Внеклассное мероприятие Ежели вы вежливы
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Тема: Ежели вы вежливы?
Цели:
Развитие умения учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
Задачи:
1. Закрепить знания и навыки учащихся культурного поведения в обществе;
2. Объяснить необходимость соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия и облегчающие общение;
3. Обучить формулам речевого этикета и умению пользоваться им в речевом поведении;
4. Развить потребность употреблять в речи вежливые слова;
5. Составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
Ход урока
I. Выставка домашних работ учащихся.
Домашняя работа представляла собой индивидуальное задание на выбор учащихся:
1. Объяснить происхождение некоторых вежливых слов;
2. Нарисовать карикатуру на невежественного человека;
3. Творческая работа по теме (сочинить стихотворение, подобрать пословицы, загадки и т.д.).
II. Организационный момент.
Выступает ученица со стихотворением, которое может стать своеобразным эпиграфом урока.
Вежливым должен быть каждый ребенок,
Вежливость знает даже котенок.
Ты, не должен грубить старикам
И не давать дорогу щенкам.
После приема пищи в обед,
Должен сказать ты «спасибо» в ответ,
Если ты сделал что-то плохое,
Надо сказать «извините». Открою
Я вам секрет: «до свиданья», «привет» –
Эти слова помогут нам с вами,
И вмиг исчезнут все наши страданья!
III. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие нового.
1. Вступительное слово учителя и ребят-руководителей (Презентация «Вежливость на каждый день).
Ученик. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток», – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Ученица. Правила вежливости знакомы всем нам. Они несложны, и каждый человек может и должен их выполнять.
Вот некоторые из них:
В вежливости проявляется отношение к другим людям;
Вежливый человек всегда здоровается и прощается;
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость;
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим;
Вежливый человек не причиняет никому неприятностей и обид.
Учитель. Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого предлагаю игру
«Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны сказать: вежливыми или нет были действия в ней. Если да, то вы будете хлопать в ладоши, а если нет – топать ногами.
2. Работа в группах – решение проблемы.
Проблемный вопрос: Что значит, быть вежливым?
Учащиеся класса делятся на три группы. В каждой группе назначается руководитель, (ребята –руководители тоже участвуют в составе групп). Каждой группе выдаются тексты и задания к ним
(см. Приложение 1). После прочтения текстов, обсуждаются задания в группах, и руководитель обобщает мнения участников группы и знакомит с ними другие группы.
Определяется также и тема урока – «А ты вежлив?»
3. Физкультминутка.
Ученица. В обиходе вежливого и воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
– А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова.
Каждая микро-группа встает и хором договаривает стихотворные строки.
Игра «Словарь вежливых слов»
4. Работа в тетрадях. Лексико-орфографическая работа.
Учитель. Объясните значение слов. (Идет обсуждение в группах, используются «Словарь синонимов», «Словарь русского языка»). Ответы учащихся:
Вежливый – соблюдающий правила приличия;
Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми;
Корректный – тактичный, вежливый, учтивый;
Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику;
Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый;
Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый;
Галантный – изысканно вежливый, любезный.
Учитель. С помощью антонимической частицы НЕ образуйте однокорневые слова (слова с противоположным значением): вежливый, учтивый, корректный, уважительный, обходительный, предупредительный, любезный, галантный.Учитель. Давайте отметим знаком «+» те слова, которые называют положительные качества человека, а знаком «–» – отрицательные. Какие из этих слов вам лучше знакомы?
– Дайте характеристику себе и своим поступкам, используя слова этой таблицы. Начните так «Мне кажется, в общении с другими людьми я …»
5. Физкультминутка.
Учитель. Ребята, сейчас на экране будут появляться «волшебные» слова, а вы постараетесь объяснить, когда и как их необходимо произносить. Что это за выражения – слова приветствия, благодарности, а может, просьбы. Задание понятно? Участвуют представители от каждой группы. Игра «Волшебные слова» (презентация).
6. Вторичное закрепление. Выступление ребят – руководителей.
Ученица. Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.
Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.
Ученик. Все приветствия объединяет одно – «пожелание добра и благополучия». В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: «Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение».
Ученица. Еще одна замечательная дата. 11 января – Всемирный день «спасибо». Самая «вежливая» дата в году!
