Внеклассное занятие Ежели вы вежливы…


Внеклассное занятие «Ежели вы вежливы…»
Цель: формирование представления о нормах и правилах вежливого речевого общения, о формах речевого воздействия.
Задачи:
прививать практические навыки вежливого общения и поведения в различных жизненных ситуациях;
помочь воспитанникам в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного и уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие;
развивать слуховое восприятие, речь и воображение учащихся.
Оборудование
Толковый словарь С.И. Ожегова.
Карточки с напечатанными заданиями.
Картинки с различными ситуациями.
Карточки с правилами поведения.

Пропедевтическая работа: беседы о вежливости, инсценирование отрывка из рассказа Б.В. Бушелевой, выразительное чтение стихов.
Ход занятия:
Оргмомент. Установление слухового режима.
Слуховая работа.
Какое сегодня число?
Какой день недели?
Назовите дни недели.
Назовите осенние месяцы.
Фонетическая зарядка. Дежурные звуки «Ж – З»
а) правильно говорите звуки «ж-з» в прямой позиции: жа-за, жу-зу, жи-зи;
б) заполните лесенки словами, которые начинаются на звуки «з-ж»;
в) назовите вежливые слова, в которых есть звуки «ж-з»;
г) прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу глаголы.
Хорошее железо не ..., хороший человек не ...
Дело словом не ...
Семеро одного не ...
Крепкую дружбу и топором не ...
Друзья ... в беде.
(ждут, ржавеет, заменишь, забывается, познаются, разрубишь)
Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- А как можно еще поприветствовать?
Дети:
- Добрый день!
Воспитатель:
- Я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на занятие. Давайте подышим.
Дыхательная гимнастика. Вдохните через нос и выдохните воздух в виде какого-либо звука: «а» - если испытываете страх; «у» - нежелание работать, усталость; «о» - радость.
Воспитатель:
- Я надеюсь, что к концу занятия страх исчезнет, усталость пройдет, а те, кто пришел с хорошим настроением, поделятся им с остальными.
Определение темы занятия.
Воспитатель:
- Давайте представим, что мы включили телевизор, а там показывают тележурнал «Ералаш». Посмотрим? Попытайтесь определить тему нашего занятия.
Инсценирование отрывка из рассказа Б.В. Бушелевой.
После полдника у нас был разговор о вежливости.
- Вот, например, если я сижу в автобусе, - сказала Лида Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю.
- Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. - А еще надо сказать: «Садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?
- Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалев. – Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твое дурацкое место.
- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса.
Спорили, спорили, и без конца по разговору «пробегало» то «осел», то «козел».
Воспитатель:
- Какие еще невежливые слова «пробегали» в разговоре ребят? Что вам не понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Догадались, о чем мы будем говорить на занятии? (О вежливости).
- Как вы думаете, на какие вопросы попытаемся ответить?
(Ответы ребят)
Воспитатель:
- Итак, сегодня мы с вами поговорим о вежливости и попытаемся выяснить, в чем же заключается вежливость и какого человека на самом деле можно считать вежливым.
6. Работа с названием занятия.
Воспитатель:
- В качестве названия занятия выбраны строчки из стихотворения С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы...». Как можно сказать по-другому? (Если вы вежливы)
- Если вы вежливы, то, какие вы? Как понимаете значение слова вежливый? Подберите близкие по значению слова. (Внимательный, обходительный, воспитанный, услужливый, любезный, приветливый, тактичный и т.д.)
- Дополним этот ряд словарной статьей из толкового словаря С.И. Ожегова. (Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.)
Таблички с определениями вывешиваются на доску.
Практическая работа.
Воспитатель:
- Выполнив следующие задания, мы выясним, какие правила приличия должен соблюдать вежливый человек.
Дети получают карточки с заданиями.
Задания.
1)Вспомни как можно больше слов и словосочетаний, которыми мы приветствуем окружающих.
2)Оцени речевое поведение Максима.
В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Максим увидел свою классную руководительницу и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Светлана Петровна!»
Как поступил бы ты?
3)Ты вошел в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья. Надо ли поздороваться с ними? А если надо, то как ты это сделаешь?
4)Прочитай выразительно стихотворение Бориса Заходера. Оцени вежливость индюка.
Очень вежливый индюк.
Объявился - Не стесняйся ты, осел!
В доме Заходи, садись за стол!
Вдруг Что же ты молчишь как рыба?
Очень вежливый индюк. Говори: «Приду, спасибо!» -
Раз по тридцать в день, Как ни бился он,
Не реже, Однако
Он кричал: К индюку никто не шел - - Эй вы, невежи! Ни корова,
Заходите, что ли, в гости – Ни собака,
Научиться Ни хавронья,
Вежливости. Ни осел.
Воспитатель:
- Представьте себе, что индюк в самом деле стал вежливым. Как он будет приглашать к себе в гости? Что скажет?

5)Какие вежливые слова ты знаешь и в каких ситуациях употребляешь?
Воспитатель:
- Здравствуйте, благодарю, спасибо ... Посмотрите, вслушайтесь, почувствуйте эти слова.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад:
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
- Скажите, пожалуйста, каким образом можно усилить красоту, обаяние этих слов? (С помощью улыбки и доброжелательного взгляда.)
8. Повторение правил поведения.
Воспитатель:
- А сейчас, ребята, мы прочитаем замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы ...» и вспомним правила поведения в различных жизненных ситуациях. Послушайте друг друга!
Чтение стихотворения С.Я. Маршака.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме, -
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не на веки.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И в целом переплёте.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Воспитатель:
- О каких правилах поведения вы прочитали? Прикрепите правило к подходящей по смыслу картинке.
(Дети по одному выходят к доске, читают правило поведения и прикрепляют рядом с соответствующей картинкой).
9. Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, мы назвали много качеств вежливого человека. Рассмотрите эти картинки и скажите, кто из ребят вежливый, а кто невоспитанный.
(Ответы детей)
- Молодцы! Поступайте всегда так, чтобы про вас не говорили: «Какие невежи!»
- Что мы делали на занятии? О чем говорили? Что нового вы узнали?
(Ответы детей)
Благодарю вас, ребята! Вы очень хорошо работали на занятии.
10. Дыхательная гимнастика.
Воспитатель:
- Покажите, какое у вас сейчас настроение? Что вы испытываете?
- Попрощайтесь с нашими гостями. (До свидания.)
- Как можно еще попрощаться? (Всего хорошего.)