ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
ФИО (полностью)
Пименова Юлия Витальевна
Место работы
МКОУ СОШ № 2 г. Россошь
Должность
учитель
Предмет
музыка
Класс
5 класс
Тема и номер урока в теме
Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок №16 (2 четверть 7 урок)
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Базовый учебник
Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2014 г.
8.Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
9. Задачи:
-личностные
Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
-метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
-предметные
учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
произведения;
развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его
образное содержание;
воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,
желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Тип урока -урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная
Методы: ролевая игра
Общенаучные: обобщения, сравнительный.
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Музыкальные фонограммы песни
Наглядный материал:
Мультимедийная презентация;
Видеофрагменты балетов;
Структура и ход урока
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
( Дети останавливаются возле своих мест.)
Учитель : Здравствуйте, ребята!
(Дети садятся на свои места )
Актуализация темы урока.
Учитель : Как вы думаете, что за музыкальный фрагмент мы с вами прослушали?
(Дети отвечают: Марш )
Учитель : Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей: «О движении под музыку», «О музыкальном театре»)Учитель : Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие. Мы продолжаем виртуальное путешествие в музыкальный театр. Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами уже знакомились? ( В музыкальном театре мы познакомились с оперой.)Учитель : Что такое опера? Дайте пожалуйста определение.
(Опера – это крупное музыкальное произведение, музыкально сценический жанр, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.)II. Актуализация знаний с опорой на изученный материал.
Учитель : Ну а сегодня мы продолжим наше путешествие по волшебному миру театра.Для того, чтобы началось путешествие, надо дорогу узнать. Что нас ждет в театре – секрет. Я вам его не скажу, но если вам повезет, может, вы сами догадаетесь. Ключ к раскрытию этого секрета – в этом кроссворде. Итак, перед вами кроссворд. (Учащиеся разгадывают кроссворд. )1. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (Либретто)
2. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (Музыка)
3. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 ( Спектакль)
4. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (Декорации)
5. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (танец)
Учитель : Молодцы! Сегодня нам предстоит знакомство с еще одним удивительным музыкально-театральным жанром – балетом! Балет – это музыкальный спектакль, в котором не разговаривают, не поют, а только танцуют.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415Учитель : А вы знаете, кто сочиняет балет? (Музыку пишет композитор, а постановщик танцев – балетмейстер)Учитель : Интересно, когда и где возник балет?
(Доклад ученика. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевс-им балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специаль-ных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу. )
Учитель: Спасибо.
Работа с учебником
Учитель: откройте пожалуйста учебники на стр. 58.
· (Дети читают)
Учитель: найдите в тексте понятие балета. Зачитайте его.
(Дети читают)
Учитель: Спасибо.
Ну, а сейчас самое время отправиться в театр. Сегодня мы познакомимся с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет? 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Щелкунчик.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Учитель: Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.
А кто ещё принимает участие в создании балета? (Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.)
Учитель: С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы? (ответы детей)С фрагментом, который звучал в начале урока. Он называется “Марш”.
Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь? Об этом мы с вами узнаем из либретто. Либретто М.Петипа по мотивам сказки Гофмана.
(Доклад учащегося Рождество в небольшом немецком городке. В доме советника Зильбергауса наряжена праздничная елка, пришло множество гостей. Дети советника, Маша и Фриц, играют и резвятся вместе с другими, радуясь полученным подаркам.Наконец то пришел дядюшк5а Дроссельмейер – крестный маленькой Маши. Он принес детям четырех больших заводных кукол: Маркитантку, Солдатика, Арлекина и Коломбину. Они танцуют, детишки прыгают от восторга. Советник Зильбергаус боится, что сложные игрушки сломаются и велит их унести.А дядюшка Дроссельмейер достал из чемодана Щелкунчика – куклу, которая умеет раскалывать орехи. Фриц положил ему в рот слишком большой орех и Щелкунчик сломался. Маше стало очень жаль его – она повязала голову Щелкунчика платком и положила спать на кровать любимой куклы.Ночью Маше снится сон. Она идет проведать Щелкунчика, который остался один в темном зале. Вдруг из щелей в полу появляются мыши, их все больше и больше. Маша бросается к Щелкунчику искать защиты.Зал озаряется ярким светом луны, елка становится огромной. Елочные игрушки и Щелкунчик оживают. Щелкунчик приказывает зайчикам бить тревогу, из коробки выходит войско - оловянные солдатики. Они смело идут в бой на мышиное войско. Король мышей нападает на Щелкунчика. Маша снимает с ноги туфельку и бросает ее в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит своего врага. Ура! Мышиное войско спасается бегством.)Учитель. Спасибо.
Давайте мы с вами посмотрим отрывок из балета
(видео фрагмент из балета)
Заключение Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке. (Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой.)
Домашнее заданиеУчитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль. А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Работа над песней. Исполнение Учитель: мы с вами учили новогоднюю песню. Ведь совсем скоро любимый всеми праздник Новый год. Давайте же мы исполним нашу песню. (Исполнение песни хором)
( Исполнение песни по ролям )
Учитель: спасибо за исполнение.
Проверка Домашнего задания.
Учитель: У нас с вами было дано несколько недель назад задание. Мы с вами разбивались на группы и готовили проект на тему : «Музыка Нового года».
Кто хотел бы представить защиту своего проекта.
(выступление группы детей с защитой своего проекта.)
Итог урока
- Так что же такое балет?
- В чем разница между балетом и оперой?
- Какой же музыкальный жанр нас привел в балет? (Танец).
- Ребята, а как чувства передаются в балете? (С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов).
Учитель: спасибо за выступление. Вы хорошо постарались. За ваше выступление сегодня вы получаете следующие оценки
(Выставление оценок за: проект, выступающими с докладами, за активную работу на уроке, за исполнение песни)
Учитель: Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.
15