Методическая разработка урока географии с использованием технологии критического мышления. Тема: Общие особенности климата. Климатические пояса и типы климата Африки. (7 класс)
Методическая разработка урока географии в 7 классе.
Учитель: Азаренко С.Ф., ДОШ №77.
Тема: Общие особенности климата. Климатические пояса и типы климата Африки.
Цель: обобщить и систематизировать знания о климате Африки; изучить особенности основных и переходных климатических поясов; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать главные признаки климатических поясов; отражать информацию в виде таблицы, умения работать с картами и дополнительными источниками информации; продолжить воспитывать у учащихся интерес к предмету, географическую культуру и экологическое сознание, чувство товарищества.Оборудование: атлас по географии 7 класс, физическая карта Африки, презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор, экран для просмотра презентации, сигнальные карточки, планшеты, рисунки детей, мяч, тесты. Ход урока
I. Организационная часть. Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем, И урок скорей начнём!
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что мы можем создать ситуацию успеха на уроке. Чтобы наша совместная работа была успешной, давайте вспомним законы урока. Я вам буду бросать мячик, а вы его возвращаете и называете по порядку законы урока
Законы урока
1. Вести себя спокойно.
2. Не выкрикивать.
3. Быть терпеливым.
4. Дать возможность высказаться своим товарищам.
5. Не критиковать.
6. Уважать друг друга.
- Послушайте стихотворение С. Островского.
И пусть бывает в жизни нелегко,
И не всегда судьба тебе послушна,
Живи красиво, вольно, широко,
Люби людей – светло и простодушно,
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
- Относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам.
II. Актуализация опорных знаний.
- Когда-то великий путешественник, исследователь Центральной Азии Николай Пржевальский писал: «… А жизнь прекрасна еще и потому, что можно путешествовать». Чтобы убедиться в справедливости этих слов, я предлагаю отправиться в путешествие. Некоторые из вас были в туристическом путешествии. Я думаю наше путешествие начнется со сбора рюкзака. С собой в дорогу мы возьмем: атласы, иллюстрации, карточки, планшеты, листок самооценки, в котором вы будете самостоятельно записывать свои баллы. Будьте объективны. А самое главное, что мы должны с собой взять? (ЗНАНИЯ). Сейчас проверим вашу готовность к путешествию.
2.1. Просмотр видеоролика «Африка».!!!- Сейчас проверим вашу готовность к путешествию.
2.2.Игра «Верю-не верю» (ДА– зеленая карточка, НЕТ – красная)
- Верите ли вы, что климат – это многолетний режим погоды в данное время и в данном месте?
ДА
- Верите ли вы, что на экваторе высокое атмосферное давление? НЕТ, низкое
- Верите ли вы, что погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в определенное время?
ДА
- Верите ли вы, что над Африкой преобладают только экваториальные воздушные массы?
НЕТ, преобладают экваториальные и тропические воздушные массы
- Верите ли вы, что на большей части Африки преобладает пассатная циркуляция?
ДА
- Верите ли вы, что морские течения играют заметную роль в формировании климата побережья Африки?
ДА
2.3. Работа на планшетах.
1) Исключите лишнее слово:
Атлантический, Индийский, Тихий
Тихий океан
Средиземное, Красное, Черное
Черное море
Амазонка, Конго, Днепр
Конго
Крымские, Карпатские, Драконовы
Драконовы горы
(Дети записывают баллы за два вида работы)!!!
2.4. Работа над тестами
1. От экватора к северу и югу t◦C воздуха:
а) повышается;
б) понижается
2. Пояса высокого давления находятся:
а) на экваторе;
б) на параллелях 30◦ в обоих полушариях
3. В экваториальном поясе Африки осадков выпадает:
а) много;
б) мало
4. Какой пролив отделяет Африку от Европы?
