Технологическая карта Урок-путешествие в страну кислот Кислоты. Состав и свойства кислот
Тема урока: Урок-путешествие в страну кислот "Кислоты. Состав и свойства кислот"
Цель:
1. обучающая –
Сформировать понятие о кислотах,
Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот,
Познакомить учащихся с важнейшими неорганическими кислотами.
2. развивающая –
Формирование умений наблюдать, анализировать опыты, делать выводы,
Обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот,
Продолжить работу по выработке навыков и умений работать с дополнительной литературой.
Задачи:
Воспитательная: Продолжить воспитание чувства доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и критически оценивать ответы товарищей, воспитание чувства коллективизма.
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Организационный момент.
Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.
Создает эмоциональный настрой. «Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по “стране кислот”.»Личностные УУД:
Готовность к равноправному сотрудничеству;
доброжелательное отношение к участникам образовательного процесса.
Коммуникативные УУД:
Проявление внимания к окружающим.
II. Мотивация.
Воспринимают информацию.
Учитель доносит информацию
Знакомство учащихся с девизом урока, коротко сообщаю цели урока, напоминает учащимся, что они должны вести дневник наблюдений во время путешествия.
Девиз урока “Учение с увлечением!”
Цели урока:
Изучить кислоты, их состав, названия и классификацию
Познакомиться с важнейшими неорганическими кислотами
Научиться отличать кислоты от других классов соединений Личностные УУД: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания.
III. Актуализация знаний.
Анализируют информацию.
Отвечают на вопросы. Вспоминают классы неорганических веществ, которые изучили, дают им определения. Показывают на примерах как определять степень окисления в бинарных соединениях. Вспоминают тип химической связи в молекулах оснований. Из предложенных формул выбирают оксиды и основания. Проводит беседу по вопросам, подводит учащихся к новому классу неорганических веществ кислоты.
С какими классами неорганических веществ вы знакомы? ( дать определения)
Что такое оксиды? Основания?
Как можно определить степени окисления атомов химических элементов в бинарных соединениях? Показать на 2-х, 3-х примерах ( SO2 , Na2S , CI2 )
Каков тип химической связи в молекулах оснований? (в основаниях между Ме – ОН ионная, а О и Н – ковалентная полярная)
На доске ( слайде) : CaO, NaOH, HCI, Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O, H2CO3 , AI(OH)3 выбрать из формул оксиды и основания. Есть ряд формул, которые не относятся ни к оксидам , ни к основаниям – это кислоты .
Личностные УУД:
осознают неполноту своих знаний, проявляют интерес к новому содержанию.
Регулятивные УУД:
выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
IV.
Проверка домашнего задания. Ученики делают сообщение и обмениваются историческими сведениями о кислотах и характеризуют области их применения. Проверка выполнения опережающего домашнего задания.
1 остановка. Информационная.
Сообщения учащихся в приложении №1 Личностные УУД:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.
Познавательные УУД:
слушают, извлекая нужную информацию; умеют приготовитьпрезентацию; грамотно формулируют вопросы.
V.
Изучение нового материала.
Ведут дневник наблюдений, отвечают на вопросы, делают выводы, читают и пишут формулы.
Записывают определение кислот, затем классификацию кислот.
Читают формулы и названия кислот на экране.
Выдвигают гипотезы классификации.
Вспоминают ранее изученный материал и применяют его к новым знаниям. Задают учителю вопросы
Учащиеся проводят определение кислот с помощью различных индикаторов, сравнивают с изменением окраски в нейтральной среде, делают выводы, заполняют таблицу в тетради.
2 остановка. Определительная. Познакомимся с составом, названием и классификацией кислот.
1) ?Что общего в составе названных кислот?
2) ?Какой химический элемент обязателен в формуле кислоты?
Вывод: В состав кислот обязательно входит водород.
А вся остальная часть называется кислотным остатком. Читаем формулы. Пишем на доске.
Причем кислотный остаток может быть как простым (Cl -, 32-), так и сложным (SO42-).
