Исследовательская работа История моей сеьи в истории моей страны
Вступление.
Откуда пошел мой род? Кто были мои предки? Когда они появились на Дону? Как сложилась их судьба? Эти вопросы очень интересуют и волнуют меня. В последние десятилетия мы несколько подзабыли свои корни. А дерево расти и плодоносить без корней не может. Отсюда у многих молодых людей нашего времени – беспринципность, безнравственность и бездуховность.
Работая над темой «Моя родословная», я поставила перед собой цель:
- показать связь времен и поколений в истории
Задачи исследования:
- провести поиск исторических корней рода Грациенко
- найти документы, фотографии, архивные и иные материалы, касающиеся жизни нескольких поколений моей семьи на Донской земле
- составить генеалогическое древо
Мне кажется, что мы сейчас начинаем вспоминать, что Россия - это наше Отечество, наша земля, на которой мы живем, уходим в нее, давая жизнь новым поколениям. И мы понимаем, что наше Отечество принадлежит не только нам, сегодняшним, оно принадлежит прошлому и будущему. Хочется, чтобы в будущем уже дети и внуки помянули нас добрым словом, так, как я сегодня вспоминаю своих предков.
Сейчас молодое поколение по крупицам собирает наше духовное наследие, а это значит, что мы по-новому, более гуманно, выстраиваем собственные души.
Область Войска Донского, как и весь степной юг России, во второй половине 19 века стал районом, куда прибывали многочисленные переселенцы из всех концов Российской империи. Что их привлекало на Дон? – Плодородные почвы и богатство недр, необъятные просторы и свобода. Вот так и мои предки переселились в конце 19 века из восточных районов Украины в Донской край. Почему они оказались здесь? – Неизвестно. Но я думаю, что они искали лучшей жизни, лучшей доли.
Основная часть.
В ходе поисковой работы было опрошено более двадцати жителей х. Старопетровского, х. Александрова, станицы Чертковской, г. Новошахтинска. Взяты воспоминания старожилов, найдены старинные фотографии и книги, архивные документы. Из полученных материалов я сделала вывод: х. Старопетровский был основан в конце 19 века «пришлыми людьми» из восточных районов Украины и Воронежской губернии и до сих пор не утратил своей культурно – языковой специфики. У истоков создания хутора стоял род Грицаенко – Яков Иванович и Пелагея Евдокимовна. Моя прапрабабушка Пелагея Евдокимовна прожила долгую жизнь, умерла в 1949 году в возрасте 90 лет, похоронена на новопетровском кладбище. ( Рис. № 1)
Мой прапрадед Яков Иванович умер в 1897 г., о чем свидетельствует документ Бекреневского монастыря Донской епархии, заверенный настоятелем монастыря архимандритом Иннокентием. Похоронен на старом кладбище х. Старопетровского (в настоящее время на его месте проходит ул. Лютиковая).
( Рис. № 2)
По воспоминаниям внучки Якова Ивановича, Грицаенко Зои Васильевны, еще 80 лет назад ее родных в хуторе все называли « хохлами».
Жизнь Якова Ивановича и Пелагеи Евдокимовны неразрывно связана со ставшей для них родной Донской землей. Здесь они были счастливы, родили
4-х сыновей и 2-х дочерей – Василия, Алексея, Ивана, Петра, Агнею и Параню. Судьбы детей сложились по-разному. Петр в 30-ые годы уехал на свою историческую родину Украину, где и умер в 60-е годы и в г.Должанке. Агнея переехала жить в г.Джамбул, Параня умерла в молодости, а трое сыновей остались рядом с родителями. Семья Грицаенко была глубоко верующая, воспитавшая в своих детях трудолюбие, почтение к старшим. Мне удалось отыскать фотографии 3-их сыновей моего прапрадеда.