а) Гибралтарский;
б) Берингов
5. Существенное изменение температуры по сезонам наблюдаются в:
а) Низкой Африке;
б) Высокой Африке
6. Что обусловило постоянно высокие t◦C воздуха в Африке:
а) большой угол падения солнечных лучей;
б) сейсмическая активность и вулканизм
7. Какой пояс занимает самую большую площадь на материке ?а) экваториальный;
б) тропический
8. От Азии Африку отделяет:
а) Красное море;
б) Средиземное море
9. Во внутренние районы Африки проник исследователь:
а) Васко да Гамо;
б) Давид Ливингстон
10. Теплые течения способствуют:
а) увеличению осадков;
б) уменьшению осадков
Взаимопроверка. Выставление баллов в листок самооценки!!!
- Так как распределяются осадки по территории материка? От чего зависит неравномерное распределение осадков? (от угла падения солнечных лучей).
III. Мотивация учебной деятельности.
- С какими понятиями у вас ассоциируется материк Африка? (жара, пустыня).
3.1. Чтение отрывка Чарльз Андерсона:
«Трудно найти на свете место, которое бы в большей степени соответствовало нашим представлениям об аде. Дух бесконечного одиночества, который витал над этой необъятной пустыней, заставил меня вздрогнуть. Даже смерть была бы лучше изгнания в этот край».
- В каком климатическом поясе находится пустыня Сахара?
- Что называется климатическим поясом? (Климатический пояс – это территория, климат которой формируется определённым типом воздушных масс).
- Какие ассоциации у вас вызывает понятие «климатический пояс»?
________Климатический пояс______
- В пределах каких климатических поясов лежит Африка? Какую информацию можете предоставить, юные исследователи.
23 слайд
IV. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы познакомимся с темой …., запишите, пожалуйста, в рабочую тетрадь.
24 слайд
- Цели урока следующие…
V. Изучение нового материала.5.1. «Мозговой штурм».
- Прежде чем более подробно говорить о климатических поясах Африки, я хочу спросить вас, что вы знаете по данной теме? Вспомните и назовите все, что считаете нужным или знаете. Не задумывайтесь над тем, правильны ли ваши утверждения. Постарайтесь вспомнить как можно больше.
(все, что называют дети, фиксируется на доске в таблице)
5.2. Работа с учеником. Самостоятельное чтение.
а) Интерактивный метод пометок. Ознакомление с пометками.
- Когда будете читать текст, на полях поставьте следующие пометки, но не болем 2-3 на абзац!)
«+» - знаю
«-» - не знаю
Время для чтения 5 мин.
б) обсуждение прочитаного:
- Что из прочитаного подтвердило ваши знания о климатических поясах?
- Какая информация не подтвердилась?
- Что вы не знали? (Из центра пустуни дуют сильные ветры (самумы), которые становятся причиной пылевых и песчаных бурь). Внимание, на экран26 слайд
5.3. Просмотр видеоролика о ветре САМУМ.
- Так что узнали нового?
- На какие две области делится тропический пояс? (1) тропический пустынный тип климати и 2) тропический влажный.
- Прочитайте, какую территорию охватывает экваториальный климат? (узкую прибрежную полосу вдоль Гвинейского залива и впадины Конго).
27 слайд
- Какой можем сделать вывод? Какие климатические пояса находяться в африке?
28 слайд
- Назовите основне и переходные климатические пояса.
5.4. Отгадывание загадок
29-33 слайды34 слайд
Повторение правил ученого сотрудничества.
35 слайд
Объяснение заполнения таблицы!!!
36 слайд
Распределение обязанностей. Объединение в группы. Время работы – до 5 мин.
Выступление групп.
Группа «Гроза»
Название
климатических поясов Преобладающие воздушные массы Тип климата Температура,
t◦С Осадки
Июль Январь Кол-во, ммРежим
осадков
Экваториальный ЭВМ Экваториальный +26
+28 +26
+28 2000 Весь год
Дополнение учителя: Вследствие высокой температуры и большой влажности климат тяжело переносят даже коренные жители Африки, за исключением некоторых племен. От жары и чрезмерной сырости продукты питания быстро сгнивают, многие предметы покрываются сыростью, а металлы ржавеют. Экваториальный климат способствует быстрому разнообразной растительности, развитию животного мира.
Группа «Ливень»
Название
климатических поясов Преобладающие воздушные массы Тип климата Температура,
t◦С Осадки
Июль Январь Кол-во, ммРежим
осадков
Субкваториальный1) ЭВМ
Влажные субэкваториальный +25
+28 +25
+28 1500 зимой
2) ТВМ
Сухие летом
Дополнение учителя: Благодаря меньшей влажности субэкваториальный пояс более благоприятен, чем экваториальный.
Название
климатических поясов Преобладающие воздушные массы Тип климата Температура,
t◦С Осадки
Июль Январь Кол-во, ммРежим
осадков
Тропический ТВМ
1)Тропический пустынный +32 +16 до 100 редко
2)Тропический влажный до 1000 весь год
Дополнение учителя: Лето в Сахаре жаркое. Солнце нагревает поверхность камней и песка до +70 С. Человеку, попавшему в пустыню, днем приходится изнывать от сильной жары, а ночью дрожать от холода. Вот как описывает свое состояние в пустыне один русский путешественник: «От страшной жары кожа моих руки лица слегка припухла, губы потрескались и тоже припухли. Солнце палило огнем, груди не хватало воздуха. Несколько часов мы шли раскаленным песком, не встречая признаков жизни. Все живое в пустыне пряталось в расщелинах камней, в корни высохших трав. Ничто живое, кроме людей, копошившихся около палатки, да шести верблюдов, не осмеливалось показаться на раскаленном песке».
Название
климатических поясов Преобладающие воздушные массы Тип климата Температура,
t◦С Осадки
Июль Январь Кол-во, ммРежим
осадков
Субропический1) ТВМ
1)
Средиземноморский +27
+28 +10
+12 до 1000 На севере и юго-западе- редко
2) УВМ 2) Субтропический влажный На юго-востоке – весь год
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление и систематизация знаний.
7.1. Работа в парах.
-Запишите в тетрадке названия климатических поясов:
Экваториальный пояс:
Субэкваториальный пояс:
Субтропический пояс:
Тропический пояс:
и выпишите номера признаков, характерных для каждого из поясов Время для работы – до 5 мин.
Выполнение взаимопроверки. Записывание баллов в листок самооценки. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Экваториальный пояс: 3,5,10
Субэкваториальный пояс: 1,8,12
Субтропический пояс: 2,6,9,11
Тропический пояс: 4,7
7.2. Работа с сигнальными карточками
Территория расположена по обеим сторонам от экватора. Имеет низкое атмосферное давление и значительное (2000 мм) количество осадков на протяжении всего года.
(ЭКП – красная)
Для данной территории Африки характерна сезонная смена воздушных масс. Зима – сухая, лето – влажное. В течение года наблюдается высокая t◦С +25◦С +28◦С. Количество осадков 1500 мм.
(субЭКП – желтая)
Территория расположена в области низкого атмосферного давления. Осадков мало (менее 100 мм). t◦С воздуха высокая: в июле +32◦С и в январе +16◦С. Характерны пылевые бури.
(ТКП – зеленая)
Тип климата, который характерен для юго-восточной части материка. Под влиянием пассатов осадки распределяются равномерно в течение года.
(СубТКП – синяя)
Тип климата, который характерен для побережья Средиземного моря. Преобладает на севере и юго-западе Африки. Осадки выпадают преимущественно зимой.
(Средиземном. Тип климата – коричневая0VIII. Домашнее задание.
Домашнее задание:
Обязательный минимум: §17
Тренировочное задание: рис.61, объяснить диаграммы
Творческое задание: составить опорные схемы
IX. Итог урока. Интерактивный метод «Неоконченное предложение». Листки самооценки.
I ряд – «Сегодня на уроке я … (научился узнал)… »
II ряд – «Полученная информация позволила нам сделать вывод, что…»
III ряд – «На сегодняшнем уроке для меня наиболее важным открытием было …»
X. Нарисуй свое настроение.