется целым рядом объективных и субъективных причин, среди которых хочется отметить общий культурно-образовательный уровень семьи такого ребенка. Наличие любящих и образованных родителей, заботливых и ответственных бабушек и дедушек, здоровых братьев и сестер, заинтересованных в максимальном развитии умственно отсталого ребенка, многократно повышает шансы получения качественного образования даже у очень интеллектуально слабых детей. И, наоборот, в неблагополучных семьях дети с легкой степенью умственной отсталости зачастую учатся с гораздо меньшим успехом. Это неоднократно подчеркивал в своих работах А.Р.Маллер, утверждая, что умственно неполноценный ребенок может и должен быть обучен в пределах его индивидуальных возможностей, а также хорошо воспитан и социально адаптирован. Общемировой опыт обучения таких лиц в Европе, Австралии и Америке подтверждает, что главной целью обучения таких людей является достижение ими определенной жизненной компетенции, позволяющей им с достаточной степенью успешности влиться в социум, т.е. благополучно сосуществовать в обществе с другими людьми, по возможности принося пользу и не быть отвергнутым ближайшим окружением. Некоторые ученики нашей школы, в частности, с умеренной степенью умственной отсталости, после ее окончания успешно трудятся в семье, выполняя несложную бытовую работу, помогают ухаживать за престарелыми родственниками и маленькими детьми, с удовольствием заботятся о домашних животных, делают небольшие ежедневные покупки в магазинах. Есть опыт работы на общественных началах и под руководством взрослого в учреждениях соцзащиты и в православном храме. Если в целом самостоятельная жизнь и работа таких людей невозможна, то тем более ценна возможность максимально использовать их потенциал в таких случаях, когда их силы и способности служат на пользу обществу. Это повышает их личностную самооценку, мотивирует к дальнейшему развитию, вносит разнообразие и радость в их зачастую однообразное существование в стенах своей квартиры, приносит невероятное удовлетворение их родителям, бабушкам и дедушкам. Наличие в социуме такого опыта исключительно важно для тех родителей, чьим детям диагноз F -71 был поставлен совсем недавно, ведь наличие такого диагноза является сильнейшим стрессом для семьи. Знания о взрослых людях с подобными проблемами помогает таким семьям выдержать этот жизненный удар и сосредоточить свои силы на помощи и поддержке маленького члена семьи с трагическим диагнозом. Таким образом, у нас не вызывает сомнения возможность и необходимость обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости в современных условиях. Но очевидно, что содержание образования таких детей должны быть несколько иным, чем у детей с более легкой степенью умственной отсталости, т.е. оно должно быть адаптировано к возможностям этой категории детей. Иными должны быть и средства и приемы обучения, что обусловлено своеобразием их образовательных потребностей. Считаем одной из серьезных трудностей в обучении детей этой категории отсутствие учебников, специально написанных для таких людей. Педагоги-практики используют с целью обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости учебники для детей с легкой степенью интеллектуального дефекта, что представляется нам не вполне правильным, поскольку их содержание зачастую недоступно рассматриваемой категории детей. педагогу приходится выполнять очень большой объем работы для подготовки к каждому уроку, самому определять и формулировать необходимый объем материала, изготавливать наглядные пособия, практическим путем постепенно нащупывая эффективные приемы обучения. Хочется надеяться, что так будет не всегда, и в будущем появятся учебники для школ VIII вида, где будут учтены потребности умственно отсталых детей с умеренной степенью интеллектуального дефекта. Нам представляется разумным наличие в таком учебнике глав и тем, изучение которых является обязательным для всех учащихся наших школ, и наличие таких разделов, которые будут изучаться в зависимости от контингента конкретного класса на усмотрение учителя.
Таким образом, мы полагаем целью настоящей работы предположение (гипотезу) о том, что использование специальных приемов и средств обучения на уроках чтения и развития речи позволяет сформировать правильные представления об окружающем мире у детей с умеренной степенью умственной отсталости.