(Рис. № 3. Рис. № 4)
По рассказам Петра и Алексея, как вспоминает Зоя Васильевна Грицаенко, отношения хуторян с казаками соседней станицы Чертковской были довольно напряженными. И не дай бог, если скотина зашла на казацкие угодья – угоняли лошадей, дрались до крови. Из всех детей самым грамотным в семье был старший сын - мой прадед Василий Яковлевич, 1888 г.р. Он закончил церковно – приходское училище в станице Чертковской, которая в начале 20 века была местным центром духовной жизни селян. ( Рис. № 5 )
Кроме церковно – приходского училища, в котором учились дети разных сословий, в станице для прихожан была открыта церковь. По воспоминаниям бывшей жительницы ст. Чертковской Наумовой Валентины Федоровны, которая в настоящее время проживает в х. Старопетровском, церковь была уничтожено большевиками в 30-ые годы XX века. Василий Яковлевич успешно закончил училище, за что ему в 1904 году была вручена Библия с памятной надписью учителя: «Сие Евангелие принадлежит Василию Грицаенко. 1904 г.30 апреля» ( Рис. № 6)
До конца жизни мой прадед много читал, вел опись прочитанных книг и меня поражает многообразие его интересов. В наследство дочери Василий Яковлевич оставил прекрасную библиотеку с редкими изданиями книг.
( Рис. № 7)
C 1910 по 1914 год Василий Яковлевич проходил действительную военную службу в Туркестанском военно - окружном суде писарем старшего разряда. Жизнь и судьба моих предков неразрывно связана с историей моей страны. В 1914 году началась Первая мировая война. Донские казаки показали себя самым наилучшим образом. Часть казаков в течение всего периода войны находились на Кавказском фронте. Они несли службу в крепости Карс, где находился штаб Кавказской армии. Мой прадед, Грицаенко В.Я., служил в 1915 году в крепости Карс. ( Рис. № 8 )
А его родной брат Алексей воевал в это время на Восточном фронте и попал в плен, пробыл в Австрии 7 лет, после чего вернулся к семье в х. Бедняк.
Весной 1918 года, после Октябрьской революции, на Дону развернулась широкомасштабная гражданская война. И Василий Яковлевич оказался в белой армии. По воспоминаниям жены брата Алексея Хавроньи Петровны и их дочери Полины, которая в настоящее время проживает в г.Цимлянске, Василий Яковлевич в 1920 году вернулся в х. Старопетровский. Но на долгое время за ним закрепилось прозвище «белогвардеец», хотя с марта 1920г по май 1920 он служил в красной армии при штабе 14-ой Туркестанской дивизии.
Бедно и голодно жили после Гражданской войны на Дону, но постепенно жизнь налаживалась. Василий Яковлевич женился на местной девушке Мазниченко Дарье Семеновне, родители которой пришли на Дон из Воронежской губернии и поселились в хуторе Старопетровском. Это подтверждает ее младший брат Мазниченко Виктор Иванович, который в настоящие время проживает в городе Новошахтинске Ростовской области. Дарья Семеновна была девушкой красивой, но неграмотной.
С 1921 года началась новая экономическая политика большевиков и отношение донского казачества к советской власти изменилось в лучшую сторону. Казаки были восстановлены в гражданских правах, их стали привлекать к военной службе, были амнистированы рядовые представители белого казачества. Мой прадед Василий Яковлевич построил для семьи дом, который находился за плотиной сегодняшнего пруда - тогда там была степь. В семье родилось двое детей - сын Виктор, 1922г.р. и дочь Зоя, 1925г.р. В середине 20-х годов у людей появилась надежда, что жизнь скоро наладится, только лишь нужно работать, не покладая рук. И работали с утра до ночи. Развели скот, пахали и обрабатывали землю. В семье появился достаток. Но все это рухнуло в 1928 году, когда новая экономическая политика была отброшена, по образному выражению И.В.Сталина, «к черту».
