Роль дидактической игры в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы


Роль дидактической игры в учебно-воспитательном процессе
вспомогательной школы

Задолго то того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей.
Игровая технология, с учетом современных требований, предъявляемых к воспитанию детей, становится одной из организационных форм педагогического процесса, как бы новой его оболочкой, которая позволяет в значительной степени усилить воспитательную деятельность школы, органично включая в сферу ее влияния практически всех учащихся.
Но, к сожалению, анализ специальной документации свидетельствует о том, что игры практически не используются в школе. Поэтому на сегодняшний день проблема применения дидактических игр для воспитания и обучения школьников не только является актуальной, но и отражает реальную действительность.
Вопросам теории и практики игры уделяли внимание мыслители и педагоги, как прошлого, так и современности: Ш.А Амонашвили., Аристотель, Ф.Н Блехер., З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, А.Л Венгер., И.Кант, Я.А. Коменский, Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, М. Монтессори, П.А Рудик., Ж-Ж Руссо, А.И.Сорокина, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, С.Т. Шацкий и другие. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь воспитания (обучения) и игры. Проблемами психологии игры занимались ученые: Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин и другие.
Начнем наш анализ возможностей использования игровой технологии для воспитания и обучения умственно отсталых школьников с рассмотрения сущности игровой деятельности как таковой.
Игра – одна из сфер жизнедеятельности ребенка, подростка сливаясь с трудом, учебой, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего, гармоничного развития личности [6,с.11].
По мнению В. А.Сухомлинского «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [5,c. 28].
К.Д. Ушинский считал, что игра - это свободная деятельность дитяти, в которой формируются все стороны человеческой души, его ум, сердце и его воля.
В учебно-воспитательном процессе игровая деятельность имеет форму дидактической игры, игровой ситуации, игрового приема и игрового упражнения.
Дидактическая игра – разновидность игры с применением правил в целях обучения и воспитания детей [4,с.141].
Она является и игровым методом и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.
Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, она направлена на решение основных задач обучения и воспитания [3].
Игра занимает огромное место в системе нравственного, трудового и эстетического воспитания и выступает как средство подготовки к учебной деятельности.
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого ребенка. Использование игры формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве дидактической игрой она становится школой воспитания.
Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми доступных их восприятию и пониманию фактов, явлений. С ее помощью происходит расширение представлений об окружающем мире, развивается любознательность, потребность и осознание необходимости усвоения знаний, формирование умения распоряжаться знаниями в различных условиях. А это все содействует умственному и общему развитию.
Являясь средством умственного развития, дидактическая игра способствует накоплению чувственного опыта, развитию сенсомоторных процессов, внимания, наблюдательности, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, речи и памяти. Она привлекает детей к самостоятельному мышлению, к творческому использованию своих знаний в различных условиях жизни, а также во всех видах деятельности. Воспитывает умения выделять существенные главные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать умозаключения, развивать навыки обобщения и классификации предметов по различным признакам, а также быстроту, гибкость мышления, фонематический слух и связную речь детей [1]
Как средство коррекции дидактическая игра стимулирует физическую и психическую активности учащихся. В процессе корригируемой игры возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях, создаются благоприятные условия для исправления недостатков речи, мышления, моторики; происходит преодоление замкнутости и обособленности детей, формирования коллективистского сознания и поведения, товарищеских отношений и т.д. [2,с.57]
Из вышесказанного можно сделать вывод, что дидактические игры в работе с детьми, выполняют ряд функций: 1.Дидактическую; 2.Воспитывающую; 3.Социализирующую 4.Релаксационную
Оценивания роль дидактической игры в системе обучения детей с умственной отсталостью можно сказать, что дидактические игры дают возможность педагогу повысить уровень восприятия детьми учебного материала, разнообразят учебную деятельность, вносят в нее элемент занимательности. В ней создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
В заключении важно отметить, что педагог должен быть экспериментатором, который находчиво ищет, пробует и придумывает различные средства, методы и способы проведения дидактической игры в процессе обучения умственно отсталых школьников, с целью коррекции их познавательной, эмоционально – волевой сферы и их социализации.


Бочкарева Л. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание.- № 7.- 1987. – с.76-77.
Еременко И.Г. Олигофренопедагогика, К.: Вища школа, 1985,- 326 с.
Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уроке математики // Начальная школа.-1988.-№10 с.39- 42
Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: Пособие для учителя и воспитателя спец. образов. учрежд.; Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с.
Тюрина И.А. Игра на уроках русского языка//Начальная школа.- 2008.- №2.-с.28-31
Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск., «Нар. асвета», 1976. – 128 с.
15