Разработка урока литературы Мир образов Николая Гумилева
МБОУ «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия
Урок литературы в 11 классе
Тема: «Мир образов Николая Гумилева»
Подготовила и провела: Ермакова Л.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Красноподгорная СОШ»
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия
2017 год
Тема: «Мир образов Николая Гумилева»
Цели:
познакомить с биографией и творчеством поэта;
пробудить интерес к уникальной личности поэта, показать ее многогранность;
выявить эстетическое воздействие поэзии Гумилева;
обучать приемам анализа стихотворения;
развивать творческое мышление;
формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.
Используемые технологии: технология критического мышления.
Методические приёмы: маркировочная таблица, приёмы «Кластер», «Синквейн».
Оборудование: презентация, портрет Николая Гумилева, карточки со стихотворениями Николая Гумилева.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Он любил три вещи на свете: За вечерней пение, белых павлиновИ стертые карты Америки ...
А. Ахматова
Ход урока
Организационный этап.
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Раскройте смысл понятия «акмеизм».
В чем вы видите отличия акмеизма и символизма? Что общего у этих двух направлений?
Назовите поэтов, входивших в группу акмеистов.
Какие стихи Николая Гумилева вы знаете? Какие прочитали, готовясь к этому уроку?
- Итак, сегодня мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче Гумилеве. Яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.
- В качестве эпиграфа урока взяты строки стихотворения А. Ахматовой.
- Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?
/Любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий ("стертые карты Америки")? /
- Знакомясь сегодня с творчеством Н. Гумилева, мы с вами сможем убедиться, насколько верно это замечание Ахматовой.
- Каким предстает лирический герой Гумилева? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока
Просмотр презентации по творчеству Н. Гумилева, сопровождающийся сообщениями заранее подготовленных учащихся
Остальные учащиеся делают записи.
Учитель. В жизни и смерти Н.С. Гумилёва, в его стихах, взглядах, поступках нет ничего случайного. И быть не могло. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам её складывал, как складывают книгу. Давайте вместе прикоснёмся к страницам таинственной книги под названием «Страна Н.С. Гумилёва», страна, в которой «только усталый достоин молиться Богам, только влюблённый – ступать по весенним лугам». Ребята представят вам некоторые страницы этой книги, а вы слушайте и заполняйте кластер. Итак, страница первая. Слайд №3
Сообщения учащихся. Н.С. Гумилёв родился в семье корабельного врача Степана Яковлевича, отличавшегося упорством в достижении цели и необыкновенным трудолюбием, и Анны Ивановны, представительнице рода князя Милюка (слайд №4). Родился ночью, в Кронштадте, 3(15) апреля 1886 года, в часы шторма. Старая нянька, глядя на разыгравшуюся бурю, простодушно увидела в том некий своеобразный знак, сказав, что у родившегося «будет бурная жизнь». Она оказалась права.
Гумилёв вопреки застенчивости старался быть раскрепощённым. Вопреки слабостям и болезням верховодил, завоёвывая право на первенство. Вопреки неуклюжести и некрасивости… По вечерам закрывал дверь и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. «Я твёрдо верил, что могу силой воли переделать свою внешность».
Читать он выучился довольно поздно: в 6 лет, но уже к 12 годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья и знакомые. С тех пор его комната стала наполняться книгами. Чтение становится любимым занятием, любимым писателем – Пушкин, наукой – наука о литературе.
Начитанность и образованность его были удивительны, современники отмечают, что, казалось, не было таких вещей, о которых он ничего не знал, начиная от французского сыра или итальянских вин и кончая сложнейшими философскими вопросами. Немногими словами он мог очертить любую историческую эпоху так, что слушателю казалось, будто он сам побывал в том времени.
Странно, но в гимназиях, в том числе и Царскосельской, директором которой был И.Анненский, учился не совсем хорошо, не закончил курса ни Сорбонны, ни Петербургского университета – и в это тоже трудно поверить, настолько не похож на недоучку автор классических «Писем о русской поэзии», блистательный переводчик, историк и теоретик искусства, знаток не только европейской, но и африканской, и восточных культур.Страница вторая (слайд №5)
Ещё мальчишкой он увлекался зоологией и географией, а когда читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Он бредил «Музой Дальних странствий».
В 1906 году Н.С. Гумилёв совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне, затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия, Африка. Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами. Однажды в пути караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гуссейну. Николай Степанович заинтересовался и отправился к жилищу пророка. Гуссейн принял европейцев с почётом, позволил всё осмотреть. Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных муках, и никто не смел протянуть ему кусок лепёшки или подать стакан воды. В этом месте валялось много черепов, костей. Как только ни отговаривал Гумилёва племянник, он всё – таки решил пролезть между камнями. Всё закончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал ещё что-нибудь проверить.
Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, какое впечатление произвело оно на вас.
Чтение учащимся наизусть стихотворения «Как в этом мире дышится легко»)Страница третья (слайд №6)
Для него словно не существовало несбыточного.
Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17 лет, а ей – 15. Начиналось всё подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба – полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан… Её фамилия была - Горенко, Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал наконец бывать в её доме, познакомился с семьёй. Несколько раз делал предложение и… получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю сводить счёты с жизнью. Но…был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, и его нашли без сознания в Булонском лесу. Казалось, судьба его хранила.
Наконец 25 апреля 19010 года в Николаевской церкви они обвенчались. Но счастья не было.
Из воспоминаний Анны Горенко.
Во время развода он очень выдержан был. Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень. Только раз он заговорил об этом. Когда мы сидели в комнате. А наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него, он внезапно поцеловал мою руку и грустно сказал: «Зачем ты всё это выдумала?»
Затем появилось прекрасное стихотворение «Соединение». Постарайтесь понять чувства лирического героя.
Чтение наизусть стихотворения «Соединение»
Страница четвёртая (слайд №7)
В детстве он любил играть оловянными солдатиками: придумывал сложные военные операции, обучал солдат храбрости и бесстрашию. А 24 августа 1914 года записался добровольцем в Действующую армию. Как воевал? О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было, пожалуй, другое: он, человек, привыкший к комфорту, безропотно сносил все тяготы похода: ему приходилось не есть по нескольку дней, стаскивать сапоги с распухших ног, разрезая голенища.
Отразились ли эти факты биографии в творчестве Гумилёва, вы узнаете, прослушав стихотворение «Наступление».
Чтение стихотворения «Наступление» (слайд 8)
24 декабря 1914 года он был награждён Георгиевским крестом четвёртой степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведён в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1915 года представлен ко второму Георгиевскому кресту и произведён в прапорщики. Георгиевскими крестами награждали только за особое мужество и бесстрашие.
Страница пятая (слайд 9)
Из рассказа Владимира Шилейко
Николай Степанович почему-о думал, что умрёт пятидесяти трёх лет: «Смерть надо заработать, природа скупа, и с человека все соки выжмет и, выжав, бросит». Особенно любил он это повторять во время войны. «Меня не убьют, я ещё нужен». Но не в пятьдесят три года умер Гумилёв. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в тридцать пять лет. В остальном же – всё сбылось:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в густом плюще
Гумилёв был расстрелян в августе 1921года, как утверждалось долгие годы – за участие в контрреволюционном Таганцевском заговоре. Сейчас установлено, что преступление Гумилёва заключалось в том, что он не донёс органам советской власти о предложении ему вступить в заговорщицкую организацию. Один из чекистов, участвующих в расстреле, сказал: «Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько минут до казни попросил папиросу, стоял улыбаясь».
Первичная проверка понимания
Слово учителя.
- Итак, мы побывали в загадочной стране, «Стране Н. С. Гумилёва». Ваше понимание личности хозяина этой страны представьте в кластере.
Пример кластера: Н.С. Гумилёв (поэт, воин, книголюб, путешественник, человек несгибаемой воли, человек чести)
Развитие навыка анализа лирического произведения.
Прослушивание стихотворения «Жираф»
Анализ стихотворения.
- Каково настроение стихотворения?
(оно грустное, почти тревожное)
- Где происходит действие? Как оно происходит?
(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку.) - Когда происходит действие?
(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение). - Кто ведет повествование?
(Лирический герой.)
- Каким вы представляете его себе?
(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России). - Что можно сказать о героине?
(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)
- Как вы считаете, рассказ героя выдумка?
(Некая сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно нереальные картины:
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт…
Трудно сразу поверить, что такая красота может существовать в реальности.
Но это не выдумка, а воспоминание человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.
Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебен. Герой преображает и без того прекрасную реальность.
Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.
- Что можно сказать о композиции стихотворения?
(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному). - С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?
Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы».
Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".
- Помогла сказка?
(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.
Подведение итогов урока.
- Вернемся к вопросу, поставленному в начале лекции. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос:
- Каким предстает лирический герой Гумилева?
Мечтатель
Страстный влюбленный
Путешественник
Патриот
Мужественный человек
Романтик
- В чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева?
- Произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием, стремлением противопоставить будничному миру обыкновенных людей свой мир.
Во-первых, романтический дух большинства произведений поэта.
Во-вторых, в творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным.
Герои созданы по контрасту с современниками, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, они идут к победе над внешним миром, даже если победа достигается ценой их жизни.
В-третьих, стихам Гумилева присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации.
-Как особенности поэтического творчества Н. Гумилева перекликаются с той характеристикой, которую дает поэту А. Ахматова в строках, взятых эпиграфом к нашему уроку?
/ - Все творчество Н. Гумилева созвучно той характеристике, которую дает ему Ахматова./
- Понравились ли вам стихи Н. Гумилева?
VII. Информация о домашнем задании.
Выучить наизусть стихотворение «Жираф»
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
1. Беседа.
2. Синквейн: итоговый вывод — впечатление о Николае Гумилеве.