Учитывая особенности познавательной деятельности школьников с умеренной степенью умственной отсталости и проанализировав опыт преподавания на уроках чтения в 5 классе у детей этой категории, мы предположили следующее:
Использование специальных приемов (динамические паузы с имитацией характера движения персонажа, с имитацией темпа движения, использование игрушечных аналогов предметов окружающего мира, краткие беседы о личном опыте ребенка в сравнении с ситуацией в художественном тексте) позволяет сформировать положительную мотивацию к чтению текстов художественной литературы и способствует формированию правильных представлений о предметах и явлениях окружающего мира».Предварительные выводы по материалам практической части :Использование кратких (1-2 минуты) динамических пауз с имитацией характера движения персонажа, с имитацией темпа этого движения, использование специальных средств обучения( иллюстрации на различных носителях, игрушечные аналоги предметов окружающего мира), беседы о личном опыте ребенка в сравнении с ситуацией в художественном тексте являются актуальными для учеников школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку их представления об окружающем бедны и фрагментарны, а мотивация к обучению и познавательный интерес снижены.
Использование названных выше приемов и средств обучения способствует повышению мотивации к чтению текстов художественной литературы, расширению познавательных интересов, положительному отношению к обучению в целом.
В результате систематического использования приемов и средств, указанных выше, происходит обогащение представлений о предметах и явлениях окружающего мира у детей с умеренной степенью умственной отсталости. Представления детей становятся более правильными, соответствующими действительности.
Происходит эффективное обогащение лексикона детей с умеренной степенью умственной отсталости.
Происходит положительное воспитательное воздействие на личность ребенка средствами художественной литературы в результате более полного усвоения смысла изучаемых произведений.
Происходит снижение интеллектуального и физического утомления на уроке в результате использования разнообразных движений во время динамических пауз, смены поз, эмоционального общения с педагогом, что особенно важно для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая часть
Конспект урока чтения в 5 классе школы VIII вида (обучение на дому).
Выполнила: учитель Гребиняк Елена Петровна
Тема: Сказка В.Катаева «Цветик –семицветик».
Дидактические цели:
Знакомство с художественным текстом сказки.
Пополнение словарного запаса.
Уточнение лексического значения некоторых глаголов.
Совершенствование интонационной стороны речи при чтении.
Воспитательные цели:
Формирование положительных нравственных качеств (умения дружить, эмпатии, умения сопереживать беде другого человека).
Оборудование:
учебник чтения для 5 класса для специальных (коррекционных ) школ VII вида, авторы–составители И.М.Бгажнокова, Г.В.Савельева,
настоящая баранка,
шаблон «лепесток» для вырезания цветка,
игрушка маленькая пластмассовая - белый медведь,
печатные иллюстрации «На Севере», «Белые медведи», «Цветик-семицветик».
Ход урока.
Вступительная часть. Приветствие, повторение пройденного материала( выразительное чтение стихотворения О.Высотской «Над рекой, над Окой»).
- Что надо сделать для того, чтобы получить желанную профессию?
- Какая профессия нравится тебе?
2. – Знаешь, как называется то, что лежит на блюдце? Это баранка. Похожа на сушку, но больше. Покажи руками, какую форму имеет баранка? Сегодня мы будем читать сказку, которая так и начинается – девочка пошла в магазин за баранками. Прочитай название сказки («Цветик-семицветик»), а я начну читать тебе первый абзац. Внимательно слушай и скажешь мне потом, сколько баранок купила Женя?
3. Чтение текста учителем. Беседа по содержанию.
4.Физкультминутка: девочка бросилась догонять собаку (по содержанию прочитанного отрывка сказки).
- Как ты думаешь, «бросилась догонять» - это девочка бежала быстро или медленно? А ты умеешь так быстро бегать, чтобы кого-нибудь попробовать догнать? Попробуй пробежаться так быстро, как будто хочешь кого-то догнать!
(Можно включить запись веселой динамичной музыки приблизительно на 30 секунд).
5. –Читаем дальше. Внимательно слушай, какие волшебные слова надо было сказать девочке, чтобы ее желание исполнилось?
6.Физкульминутка: как девочка потянулась за любимой маминой вазой?
(Имитируем движения-тянемся вверх то левой, то правой рукой).
7.- Что обозначает выражение «бережно оторвала»? Можешь ли ты бережно оторвать лепесток от нашего цветика-семицветика? (Отрываем лепесток от бумажного цветка). А теперь попробуй вырезать лепестки по шаблону и наклеить их на лист, чтобы цветок получился точно такой, как в сказке. Назови цвета лепестков.
8. – Давай послушаем, что было дальше. (Чтение сказки до конца). Беседа по содержанию.
- Кто напугал Женю на Северном полюсе? Посмотри, какой у нас есть игрушечный медведь! А вот как выглядит Север на фотографиях. Покажи, какой величины настоящий белый медведь? Давай попробуем ходить, как
он!