Слово «спасибо» известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов «Спаси бог» – этой фразой на Руси выражали благодарность. Теперь «спасибо» – новое слово, которое обозначает «Я вас благодарю и желаю всех благ».
Ученик. Слова благодарности – это знаки внимания, они являются устными «поглаживаниями» и способны согреть своей теплотой. Мы каждый день говорим друг другу «спасибо», поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идет только от чистого сердца!
Ученица. Воспитанный человек не может быть злым, ведь воспитанность тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит воспитанность всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
Ученик. 17 февраля – День спонтанного проявления доброты (Random Acts of Kindness Day) – одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически вообще не известен. Предполагается, что в этот день людям следует стараться быть не просто добрыми, что подразумевается само собой, а добрыми беспредельно и бескорыстно.
Ученица. Мы узнаем человека не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации – 38%, а мимике и жестам – 55%. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.
Ученик. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин:
«Почти все у человека предназначено для самого себя … кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко».
Задание:
Учитель. Озаглавь и запиши название текста. Подчеркни предложение, в котором сделан вывод – выражена основная мысль автора.
Это тот, кто хочет и умеет считаться с другими.
Это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими (годами и по положению).
Это тот, кто всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Вежливый человек – это воспитанный человек. (По Д.С. Лихачеву)
Учитель. Какие слова и словосочетания выделены в тексте? Можно ли их назвать КЛЮЧЕВЫМИ (опорными)? Почему?
– С помощью этих слов, а, также используя ту информацию, которую вы узнали от выступающих ребят, составьте мини-текст о себе. Что у вас получилось? (Ответы учащихся)
IV. Итог урока.
1. Задание на рефлексию.
Ученик. А вот о том, что бывает, когда ребята не применяют вежливые слова, посмотрите инсценировку «Урок вежливости».
Сценка «Урок вежливости». (Выступают двое заранее подготовленных ребят (см. Приложение 2). )После обсуждения миниатюры, подводится итог всего урока и заполняется «Радуга Вежливости».
Установка для выполнения задания:
Учитель. Вспомните цвета радуги, нарисуйте ее у себя в тетради и заполните каждую цветную полоску тем качеством, которое, по вашему мнению, есть у вас.
2. Физкультминутка.
Ученица. Во время нашей совместной работы, мы нашли много пословиц о вежливости и воспитанности.
(Ребята – эксперты называют их по очереди.)
Ученик. А сейчас вы попробуйте вспомнить еще.
Каждая микро-группа должна встать и хором произнести пословицу.
V. Домашнее задание (можно на выбор учащегося)
1. Расскажи о знакомом тебе вежливом человеке.
2. Оцени свою вежливость, заполнив Тест (см. Приложение 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дополнительная информация для учителя
Вежливость предполагает искусство человеческого общения, поэтому главная цель всех уроков по этой теме – раскрыть перед детьми всю сложность, глубину и радость вежливого общения.
Вежливость – это умение деликатно, предупредительно относиться к людям, умение вести себя в любой ситуации согласно определенным нравственным нормам. Это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру, отражающих духовное содержание человека. Надо уметь добрыми глазами увидеть радость или беду другого, добрым сердцем откликнуться на нее, добрым делом помочь.
Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими. Поэтому каждому ребенку нужно знать правила вежливости и уметь пользоваться ими.
Этот урок строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса, уровень подготовки).
Рациональную структуру урока обеспечивают:
•комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
•выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
•определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени пов-
торения, закрепления домашнего задания;
•выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;
•дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
•создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Учебный материал является предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика, что способствует эффективному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности учащихся.
Урок построен на методологическом принципе деятельностного подхода.
Критерии оценки эффективности урока:
постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;
оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
применение активизирующих методов и средств обучения;
организация самодеятельности учащихся;
единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;
организация оперативной обратной связи;
формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата.
Приложение №1
Текст 1. Простите, пожалуйста.
Все садятся за стол. Мама разливает чай, бабушка угощает:
– Пожалуйста, вот конфеты, варенье, угощайтесь, пейте чай. А потом Дашенька нам споет. Попробуйте домашний пирог, берите печенье, пирожное, не стесняйтесь.
