Внеклассное мероприятие Ежели вы вежливы
Конспект внеклассного занятия в 1 классе «Ежели вы вежливы».
Цель: Упражнять детей в выполнении правил культурного поведения. Воспитывать уважение и доброе отношение к старшим, товарищам, друзьям.
Предварительная работа: Дети учат пословицы, поговорки на тему занятия, стихи, читают рассказы «Школа вежливости» (М.Корте), «Вежливое слово» (В.Осеева), «Ежели вы вежливы» (С.Маршака).
Правила вежливости.
Не разговаривай во время еды.
Не забывай закрывать рот, когда жуешь.
Не чавкай.
Не рвись первым выбежать на улицу.
Не перебивай говорящего.
Не кричи и не повышай голос, если перед тобой не глухие.
Не размахивай руками.
Не передразнивай говорящего.
Не садись раньше старшего, без его разрешения.
Не повторяй слишком часто «Я».
Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.
Не чихай в пространство, а имей носовой платок.
Уступай место старшим.
Не держи руки в карманах.
Не причёсывайся где попало, для этого есть коридор, туалетная комната.
Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
Ход занятия.
На двери класса, где будет проходить занятие висит плакат «Комната вежливости. Вход в комнату только по специальным жетонам, которые выдаются за соблюдение правил хорошего тона, употребление вежливых выражений: «Разрешите пройти», «Позвольте зайти в комнату», «Разрешите поприсутствовать на вашем занятии» и др.
Учитель: Ребята, сегодня наша беседа называется «Ежели вы вежливы?». Давайте вспомним строки из этого мудрого стихотворения (Дети говорят по 2 строчки).
1-й уч. Ежели вы вежливы и к совести не глухи. Вы место без протеста уступите старухе.
2-й уч. Ежели вы вежливы. В душе, а не для виду. В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
3- уч. И ежели вы вежливы, то сидя на уроке, не будете с товарищем трещать, как две сороки.
4-й уч. И ежели вы вежливы, тому кто послабее вы будете защитником пред сильным, не робея.
Учитель: Кто написал это стихотворение? (С.Я.Маршак) Продолжим наше занятие вежливых ребят весёлым, поучительным стихотворением (Дети читают стих- В.Заходер)
Перемена
1. "Перемена, перемена!" - Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог - Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? 2. Если он, то, несомненно, С ним бо-о-ольшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он гляди какой бедовый! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлёпнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому-то сдачи, Попросил списать задачи, - Словом, Сделал всё, что мог! 3. Ну, а тут - опять звонок... Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нём! - Ничего, - вздыхает Вова, - На уроке отдохнём!
Учитель: Это стихотворение вызвало у вас смех. Почему вы смеетесь над Вовой? Видимо он нарушил правила поведения? Какие же? Ответьте пожалуйста.
Дети отвечают.
1-й уч. Вова не вышел с класса на перемену, а «вылетел»
2-й уч. Вова на уроке не работал, а «дремал». А ему надо было сидеть красиво за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его задания.
3-й уч. Он очень плохо ведёт себя на перемене- бегает, ставит детям подножки, съезжает с перил, дерётся. А вежливые дети так себя не ведут.
Учитель: В нашем классе таких Вов нет! Как видите, ребята, веселиться тоже надо уметь. И чтобы вы не делали, где бы вы ни были, всегда следует помнить о том, что вам не обойтись без вежливости, приветливости. Вспомним, что обозначают эти слова.
Дети отвечают
1-й уч. Вежливый- это значит учтивый, соблюдающий правила приличия, правила вежливости.
2-й уч. Деликатный человек- это человек мягкий, тактичный в отношениях с другими людьми.
3-й уч. Приветливость- проявляется в доброжелательном, радушном, ласковом отношении к человеку, в добрых словах, которые звучат в этом стихотворении (Ребёнок читает стихотворение О.Дриза «Добрые слова»).
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
"С добрым утром !" – я кричу,
"Добрый день!" – кричу я вслед
Всем идущим на обед.
