Конспект урока по музыке Второе путешествие в музыкальный театр. Балет(5 класс)


Тема урока: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности в балете.
Задачи урока.
Образовательные:
Ознакомление с понятием балет и типами танцев;
знакомства с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства.
Воспитательные:
приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;
создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы  на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
развивать вокально-хоровые навыки;
расширить музыкального кругозор учащихся.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные результаты:
Узнают понятия: балет, типы танца, балет-сказка, хор ,вокализ.
Научатся определять характер и настроение музыкальных фрагментов балета П.Чайковского «Щелкунчик», выполнять творческие задания, разгадывать кроссворд.
Регулятивные УУД:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать
Познавательные УУД:
Характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения.
Учатся выделять специальную информацию из текстаКоммуникативные УУД:
Рассказывать о содержании прослушанного произведения, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.
Формирование умения грамотно строить речевые высказыванияЛичностные УУД:
учатся делиться впечатлениями о прослушанных  музыкальных произведенияхРазвитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Развитие духовно-нравственных и этических чувств.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
хоровое исполнение песни “Русская зима” Л.Олифирова ;повторение пройденного методом устного опроса, разгадывания кроссворда.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
Материалы:
слайдовая презентация;
видеофрагменты из балета “Щелкунчик”: “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;
нотный материал;
текст песни “Русская зима” Л.Олифирова ;музыкальные фонограммы.
Межредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.
Конспект урока
Этапы урокаДеятельность учителя Деятельность учениковФормирование УУД
Организационный момент Приветствие учащихся, настрой на активную деятельность на урокеПриветствуют учителя Личностные УУД
Развитие доброжелатель-ности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Актуализация темыПодводка учащихся к определению темы урока с помощью презентации Слайды1-6
Как, по-вашему, может звучать тема сегодняшнего урока?
Слайд 7
Что вы ожидаете от урока? Напишите свои ожидания на балеринах и прикрепите их за кулисами?
Учитывая ожидания детей, учитель вместе детьми формулирует цели и задачи урока Путём анализа презентации учащиеся определяют тему урока, а именно «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Записывают свои ожидания на балеринах, закрепляя их на доске, за кулисами.
Формулируют цель и задачи урока Регулятивныые УУД: Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать
Личностные УУД: учатся делиться своими ожиданиями от урока
Коммукативные УУД: Формирование умения грамотно строить речевые высказыванияЗнакомство с новой темой Начать рассмотрение нашей темы я хотела бы словами А.С.Пушкина Слайд 8
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Задание №1
У вас на столах лежат конверты с «потерявшимися» словами. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.
Выполним это задание по партам (2-3 человека).
А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Слайд 9
Задание №2 (на каждый ряд)
Обратите внимание на информацию в конце слайда, речь идёт о танцах составляющих балет – классический, характерный, пантомима, ваша задача ознакомится с понятиями, классический танец, характерный и пантомима, сложить разрезанную картинку и определить к какому танцу балета она относится. Слайд10-12
И так, сегодня на уроке, мы обратимся с вами, как вы уже догадались, к балету-сказке «Щелкунчик», музыку к которому написал П.И.Чайковский. Как вы думаете, почему «Щелкунчик» называется балет-сказка? Слайд13
Кто может рассказать краткое содержание сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Слайд14
Либретто к балету Слайд 15 «Щелкунчик» написал Мариус Петипа – солист балета, балетмейстер, педагог. Премьера состоялась в Мариинском театре 1892 году Слушают отрывок из «Евгения Онегина»
Дети составляют на партах определение балета
Дети работают в группах по рядах, анализируют информацию, склеивают картинку, защищают свою работу.
Ответы детей (потому что в основе балета лежит сказка Гофмана)
Учащиеся пересказывают сказку Личностные УУД: Развитие духовно-нравственных чувств
Познавательные УУД
Учатся работать с печатным текстом. Регулятивные УУД: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать
Познавательные УУД: Учатся выделять специальную информацию из текстаПредметные результаты: Узнают понятия: балет, типы танца.
Предметные УУД: составляют понятие балет-сказка.
Коммукативные УУД: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Работа над осмыслением содержания музыкиДавайте с вами послушаем отрывок из балета «Щелкунчик» «Сцена Битва с мышами», Слайд 16 давайте послушаем и проанализируем, какой характер музыки?
Следующий отрывок, к которому мы обратимся – это «Вальс снежных хлопьев». Слайд17
Послушайте и подумайте, в чём его особенность, возможно, вы заметите её?
Учитель подводит учащихся к мысли, что П.И.Чайковский в балете использует хор, который исполняет вокализ.
Сообщает понятие хор, вокализ. Слайд18-19 Слушание и просмотр видео: П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» «Сцена Битва с мышами»
Отвечают на вопросы, используя таблицу характеристик, аргументируя свое мнение.
Слушание и просмотр видео фрагмента: «Вальс снежных хлопьев»
Отвечают на вопросы, используя таблицу характеристик, аргументируя свое мнение.
Регулятивные УУД
Учатся воспринимать музыку как образное искусствоПознавательные УУД
Учатся воспринимать разные музыкальные произведения, выявлять выразительные возможности музыки, обнаруживать общность музыки и литературы.
Коммуникативные УУД: Рассказывать о содержании прослушанного произведения, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.
Вокально-хоровая работаРаспевки: на формирование верного звукообразования, дыхания: ма-мэ-ми-мо-му
«То не вьюги» на формирование верного звукообразования, певческого диапозона.
-Повторение выученной песни «Русская зима»
- исполнение песни под фонограмму- выполняют упражнения на развитие навыков правильного певческого дыхания.
- повторение слов
- мелодические. ритмические ходы
- коллективное исполнение песниКоммуникативные УУД
Участие в коллективном пении.
Личностные УУД
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении.
Обобщение урока
Решение музыкального кроссворда
Презентация.
Учитель: В основу оперы, балета
Берётся книжечка…? Либретто.
Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка. Арфа, флейта, рояль, скрипка.Хор, солистов голоса, -Всех подружила…? Музыка.
Учитель:
Бывает драматический, бывает музыкальный.Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни. Спектакль.
Учитель:
Спектакль на славу удалсяИ публика довольна вся!Художнику особые овацииЗа красочные…? Декорации.
Учитель: Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Камаринская” зазвучит - Исполнят для вас русский…? Танец Размышляют об особенностях воплощения сказки в музыке.
Регулятивные УУД
Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельностьРефлексия
Давайте вновь обратимся к нашей образной сцене, если ваши ожидания исполнились, то перенесите свою балерину на сцену.
Выставление оценок за урок.
Спасибо за урок!
Учащиеся уходят из класса под песню «Балет» А.ПугачёвойУчащиеся анализируют свои ожидания и переносят балерин на сцену. Регулятивные УУД:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД: учатся анализировать и делиться своими ожиданиями, впечатлениями от урока.