С началом сплошной коллективизации и массового раскулачивания судьба донских казаков слилась с трагической судьбой всего российского крестьянства. Участие в Гражданской войне на стороне белых могло послужить основанием для зачисления в разряд кулаков и «подкулачников», подлежащих репрессиям. Время коллективизации оказалось самым трагичным для семьи моего прадеда Грицаенко В.Я.: он потерял почти всю семью, самого посадили в тюрьму, как кулака. Его старшая дочь Зоя Васильевна до сих пор помнит хуторянина по прозвищу Лобач (Лобачев), который нагайкой выгонял сначала скот со двора, а потом и беременную мать с двумя детьми. Отца сразу увезли из дому, видимо, боялись, что будет защищать семью. Забрали все, даже самовар и детские вещи, которые были в сундуке. Дом раскатали по бревнам и перевезли в ст. Чертковскую. А мать с детьми переселили в землянку, где не было ни печки, ни полов- это был 1931 год. В этот же год родился третий ребенок, сын Владимир. Отец его так и не увидел.
Закономерным результатом сплошной коллективизации стал голод 1932-1933г.г., который унес многие миллионы человеческих жизней. Люди умирали по всей стране, и у них не было никаких надежд, кроме одной - спасти детей. Тиски голода сжали сельское население донского края. Это в полной мере коснулось и семьи Грицаенко В.Я.
Грицаенко З.В., которой в 1932 году было 7лет, вспоминает, как их мать- Дарья Семеновна, оставив в декабре детей, голодных, в холодной землянке, пошла по хутору собирать по родственникам, знакомым мерзлую свекольную ботву, картошку, тыкву, все, чтобы хоть чем-то накормить детей. И домой она не вернулась, умерла прямо на дороге, недалеко от дома старшего брата. В те страшные годы мало кто хоронил умерших по обряду, и тело Дарьи Семеновны кем-то из хуторян было брошено в завалившийся погреб и закопано. А дети, опухшие от голода, полураздетые, в зимний декабрьский день пошли искать мать, оставив младшего брата Володю одного в землянке. Зоя Васильевна вспоминает, что когда она со старшим братом Виктором пришла в хутор, то какая-то женщина сказала, что «матка ваша померла». Дети, заплакав, вернулись домой. Но там они увидели картину, которая у Зои Васильевны до сих пор стоит перед глазами, и до сих пор болит сердце: младший двухлетний брат был мертв, а такие же голодные, как и люди, крысы обглодали все его тельце. А потом был детский дом в х. Александров, в котором было голодно и грязно. Брат Виктор умер от гангрены ног, обмороженных во время поисков матери. Вспоминая все это, Зоя Васильевна Грицаенко до сих пор задает один и тот же вопрос: «За что была уничтожена вся ее семья?» (Рис. №9, №10.)
Уже 66 лет хранит Зоя Васильевна письма своей матери и брата отцу в места лишения свободы: они полны боли, страха за жизнь и надежд на отца, который так и не смог ничем им помочь. Мне хотелось бы привести выдержки из этих страшных писем 1932 года. «Папа, поскорей иди домой. Если не придешь домой, то нам пропадать. Ни хлеба нету, гарбузы кончаются и картошка кончается. И не знаем, что нам делать. Забирай нас туда, папа. Папа, я в школу не хожу, потому что обуваться не во что.» Из письма жены: «Я совсем растерялась, не знаю, что делать. Живем в чужой хате, без хлеба и без молока почти месяц. Если ты не придешь до зимы, то мы погибнем. Я только тем живу, надеюсь на тебя, что ты придешь.» (Рис.№11,12)
Чудом сохранил Василий Яковлевич дошедшие до него письма семьи, ставшие важными историческими документами времени коллективизации. В 1936 году он вернулся из ссылки домой, забрал из детского дома дочь Зою и стали они жить в родном хуторе. В 30-е годы в СССР вводилась паспортная система, была проведена перепись населения. При оформлении свидетельства о рождении мой прадед изменил свою фамилию с Грицаенко на Грациенко. Это подтверждает документ, выданный органами НКВД. А его дочь осталась на фамилии Грицаенко, так, как она шла по свидетельству о рождении, при оформлении ее в детский дом хутора Александров. (Рис. №13, 14)
