доклад Повышение работоспособности на уроках сельскохозяйственного труда.

Повышение работоспособности на уроках сельскохозяйственного труда.

Для повышения работоспособности у учащихся сельскохозяйственного труда использую различные методы и приемы.
В процессе обучения формируем у учащихся такие положительные черты, как трудолюбие, дисциплинированность, бережное отношение к инструментам и оборудованию. Их словарь обогащается новыми техническими терминами и понятиями.
На уроках трудового обучения использую:
- разделение класса на группы (учащиеся с сильной и со слабой успеваемостью);
- изменение технологических процессов (например, внедрение шаблонов, выполнение более сложных действий, таких, как разметка, под руководством учителя);
- различные степени внешней регуляции действий (с технологическими картами, с последовательностью ключевых слов или с последовательностью указаний);
- дифференцированное внедрение контрольных фаз (контроль или самоконтроль).
Дифференцированный подход осуществляем путем использования:
а) индивидуальных заданий,
б) системы упражнений,
в) путем постепенного наращивания сложности заданий.
Индивидуальные задания строятся с учетом возможностей ученика выполнять то или иное задание. В мастерской имеется большое количество раздаточного материала: карточек для опроса, инструкционных, операционных, технологических карт, карточек с индивидуальными заданиями.
Использование индивидуальных заданий способствует улучшению качества знаний и умений учащихся.
В ходе практического выполнения изделий учитываются такие показатели, как скорость, темп, качество. Все учащиеся выполняют одно и тоже программное изделие, но уровень сложности изделия различный: сильным учащимся дается более сложный его вариант, более сложный вариант отделки; слабым задание облегчается.
В программе по трудовому обучению предусматривается предварительное ознакомление с новыми операциями путем выполнения их на образцах перед каждой новой комплексной темой. В дальнейшем это облегчает работу по изготовлению изделия в целом и способствует росту самостоятельности в выполнении задания.
По мере приобретения учащимися опыта и совершенствования умений и навыков будет повышаться и качество выполняемых работ. Только при длительном выполнении одной и той же операции они приобретают прочные навыки последовательного выполнения трудовых приемов, у них повышается производительность и улучшается качество выполняемых работ. Для того, чтобы не пропал интерес при выполнении одной и той же операции даю разные изделия, где используется эта операция.
Результаты показывают, что такая стратегия дифференцированной работы создает возможности для детей с умственным недоразвитием. Это сказывается на последующем их включении в трудовую деятельность.
Для лучшего усвоения программного материала проводятся комбинированные уроки, беседы – рассказы, вводные, текущие и заключительные инструктажи. Наиболее доступным оказалось поэтапное изучение приспособлений: назначение, принцип работы, основные части, правила работы, уход и соблюдение правил техники безопасности. Параллельно учащиеся приобретали такие необходимые практические знания, как определение простейших неполадок при работе инструментов и приспособлений и их устранение, основные виды регулировок, чистка и смазка. А это в дальнейшем создает хорошие предпосылки для развития работоспособности школьников, т.к они уже не подходят к учителю за помощью, а делают это самостоятельно.
Часто на уроке используем различные типы игр: уроки-соревнования, уроки - путешествия, конкурсы, викторины и т.п.
В процессе работы после изучения каждого раздела проводились итоговые занятия для систематизации у учащихся знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Чтобы учащимся было интересно заниматься повторением, вводились в урок игровые элементы: (например, решение кроссвордов, работу по карточкам); меняла виды и формы контроля, использовала тестирование.
Как правило, учащиеся с удовольствием решают кроссворды. Успешность обучения во многом определяется эффективностью организации контроля над усвоением знаний и формированием умений и навыков. В последнее время с этой целью широко использовались специальные тестовые задания и карточки – сюрпризы.
Большую роль в формировании стойкого положительного отношения к сельскохозяйственному труду как к предмету играет постоянная действующая выставка поделок из сельскохозяйственной продукции. Выставка позволяет видеть развитие умений учащихся, у самих ребят экспонаты вызывают живой интерес и желание научиться работать так же качественно. Той же цели служат ярмарки распродажи зеленого лука, рассады цветов и овощей, выращенных учащимися. Дети видят, что их изделия приносят прибыль и поэтому стараются работать еще лучше.
И, наконец, последнее. Три урока подряд – много это или мало? Если учащиеся работают в хорошем ритме – это не много. Но когда работа не вызывает у них большого интереса (а бывают и такие виды работы), то может показаться, что три часа много. Учащиеся могут уставать на занятиях, нарушается дисциплина, появляется шумок. В такие моменты целесообразно провести физкультминутку. Это хорошее средство, снимающее усталость, улучшающее настроение и повышающее трудовую активность. Но так как в мастерских учащиеся работают физически, то на уроках труда включаем минуты отдыха. На них мы проводим краткие и разнообразные беседы: об интересных и неинтересных работах, которые надо одинаково тщательно выполнять, о разных профессиях и т.д.
Большое внимание на уроках труда уделяется обучению учащегося ориентироваться в пространстве, усваивать цель и планировать ход работы, контролировать свои действия и их результаты, правильно осуществлять трудовые движения, качеству выполнения трудового задания, отработке скоростных показателей, что позволяет длительно сохранять высокий уровень работоспособности.








13PAGE 15




Заголовок 315