Лариса Васильевна хвалит угощение:
– Спасибо хозяйке. Как говорят, угощение знатное: тают во рту и пирог, и печенье, вышло на славу и ваше варенье. Очень красива посуда чайная…
В это время Петя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Ларисы Васильевны. Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай проливается…
Лариса Васильевна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и на мальчика, растерянно говорит:
– Ой, какой ужас! Что же мне делать? Как я пойду домой? Надо же, какой невоспитанный мальчик! Знает мальчик или нет, что такое этикет?!
Петя пожимает плечами. Он никогда не слышал такого слова.
– Что такое этикетка – знаю, а этикет – нет. Наверное, это кто-то, кто следит за порядком во время чаепития. Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения! Какие слова я должен сказать?.. Сейчас вспомню…
Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:
– Лариса Васильевна, не надо сердиться. Проказнику следовало бы извиниться, но так как он молчит, то вместо него я прошу извинения за такое глупое поведение.
Лариса Васильевна вместе с бабушкой уходит в ванную. Через некоторое время они возвращаются. Петя подходит к гостье, виновато склоняет голову и, робко улыбаясь, говорит:
– Я был неловок… Прошу извинения… Я виноват… Я прошу прощения у Вас… Лариса Васильевна.
Лариса Васильевна:
– Что ж, Петя, ничего, я тебя от души уже простила. Пятно мы уничтожили содой с мылом. Но пусть этот случай будет тебе уроком. Помни, что за столом нельзя баловаться, играть, нужно вести себя хорошо. Посмотри на свою сестру, как она себя ведет, бери пример с Даши.
Вопросы для обсуждения в микро-группе:
Какими словами принято сопровождать угощение?
Почему бабушке стало стыдно за Петю?
Почему Лариса Васильевна сказала, что нужно брать пример с Даши?
Когда Петя вел себя, как воспитанный мальчик?
Почему Лариса Васильевна простила Петю?
Как нужно благодарить за угощение?
Вывод, с которым эта микро-группа должна выступить перед остальными:
1. Рассказать, что такое хорошие и плохие манеры;
2. Объяснить, что означает слово «этикет»;
3. Доказать, почему каждый – и взрослый, и ребенок – должен соблюдать правила этикета.
Текст 2. Доброе утро!
Солнышко уже встало. В городе наступило утро. Гул с улицы стал медленно проникать в дом. С кухни доносится тихое пение бабушки, которая готовит завтрак для всей семьи. Звонит будильник. Мама заходит в детскую и начинает будить детей:
– Пора вставать, дети. Доброе утро.
Даше и Пете не хочется вставать. Даша умоляюще просит:
– Мамочка, глазки не открываются, разреши полежать еще пять минут, ну пожалуйста.
Петя поворачивается к стенке и с головой укрывается одеялом.
Появляется папа:
– Вставай, одевайся, рабочий народ. Всем на работу, с песней вперед! Подъем! Петр, быстро вставай.
Сегодня такой чудесный день.
Он весело срывает с Пети одеяло.
– А-а-а! – вопит Петя. – О-о-о!
Даша уже встала. Она смотрит на брата и хохочет:
– Эй, лежебока, вставай быстрее. Брюки свои поскорей надевай!
Петя недоволен, что его подняли так рано, не дали поваляться в кровати:
– Молчи, Дашка, не то получишь…
– Доброе утро, братик, не сердись.
– Доброе утро, – бурчит Петя себе под нос.
Папа командует:
– На зарядку становись! Ну-ка, кто больше подтянется на перекладине?
Даша пытается подтянуться, но у нее не получается. Петя тут же начинает ее дразнить:
– Дашка, Дашка, ела мало кашки. И поэтому у Дашки мускулы, как простоквашка!
Теперь настала очередь Пети подтягиваться, но он неловко поворачивается и с грохотом падает на коврик. Даша подбегает к брату:
– Ой, Петя, ты не ушибся? Тебе не больно?
Горе-гимнаст только качает головой. Входит бабушка:
– Доброе утро, дети! Как спалось? Какие сны видели? Что с тобой, Петя, почему ты лежишь на полу?
– Ничего, бабушка, не волнуйся. Доброе утро! И пусть весь наш день тоже будет добрым.
Вопросы для обсуждения в микро-группе:
Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром?
Какие еще слова-приветствия вы знаете?
Хорошо ли это: дразнить другого человека?
Почему Даша не стала дразнить Петю в ответ, а пожалела его?