9. Физкультминутка «Медведь». (Ходим по кругу вперевалку).
10. –Как ты думаешь, какое желание Жени было самое правильное? Чему учит нас эта сказка? За хорошую работу тебе волшебная баранка, а маме- аппликация «Цветик – семицветик». Прочитай маме дома эту сказку еще раз и постарайся ответить на вопросы в конце текста.
Учитывая своеобразие познавательной деятельности детей с умеренной степенью умственной отсталости и проанализировав опыт работы по обучению чтению детей этой категории, мы сформулировали ряд рекомендаций по реализации некоторых приемов обучения чтению, способствующих более полному и осознанному усвоению прочитанного. 1.Обучение чтению ребенка с умеренной степенью умственной отсталости – длительный и трудоемкий процесс. Нередко совершенствование навыка сознательного самостоятельного чтения, формирование правильной мотивации к обучению продолжается очень длительно, все годы школьного обучения. Поэтому родители и другие близкие, занимающиеся с ребенком чтением, должны запастись терпением и настойчивостью. Опыт обучения чтению детей с умеренной степенью умственной отсталости показывает, что эти дети могут хорошо читать и правильно понимать прочитанное, проявлять интерес к чтению художественной литературы при правильной, планомерной и настойчивой коррекционно-воспитательной работе в этом направлении.
Ш.А. Амонашвили в своих выступлениях для родителей неоднократно подчеркивал важность медленного семейного чтения. При этом Ш.А.Амонашвили ссылался на мнение академика Д.Лихачева. Если так важна семейная атмосфера любви к книге для здорового ребенка, то еще более нуждается в ней ребенок с умеренной степенью умственной отсталости. Безусловно, для создания такой благотворной атмосферы родители должны обладать достаточно высоким уровнем образования и культуры. В любом случае обязанность учителя – способствовать созданию такой атмосферы в семье. Нередко родители умственно отсталого ребенка с воодушевлением принимают рекомендации учителя читать дома вместе с ребенком, обсуждать прочитанное, что является хорошим стимулом для школьника совершенствовать свои читательские умения.
2. Задача учителя ребенка с умеренной степенью умственной отсталости – сделать чтение привлекательным занятием. Это непросто, но необходимо и возможно. Использование специальных приемов (например, динамических пауз с имитацией движений героя рассказа или сказки) позволяет точнее понять семантическое значение новых для ребенка слов, способствует более полному и осознанному пониманию текста в целом, эмоционально окрашивает занятие чтением.
3. Использование разнообразных движений во время динамических пауз позволяет избежать переутомления на уроке чтения, способствует правильному физическому развитию, улучшает настроение ребенка. Все это актуально для работы с этой категорией детей, т.к. они часто неловки в движениях, склонны к полноте, имеют сниженный фон настроения.
4. Запоминание содержания текста у ребенка с умеренной степенью умственной отсталости происходит быстрее и качественнее, если используются разные анализаторные системы в различных сочетаниях. Например, смысловое содержание глаголов, наречий с использованием движения при объяснении нового материала усваивается легче. Предъявление натурального предмета (цветок, фрукт, шишка, камень и др.) для рассматривания, осязания или обоняния облегчают формирование понятия.
5. Хорошее овладение чтением у ребенка с умеренной степенью умственной отсталости способствует совершенствованию всего процесса обучения, а значит, носит коррекционно-развивающий характер, способствует формированию положительной мотивации к обучению, повышению эмоционального фона настроения учащихся.
Вывод: Наш опыт практического преподавания чтения детям с умеренной степенью умственной отсталости показывает, что использование специальных приемов и средств обучения помогает сформировать правильные представления об окружающем мире и уточнить семантические значения слов у детей этой категории.
Список использованной литературы
Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г. М. Дульнева. - Москва, Педагогика,1971г.
Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. –Санкт-Петербург, «Литера», 2014 г.
Мазанова Е.В., Учусь работать с текстом. Издательство «Гном», 2014 г.
Маллер А.Р. «Ребенок с ограниченными возможностями»(1996 г.)
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - Москва, Педагогика, 1988.
Маллер А.Р. Социальное образование детей с нарушениями интеллекта (выраженная интеллектуальная недостаточность). Издательство «Педагогическое общество России», 2015г.
Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития. - Москва, Педагогика, 1985г.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.