Образовательный материал
Реализация программы развития компонентов музыкальности
младших школьников в условиях хорового класса ДШИ
Вопрос музыкального развития личности не теряет своей актуальности на протяжении многих тысячелетий, но сейчас он приобретает особое звучание в связи с падением уровня общечеловеческой культуры. В данном контексте музыка выступает в качестве средства формирования культуры личности, основы которой закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в музыкальной деятельности дети могут реализовать свои творческие задатки и способности. Но как организовать эту деятельность, чтобы сделать процесс самореализации наиболее эффективным? Как сформировать и поддержать мотивацию к занятиям музыкой? Эти вопросы стали движущей силой нашего экспериментального исследования, направленного на развитие компонентов музыкальности младших школьников в условиях ДШИ и ДМШ.
Теоретико-методологической основой экспериментальной части нашего исследования является теория музыкальности, утверждённая Б.М. Тепловым, в которой синтезируются данные отечественных и зарубежных исследований по проблеме диагностики компонентов музыкальности и наиболее ясно, на наш взгляд, определяются компоненты музыкальности: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство.
Эксперимент проводился в хоровом классе детской школы искусств «На Васильевском», в котором занимаются не только учащиеся музыкального, но и хореографического, художественного, театрального отделений. Поэтому уровень музыкального развития детей, посещающих хоровой класс различен. Также наблюдается неоднородность возрастного состава групп младших школьников (7 - 11 лет). Эти особенности во многом определили требования к данной программе, которая должна стать: 1)универсальной, доступной для детей немузыкальных отделений, состоять из интересных игр-заданий, поддерживающих учебную мотивацию; 2) не препятствующей развитию учащихся, чьи музыкальные способности находятся на более высоком уровне, 3) понятной для тех, чьи способности еще находятся на более низком уровне развития; 4) частью музыкально-теоретического цикла ДШИ как для учащихся музыкального, так и немузыкального отделения.
Диагностика компонентов музыкальности проводилась по методике К.В. Тарасовой с каждым ребёнком группы, в результате чего были обнаружены следующие результаты:
Показатели уровня развития компонентов музыкальности:
Компоненты музыкальности Уровни развития компонентов музыкальности
Низкий Средний Высокий
1.Эмоциональная отзывчивость на музыку 0 20 10
2.Динамический слух 0 25 5
3.Тембровый слух 15 5 10
4.Мелодический (звуковысотный) слух 12 13 5
5.Ритмическое чувство 10 14 6
6.Перцептивный компонент музыкального мышления 0 19 11
7.Продуктивный компонент музыкального мышления 12 13 5
8.Воспроизводящая музыкальная память 9 16 5
После реализации программы развития компонентов музыкальности результаты стали другими:
Компоненты музыкальности Уровни развития компонентов музыкальности
Низкий Средний Высокий
1.Эмоциональная отзывчивость на музыку 0 3 27
2.Динамический слух 0 11 19
3.Тембровый слух 7 11 12
4.Мелодический (звуковысотный) слух 10 12 8
5.Ритмическое чувство 8 16 6
6.Перцептивный компонент музыкального мышления 0 16 14
7.Продуктивный компонент музыкального мышления 10 12 8
8.Воспроизводящая музыкальная память 7 17 6
Положительная динамика развития компонентов музыкальности заключается в удачном сочетании нашей программы с предметами музыкально-теоретического цикла: хором, хоровым сольфеджио, сольфеджио, фортепиано. Необходимо подчеркнуть, что в хоровом классе занятия по хоровому сольфеджио проводятся как с учащимися музыкальных, так и немузыкальных отделений, что, безусловно, способствует выравниванию музыкального развития детей.
Наша программа содержит в себе комплекс игр-заданий, направленных на развитие каждого компонента музыкальности младших школьников. Дети развиваются в процессе активной творческой деятельности, организованной педагогами. Наиболее эффективными стали звукоподражательные методы, различные музыкальные загадки, предполагающие «додумывание», «дослушивание», доигрывание недостающих музыкальных фрагментов, а так же – использование синтеза музыкального и изобразительного искусств. Успешной реализации программы во многом способствовала обширная певческая практика в условиях хорового класса и активная концертная деятельность детей. Сочетаясь с творческими заданиями нашей программы, хоровое пение способствовало формированию мотивации, необходимой для дальнейшего музыкального развития личности младших школьников.
Литература:
1. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика,
1988. – С. 70, 136, 152, 162.
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – В кн. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
3. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1976. – С. 19 – 67.