Когда Петя вел себя, как воспитанный мальчик?
Как вы просыпаетесь каждое утро?
Вывод, с которым эта микро-группа должна выступить перед остальными:
1. Объяснить, почему говорят: «Утро вечера мудренее»;
2. Доказать, чем важно соблюдение этикета в семье;
3. Рассказать, что, по вашему мнению, является залогом хорошего настроения на весь день.
Текст 3. Разрешите, пожалуйста…
Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода. Как же долго его не было! Петя очень по нему скучал.
И вот, наконец, папа дома. Петя с волнением и радостью вбегает к нему в комнату и… Он видит: сидит папа, а рядом с ним – Даша. Папа подает фотографии Даше, а сестра аккуратно вставляет их в альбом. Папа же в это время рассказывает Даше о тех местах, где были сделаны эти снимки. Одну фотографию, где папа стоит на фоне гор, покрытых белым снегом, фотографию, которая очень понравилась девочке, папа ей подарил.
Этого Петя выдержать уже не мог. Он подбежал к Даше, оттолкнул ее от альбома и выхватил эту фотографию.
– А ну, дай мне! Отдай! Мои фотографии!
Папа очень удивился и рассердился на Петю. Он строго сказал сыну:
– Сначала научись вежливо просить, а потом приходи!
Тогда Петя пошел к дедушке.
– Дедушка, научи меня просить. Я так обрадовался папе, мне было так весело, так интересно! А Дашка разревелась. Вот папа меня и прогнал. Велел научиться вежливо просить.
– Нет ничего проще, – ответил дедушка. – Ты должен выучить несколько слов. Повторяй за мной: пожалуйста, будь добр. А можно еще: разреши мне, позволь мне. Или скажи так: очень прошу, если можно, дай мне, пожалуйста, посмотреть фотографии.
Петя вспылил:
– Фу, вот еще нежности! Никогда! Чтоб я кланялся какой-то девчонке! Ни за что! Скорее рак на горе свистнет. Уж лучше я в сторонке постою…
Вопросы для обсуждения в микро-группе:
Что значит вежливо попросить?
Как вы думаете, разрешат ли Пете посмотреть фотографии?
Какую ошибку допустил мальчик?
Почему заплакала Даша?
Кому должна быть адресована просьба?
А вы умеете просить вежливо?
Вывод, с которым эта микро-группа должна выступить перед остальными:
1. Расскажите о речевых приемах вежливости: просить, но не требовать; просить, но не унижаться и не клянчить; спорить, но не ссориться;
2. Объясните своим товарищам, что доброе слово всегда действует безотказно;
3. Докажите, что лучше получить что-то, просто попросив, чем отбирать и требовать.
Приложение 2.
Сценическая миниатюра «Урок вежливости»
1 ученик. Ребята, сейчас мы с вами проведем урок вежливости.
2 ученик. Зачем это нужно?
1 ученик. Ну, чтобы объяснить другим, как быть вежливым.
2 ученик. Да это и так ясно.
1 ученик. Ясно, да?
2 ученик. Ну, конечно. Здрасте, спасибо, пожалуйста.
1 ученик. Ну, хорошо. Представь себе, что ты ученик, и вот утром мама разбудила тебя в школу. Что ты должен сказать?
2 ученик. Мама, давай скорее завтракать, а то я в школу опоздаю.
1 ученик. Да нет, а раньше что ты говоришь?
2 ученик. Что говорю? Мама, куда мои носки подевались?
1 ученик. А еще раньше?
2 ученик. Мам, что ты меня будишь так рано?
1 ученик. А «доброе утро» маме надо сказать?
2 ученик. Конечно. Я-то… Я-то всегда говорю…
1 ученик. Когда же ты говоришь?
2 ученик. Я-то… С вечера еще. «Спокойной ночи», «доброе утро» и «будь здорова».
1 ученик. Ну ладно, не сочиняй. «Доброе утро» ты забываешь сказать… Хорошо, вот позавтракал ты, что говоришь?
2 ученик. Мама, я пошел.
1 ученик. Да нет же, ты должен сказать «спа…»
2 ученик. Спокойной ночи, что ли?
1 ученик. «Спасибо» ты должен сказать. А потом ты должен по…
2 ученик. А… покеда, мам!
1 ученик. Да нет, попрощаться.