"Добрый вечер!" – так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Учитель: А теперь мы немножко поиграем. Игра называется «Сильное звено». В ходе этой игры мы посмотрим, как дети умеют пользоваться «добрыми» словами. За каждый правильный ответ игрок получает звёздочку. Сильное звено тот, кто заработает больше звёздочек.
Итак:
Когда говорят спасибо? (Когда за что-либо благодарят)
Когда слово становится «волшебным»? (Если оно приносит другому радость)
Как надо произносить слово «спасибо»? (Подойти к человеку, назвать его по имени или имени и отчеству, посмотреть на него и отчётливо сказать «спасибо»)
Каким другим словом можно заменить слово «спасибо»? (Благодарю)
Назовите еще одно «волшебное» слово (Пожалуйста)
Когда употребляется это слово? (Если что-либо надо попросить)
Каким другим «волшебным» словом можно заменить слово «пожалуйста»? (Будьте добры)
Учитель: Подведём итог. Определяем «сильное звено».
Физкультурная пауза.
Учитель: Сейчас проведём игру «Копилка волшебных слов». Условия игры: Участвуют все дети. Нужно в коробочку положить волшебное слово. Например: «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», «будьте добры», «извините», «простите». Этими словами мы будем пользоваться каждый день.
Учитель: А сейчас послушаем стихотворение и подумаем кто из героев добрый, вежливый.
Ученик читает стихотворение «Простите».
Простите.
Папа разбил драгоценную вазу.Бабушка с мамой нахмурились сразу.Но папа нашелся: взглянул им в глазаИ вежливо, тихо “простите” сказал.И мама молчит, улыбается даже:“Мы купим другую. Есть лучше в продаже...”“Простите” – казалось бы, что в нем такого?А вот ведь какое волшебное слово!
Учитель: Какое «волшебное» слово помогло папе? Скажем хором (Простите). А сейчас мы снова немножко отдохнем, посмотрим сценку и дадим оценку увиденному.
Сценка №1.
Учитель: По улице идёт старый человек, опираясь на палочку. Часто останавливается, чтобы отдохнуть. Двое мальчиков стали подражать походке старика (сгорбились, стали шаркать ногами, смеяться). Дети это изображают.
Чтобы вы сказали таким детям? (Кривляться некрасиво, передразнивать старших нельзя, так поступают невоспитанные дети. Нужно уважать старших и пожилых людей).
Сценка №2. (Играет ребёнок). За столом стоит мальчик и играет конструктором.
Бабушка говорит: «Коля, пора спать. Завтра подыматься в школу». Коля хнычет «Не хочу спать. Я еще немножко поиграю». Бабушка беспокоится и снова напоминает мальчику, что время спать. Коля отмахивается, капризничает и продолжает играть.
Учитель: Что вы можете сказать о таком мальчике, как Коля? (Нужно вовремя ложиться спать, слушать всегда старших)
Сценка №3. Прозвенел звонок (звонит учитель) на большую перемену. Учительница сказала: «Урок окончен». Назначенные подготовленные дети срываются с места, бросаются к двери с криками «Ура».
Учитель: О каких правилах вежливости забыли мальчики? Дети отвечают.
Учитель: Еще одно стихотворение. Внимательно послушайте и подумайте, не касается ли оно кого-нибудь из вас?
Игра.
Игру во дворе начинают опять,Мальчишку в игру не хотят принимать.Запомни, драчун - забияка,Что это игра, а не драка!”
Хорошее дело футбол и хоккей,Соседей они превращают в друзей,А в играх с друзьями мы самиДолжны оставаться друзьями!”
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот кто злится – стыдится!
Учитель: Ну думаю, что это стихотворение никого из наших детей не касается. И хочу, чтобы вы запомнили: «Подтянутыми, опрятными, вежливыми нужно быть всегда и везде, не только в садике, школе, но и дома, и на улице, и во дворе. Запомнили все? Дети хором «Да!». Тогда вас всех мы сегодня принимаем в «Общество вежливых».
15