Я могу только предполагать, чем была вызвана смена фамилии у прадеда: боязнью нового ареста и ответственностью за единственную дочь. Страшные были времена. В 1937 году Василий Яковлевич женился второй раз на Лобановой Марии Сидоровне. Жизнь продолжалась. В 1938 году во втором браке у моего прадеда родился сын Виктор, названный отцом именем умершего в детском доме старшего сына. (Рис. №15,16)
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В годы войны Ростовская область оказалась ареной ожесточенных сражений с гитлеровскими полчищами. Я пишу свою работу в те ноябрьские дни, когда советским командованием в конце 1942 года началась операция «Малый Сатурн», в ходе которой от фашистов в ноябре - декабре 1942г. были освобождены мои родные места. До сих пор поражаюсь, как могла в голове Гитлера даже просто мелькнуть мысль - переименовать мой родной город Ростов-на-Дону в город Клейст-на-Дону? Как же плохо знал он наш народ, который от мала до велика встал на защиту Родины. В годы войны семья Грациенко жила в хуторе и на себе узнала, что такое оккупация. Василия Яковлевича в Красную армию не взяли по возрасту, а сыну было всего 3 года. Так что солдат в семье в Великой Отечественной войне не было. Зое Васильевне Грицаенко в 1941 году было 16 лет. Она хорошо помнит события тех дней: в душах людей поселился страх, родители боялись, что молодых девушек и парней угонят в Германию. Фашисты заставили работать всех, не выйдешь - 25 плетей. В хуторе стоял небольшой немецкий гарнизон. Расстрелов не было, но у людей забрали весь скот – кормить - то свою армию немцам надо было. Хуже было, когда вошли румыны. Они тащили все: подушки, одеяла, любые вещи, и сами напоминали баб, увешанных тряпками. Не было предателей среди хуторян. «Жили голодно, но у всех была уверенность - не смогут немцы одолеть нас»,- вспоминает Зоя Васильевна. А после освобождения хутора Красной армией трудностей у людей не убавилось. Жили в землянках, мужчин не было, на трактора сели мальчишки, женщины пахали поля на волах, все делали вручную. Но хлеб родине сдавали, потому что каждый знал, что сын, брат, муж должны идти в бой сытыми и уверенными в том, что в далеком тылу их ждут и любят. С грустью Зоя Васильевна говорит, что парней в хуторе не было, а девочки за два года войны выросли и так хотелось влюбиться. До сих пор из памяти не стерлось имя ее первой любви - Летучего Тихона Мироновича, часть которого остановилась в хуторе. Договаривались, что обязательно встретятся после войны, писал ей с фронта. Но не встретились. Видимо, погиб солдат. 9 мая для нее- самый большой в жизни праздник. Вспоминает, как в этот день в 1945 году накрыли на площади в х.Старопетровском столы и праздновали, плакали и пели. Слишком долгой и тяжкой была дорога к победе. (Рис. № 17)
После войны многие уехали из хутора Старопетровского. Мой прадед Грациенко В.Я. жил здесь вместе со своей семьей- женой и сыном. А старшая дочь, Грицаенко Зоя, от нищеты, от одиночества пыталась уехать из хутора в Алма-Ату. Через два года вернулась назад. На вопрос- почему вернулась? Она ответила: «Я босыми ногами исходила здесь каждое поле и каждую тропинку. Лучше земли нигде нет.» Работала везде, где было надо: в поле, на току, овощеводом, скирдовала сено лучше любого мужика. В 1949 году, в возрасте 90 лет, умерла основательница рода- Грицаенко Пелагея Евдокимовна. Она похоронена на новопетровском кладбище. Мой прадед Грациенко Василий Яковлевич умер в 1969 году, похоронен в х.Старопетровском. Его вторая жена, Мария Сидоровна, после смерти мужа прожила еще 17 лет у своей неродной дочери Зои Васильевны. В 1957 году, в 32 года, у Зои Васильевны родилась дочь Людмила. Воспитывала она ее без мужа, одна. Но дочь закончила Ростовский пединститут и уже более 30 лет работает учителем в старопетровской школе. (Рис. № 18, 19)