2 ученик. Вот я и прощаюсь
1 ученик. Ты должен сказать «да…»
2 ученик. А, да, да, … дай на мороженое!
1 ученик. Да нет же, «до свидания» ты должен сказать.
2 ученик. Вот я и говорю «покеда», «гуд бай» или «до свидания», «приветик», я еще и ручкой делаю, адью, мол.
1 ученик. Ну, хорошо, вышел ты из дома, сел в трамвай, рядом старушка стоит. Что ты должен сказать?
2 ученик. Бабуся, передай на билетик.
1 ученик. Ну, а повежливее?
2 ученик. А… а… Бабушка, будьте любезны, пожалуйста, сдачи не забудьте.
1 ученик. Да, нет же. Встать ты должен.
2 ученик. Чтоб в окошко виднее было?
1 ученик. Нет, чтоб старушке место уступить.
2 ученик. А… это я всегда: «Садитесь, пожалуйста, мне сейчас выходить».
1 ученик. Вот и плохо, что выходить… Ну хорошо, добрался ты, наконец, до школы, вошел в класс, что ты должен сделать?
2 ученик. Извиниться.
1 ученик. За что?
2 ученик. За опоздание.
1 ученик. А вот опаздывать как раз не вежливо. Но… пойдем дальше. Вот учитель входит в класс. Что ты должен сделать?
2 ученик. Здравствуйте, Мария Ивановна.
1 ученик. Да нет. Не так. Ты должен встать и молча поприветствовать. Допустим, я учитель. Вот я вхожу.
2 ученик. (Машет рукой).
1 ученик. Да нет.
2 ученик. А, я понял (отдает честь).
1 ученик. Нет.
2 ученик. А-а-а (трясет руку учителю).
1 ученик. Ты должен просто встать и все. Понял?
2 ученик. Понял.
1 ученик. А теперь представь себе, что ты случайно прищемил соседу руку. Что ты должен сделать?
2 ученик. А… сейчас (поднимает руку).
1 ученик. Что такое?
2 ученик. Мария Ивановна, можно спросить?
1 ученик. Спрашивай.
2 ученик. А чего он руки, куда не надо, сует?
1 ученик. Опять неправильно, ты сначала должен извиниться.
2 ученик. Извините, Мария Ивановна.
1 ученик. Ты перед товарищем извиниться должен.
2 ученик. Ну, извини.
1 ученик. Без всякого «ну».
2 ученик. Без всякого «ну», извини.
1 ученик. А теперь звенит звонок.
2 ученик. А, понял (поднимает руку).
1 ученик. Что тебе?
2 ученик. Марья Ивановна, звонок.
1 ученик. Да, хорошо, что прозвенел звонок, наш с тобой урок закончен. А то я уже устала от твоей вежливости. Прощайся с ребятами.
2 ученик. Покеда. Ой, извините, до свидания.
Приложение 3.
Часть 1.
Отвечай на вопросы одним словом «да», или «иногда», или «нет». Пусть на эти вопросы о тебе ответят также твои родные. Есть ли разница в оценках?
Сделай правильный вывод.
Вопросы Теста Да / Иногда / Нет
Твои ответы Ответы родных
1. Здороваешься ли ты с соседями по дому? 2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)? 3. Извиняешься ли ты, если опаздываешь на урок и входишь в класс после учителя? 4. Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул(а)? 5. Папа (дедушка, мама…) помог решить тебе трудную задачу, благодаришь ли ты его(ее)? 5. Папа (дедушка, мама…) помог решить тебе трудную задачу, благодаришь ли ты его(ее)? 6. Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? 7. Поздравляешь ли ты своих родных с праздниками, не забываешь ли о них? 8. Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними? Подсчитай очки: за ответ «Да» – 2 балла; за ответ «Иногда» – 1 балл; за ответ «Нет» – 0 баллов.Если ты набрал(а):
- от 12 до 16 баллов: с тобой пока все в порядке. Так держать!
- от 8 до 11 баллов: ты не всегда вежлив(а). Будь внимательнее!
- меньше 8 баллов: тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!
Часть 2.
Понаблюдай за собой и запиши, какие «волшебные» слова ты произносишь в течение дня. Заполни таблицу. Постарайся, чтобы с каждым днем в твоей речи становилась таких слов все больше и больше.
Дни недели Мои вежливые слова
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье