Урок «Обогащение пассивного словарного запаса учащихся с сенсомоторной алалией через обучение глобальному чтению»
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
ОБОГАЩЕНИЕ ПАССИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ С СЕНСОМОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
Учитель надомного обучения: Попова Т.Л.
Смоленск 2012
1. Теоретические основы сенсомоторной алалии.
Вековая история изучения алалии, как типа недоразвития речи еще не полностью изучена и сегодня. Более того, само понятие «алалия» много раз поддавалось переосмыслению и трансформации. До сих пор ученые ведет спор по вопросу терминологии и методики коррекционных воздействий при алалии. Большинство исследователей под алалией подразумевают недоразвитие речи или ее отсутствие, вследствие поражения речевой зоны коры головного мозга на раннем этапе развития малыша или еще внутриутробно.Алалия – это системное недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты речи: лексико-грамматический строй фонетико-фонематическая сторона Буквально весь процесс становления речи при таком нарушении проходит в условиях патологических состояний центральной нервной системы.По степени выраженности языкового недоразвития и по своим проявлениям, алалия неоднородна. Разные критерии дифференциации форм патологии позволили ученым медикам создать пару классификаций.Особое распространение получила клиническая классификация патологии, где в основе лежит критерий учета локализации поражений головного мозга. Моторная алалия – это нарушение речедвигательного анализатора в центральном отделе головного мозга. Сенсорная алалия – поражается центральный отдел речеслухового анализатора, при этом страдает задняя треть височной извилины – центр Вернике. Сенсомоторная алалия – она сочетает признаки сенсорной и моторной алалии.Коррекционная работа – это трудоемкий и длительный процесс, который включает в себя разного рода направления, что необходимо для достижения обучающих, воспитательных, коррекционный и развивающих целей. Это развитие интеллекта, формирование речи, обогащение словарного запаса, развитие моторики, формирование элементарных математических представлений и многое другое. Проводится комплексная системная работа, как над речью, так и над личностью в целом. Необходимо при этом учитывать закономерность строения системы языка и развития речевых функций.Вся коррекционная работа направлена на создание механизма речевой деятельности: формировать мотив; формировать коммуникативное намерение; выполнять лексическую разверстку; осуществлять внутреннюю программу высказываний; делать отборы лексико-грамматических средств; реализовать грамматическое структурирование. Самое важное направление в работе с алалией – это развитие произвольного действия, которое совмещено с речью. Но данная работа практически невозможна при наличии у ребёнка синдрома РДА.Ранний детский аутизм (РДА) является особой аномалией психического развития, при которой прежде всего нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. При аутизме на самых ранних этапах речь развивается нормально, и ребенок по темпу ее развития иногда даже обгоняет здоровых сверстников. Затем в возрасте 1,5-2 лет она утрачивается, ребенок перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне. Утрата речи всегда сочетается с потерей выразительного жестикулирования и имитационного поведения. Ребенок с аутизмом не выполняет простых инструкций, хотя понимает обращенную речь. Для детей с РДА характерны резкое ограничение речевого контакта вплоть до полного мутизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей.
2. Характеристика учащегося.
Характеристика
ученика 1 класса надомного обучения
ОГОУ Смоленской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Степанова Михаила Валерьевича 23.12.2000 г.р.,
проживающего по адресу: г. Смоленск, ул. Нахимова, д.29, кв. 113.
Мальчик обучается в школе с 2009 года. Единственный ребёнок в полной семье:
мать - Степанова Марина Витальевна,
отец - Степанов Валерий Валентинович. Оба имеют высшее образование. Материальное положение и жилищные условия в семье хорошие.
За 2010 – 2011 уч. год Миша показал некоторые результаты по предметам.
По чтению узнаёт и показывает пройденные буквы, с трудом, но складывает слоги и слова; учитель называет определённый слог или слова. Миша находит и показывает их. Читать не умеет из-за отсутствия речевого общения.
По письму научился самостоятельно обводить изображение, писать по контуру, по точкам и пунктирам.
Производит определённые манипуляции с цифрами в пределах 5 (разложить по порядку от 1 до 5, показать цифру, подобрать количество предметов, узнать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Не всегда правильно дифференцирует понятия пространственные и временные. Миша различает основные цвета: красный, зелёный, синий, жёлтый, когда взрослый отождествляет их с предметом («Возьми зелёный огурец»). Действия сложения и вычитания, простые задачи выполняются с помощью и с трудом.
Миша любит уроки ППД, рисования, труда. По рисованию может закрашивать крупное изображение, но зрительный контроль за зрительными движениями быстро утрачивает; необходимо постоянное напоминание и похвала. При работе с пластилином трудности представляет скатывание шара в ладонях.
На индивидуальных занятиях Миша не всегда внимательный, отвлекается, вскакивает с места. Для него характерна быстрая утомляемость, малая подвижность, пресыщаемость деятельностью.
Трудности в познавательной деятельности вызывают у мальчика аутоагрессию (кусает свои руки и кричит, но тут же заглядывает в глаза, берет руку взрослого и гладит по своей голове).
Миша сам обслуживает себя в туалете, моет и вытирает руки, застегивает пуговицы, липучки. Самостоятельно одевается, обувается, кушает ложкой и вилкой; избирателен в еде.
Целенаправленная деятельность требует постоянной помощи и контроля со стороны взрослых.
Мальчик осваивает программу обучения грамоте, но для достижения больших результатов необходимо опираться на знания ребёнка об окружающем мире. В следствии заболевания ребёнок имеет крайне узкие представления (его пассивный словарь очень беден). Поэтому с целью расширения представления об окружающей действительности была предпринята попытка обучения ребёнка глобальному чтению.
3. Обучение глобальному чтению.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и элементарное мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память; пассивный словарь.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.
Этапы работы:
Работа с DVD пособием «Говорим с пелёнок» (3 раза в день по 3 дня).
Данная интерактивная программа "Говорим с пеленок" - это пособие по речевому развитию малыша. Включает в себя три раздела: "Слова", "Словосочетания" (первый диск) и "Предложения" (второй диск). Каждый раздел содержит определенное количество уроков продолжительностью от 15 секунд до 5 минут.
Рекомендуем начать заниматься с раздела "Слова", который готовит к восприятию дальнейшей информации. На этом этапе можно будет объяснить ребенку значения незнакомых слов. Один урок состоит из пяти слов и длится не более 15 секунд. Слова сменяются яркими картинками и фотографиями, что позволяет удерживать внимание ребёнка на протяжении всего урока.
В основу раздела "Словосочетания" легли 30 слов-существительных: предметы и явления, окружающие ребенка. К каждому слову подобраны по 10 определений, порою характеризующие предмет с неожиданной стороны.
Понять смысл каждого определения помогут короткие мультфильмы. Мультики также позволяют малышу перенести данное определение на другое похожее явление. Например, понятие "хрупкий" относится к понятию "стеклянный" и "легко ломающийся". Следовательно, хрупкими можно назвать предметы из стекла (ваза, бокал) и легко ломающиеся предметы (печенье, бумажный кораблик). Задача учителя и родителей - помочь ребёнку найти как можно больше ассоциаций к определениям.
"Предложения" - третий раздел пособия. Он включает 58 уроков, каждый из которых содержит по 5 предложений или текстов и роликов к ним.
Все предложения и тексты - из классической детской литературы. В этой части диска использованы отрывки из произведений В.Бианки, Н.Сладкова, С.Аксакова, Н.Некрасова, С.Есенина, А.Пушкина, С.Маршака, С.Михалкова, Н.Сладкова, К.Паустовского, М.Пришвина, А.Барто, И.Бунина, М.Грозовского и других детских писателей и поэтов. Раздел "Предложения" наполнит речь малыша эпитетами, метафорами, сравнениями.
Чтобы выбрать нужный урок, нужно нажать на соответствующий номер или тему занятия. Номера или ключевые слова уроков обозначены на сотах. Программа занятий очень проста: показывайте каждый урок 2-3 раза в день в течение 3 дней. Таким образом, ученик посмотрит каждый урок примерно 9 раз. В зависимости от особенностей детей, его настроения ежедневную норму занятий можно увеличить или уменьшить.
Для удобства можно пользоваться дневничком занятий. Отмечать галочкой каждый пройденный урок в свободных полях под названием урока.
II. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.
Хорошо начать с темы «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина».
Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.
После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие.
Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.
III. Чтение слов на карточках без картинки. Карточки большого размера (13-15 см в ширину и до 50 см в длину); шрифт на них красный и такого же цвета – контур.
IV. Показ слов по просьбе учителя. Ученик должен по просьбе учителя показать на карточку с ранее изученными с учителем словами.
В результате ОБУЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ способом ребенок умеет:
- читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного, - читать целое слово, - он может прочитывать совсем уж сложные и незнакомые слова по слогам или складам, - он распознает отдельные буквы (а также определяет, какие звуки они обозначают в данной ситуации).
- расширяется его пассивный словарь, что в дальнейшем поможет перейти к чтению традиционным способом. Так же глобальное чтение позволяет выяснить, насколько не говорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.
Другие виды работ, используемые в работе с ребёнком – алаликом.
- Использование речевых игр:
«Молоточки стучат»
Молоточки стучат: да да да,Строят дом для ребят: да да да.«Потеряли мы кота»Потеряли мы кота: та та та,Где же нам найти кота?Та та та.
«Песни животных»
Корова песенку поет: му-му,И травушку жует: (пощелкивание язычком).Собачка охраняет двор,Не пройдет туда вор: гавгав.Ослик песенку поет: иа-иа.Гуси, гуси: га-га-га,Есть хотите? Да-да-да.
Данные игры можно использовать в домашних условиях.
- Сенсорные игры
Игры с водой.
1. Выливаем, наливаем, сравниваем:
сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
наполнить бутылку до половины она будет плавать;
налить бутылку до верха она будет тонуть;
«фонтан» из бутылки.
. 2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):
тонет не тонет;
вылавливаем игрушки;
«дождь» из губки.
3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная не прозрачная.
4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холоднотепло горячо.
Растворяется не растворяется, тает не тает.
5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.
- Игры с тестом
Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).
Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки). На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.
Лепешку украшают горохом, фасолью. Ребенку дают комочек теста
оранжевого цвета «Лепим колобок» раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают:
«Колобок, колобок, румяный бок».
Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.
- Моторные игры
1. Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).
2. Упражнения с массажным шариком , грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 23 мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 46 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).
3. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
4. Занятия с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками; техника рисования пальцами.
5. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
6. Мытье посуды и уборка стола после еды прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.
- Понятия
Необходимо обращать внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра. Чтение книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
Можно давать детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.
Обсуждение с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
ДЕДУШКА
МАШИНА