Мой дед, Виктор Васильевич, рано начал работать. В его трудовой книжке всего одна запись: «Принят водителем в мясосовхоз «Морозовский» ». Его трудовой стаж- 45 лет. И Виктор Васильевич, и его сестра Зоя Васильевна - ветераны труда. Их ратный труд сродни боевому. Это их поколение восстановило страну из послевоенной разрухи, накормило страну. (Рис. №20,21)
Прошли годы и у Виктора Васильевича родились два сына. Валерий и Игорь Грациенко родились в хуторе Старопетровском, закончили институты, получили высшее образование. Женились, родили детей. Но Игорь трагически погиб, не успев вырастить двоих сыновей. Мой отец, Грациенко Валерий, работает главным инженером ЗАО «Морозовское». Вместе с мамой, Галиной Анатольевной, воспитывает двоих детей - меня и брата Юрия. Продолжилась родословная и Грицаенко Зои Васильевны: без мужа воспитала дочь Людмилу, которая уже более 30 лет воспитывает молодое поколение в школе, а потом родилась внучка Ирина. А сейчас Зоя Васильевна воспитывает уже и восьмилетнюю правнучку Дашу.
Сейчас наше поколение творит новую историю. Я надеюсь, что молодые представители рода Грицаенко - Грациенко еще скажут свое слово в истории родного края. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно»,- так еще сто пятьдесят лет назад сказал великий А.С. Пушкин. Но эту гордость надо воспитывать. Вновь в нашем обществе обретают силу такие нравственные понятия, как «защита Отечества», «великое духовное наследие предков», «вера» и другие. И нам, молодым, строить великую Россию, в которой права человека, достоинство ее граждан никогда не будут попраны. Оглядываясь на жизнь, прожитую моими предками в ХХ веке, я не могу обособить ее от жизни моей страны: заселение пустующих донских земель, Первая мировая война и Гражданская война, НЭП и коллективизация, Великая Отечественная война и восстановление родной страны.
Двадцатый век, двадцатый век. Как стремительно он ворвался в русскую жизнь. Сколь много страданий и, одновременно, сколь много свершений принес он. Мои искания оказались для меня плодотворными. Я заглянул в прошлое своей страны, своей семьи, установил исторические корни, составил генеалогическое древо. Несмотря на трудности, трагедии, род Грациенко -Грицаенко выжил и разросся. И по – новому я понял выражение «не переведется род людской». От отца к деду будут переходить семейные традиции и предания.
Переселенцы с Воронежской губернии, с Украины, среди них и мои предки, Яков и Пелагея Грицаенко, основали на Дону поселение, которое в начале ХХ века получило название хутор Старопетровский, по имени богатого казака-землевладельца Петрова, жившего в станице Чертковской. Воспоминания о прошлых событиях в х. Старопетровском, в стране воспроизводятся через призму настоящего. Более века назад пришли мои предки на Дон, на ту землю, которую мы сейчас называем своей малой Родиной. Они любили свой край, берегли и защищали его в трудную годину. В настоящие время, наконец, восстанавливается связь времен: и мы, нынешнее поколение, и они - это звенья одной цепи. И наша задача – хранить родную землю, беречь и защищать ее, как это делали старшие поколения.
Заключение
В исследовательской работе «Моя родословная» отражена жизнь нескольких поколений рода Грациенко – Грицаенко с конца XIX века до настоящего времени.
Через историю рода показана тесная связь времен и поколений, возникновение и развитие х.Старопетровского.
Составлено генеалогическоедрево.
Тема исследовательской работы актуальна, так как молодое поколение нуждается в точных, достоверных сведениях о прошлом и настоящем своей «малой родины», Отечества.
Задачи, поставленные мною в работе, выполнены.
13PAGE 15