Определение кислот.!!! !!! КИСЛОТАМИ называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
Классификация кислот ( по нескольким признакам):
1) по числу атомов водорода ( т.е. по основности):
Одноосновные ( HF, HBr, HCI )
Двухосновные (H2SO4 , H2CO3 )
Трёхосновные (H3PO4 )2) по наличию кислорода в кислотном остатке :Бескислородные (HBr, HCI )Кислородсодержащие ((H2SO4 , H2CO3 , H3PO4 )
3) по растворимости:
Растворимые
Нерастворимые
4) по происхождению:
Органические ( лимонная, яблочная , уксусная, щавелевая, муравьиная)
Неорганические ( серная, соляная, плавиковая, фосфорная, азотная)
По формулам кислот можно определить степени окисления атомов химических элементов,
а) для бинарных кислот – HCl, H2S мы уже знаем, определяемб) для неметаллов, образующих кислотные остатки кислородсодержащих кислот.
Нужно помнить! -я степень окисления атомов всех элементов в соединении равна нулю, а степень окисления H + 1 и О – 2
Например, по формуле H2+1SxO4-2 можно составить уравнение:
+2 H2+1S x O4-2 -8 х = +6
или
(+1) • 2 + х + (-2) • 4 = 0
отсюда х = 6, где х – степень окисления серы.
Зная степень окисления элемента – неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить, какой оксид ей соответствует.
Например, H2S+6O4, а в оксиде серы степень окисления должна быть равна +6
S+6O3-2 оксид серы (VI)
H2C+4O3 C+4O2-2 оксид углерода (IV)
HN+3O2 N2+3O3-2 оксид азота (III)
H2S+4O3 S+4O2-2 оксид серы (IV)
По формулам кислот можно определить и общий заряд, который имеют кислотные остатки. Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и равен числу атомов водорода в кислоте. Число атомов водорода в кислоте называется основностью.
HCl1-, HNO31-
H2SO42-, H2S2-, т.е. SO42-, S2-
H3PO4, ион PO43-
Бинарные бескислородные кислоты образуют простые ионы: Cl-, S2-
Кислородсодержащие кислоты образуют сложные ионы: SO42-, PO43-.
Физические свойства кислот.
При обычных условиях могут быть твёрдыми веществами ( фосфорная H3PO4 , кремниевая H2SiO3 ) и жидкими (H2SO4 , HCI)
Все кислоты кислые на вкус
Газы HCI, HBr , H2S в водных растворах образуют соответствующие кислоты
Угольная H2CO3 и сернистая H2CO3 кислоты существуют только в водных растворах, т.к. являются слабыми и нестойкими, поэтому легко разлагаются на воду и соответствующий оксид (стр. 74 учебника)
H2CO3 CO2 + H2O
H2SO3 SO2 + H2O
? Какой тип химической связи в молекулах кислот?
(Т.к. все элементы, входящие в состав кислот – неметаллы, следовательно тип химической связи – ковалентная полярная)
Кислотные остатки образуют элементы – неметаллы.
3 остановка. “Дегустационная”.
Какой вкус имеет лимон, щавель, “аскорбинка”?
- кислый!
Чем же обусловлено – вот это общее свойство кислот?
Вывод: Общее в составе (наличие атома Н) и строение кислот обусловливает их общие свойства.
Поезд отправляется дальше, но внимание – красный свет.
Знакомство с ПТБ при работе с кислотами
Серная к-та обугливает древесину, кожу, ткани.
Обугливание лучинки – химическая реакция.
При растворении H2SO4 – вливать > в H2O.
4 остановка. Экспериментальная.
-выполнение л/р. “Действие кислоты на индикаторы”.
Формула и название кислот Индикаторы
Лакмус Метил –
оранж. Фенол - фталеинHCl – соляная кислота красный красно-розовый бесцветный
H2SO4 – серная кислота красный красно-розовый бесцветный
Уксусная кислота красный красно-розовый бесцветный
Вывод об отношении кислот к индикаторам.
Это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.
Мы рассмотрели неорганические кислоты.
Как относятся к индикаторам органические кислоты?
Л/опыт. Действие лакмуса на кусочек яблока.
Вывод: И органические и минеральные кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения. Составить формулы оксидов,
соответствующие следующим кислотам:
H2SiO3 →
HNO2 →
H3PO4 →
H2SO3 →
Лабораторная работа 1:
“Действие кислоты на индикаторы”.
Пробирки:
№ 1 ( кислота) +
№ 2 ( кислота) +
№ 3 ( кислота) +
Лабораторная работа 2:
“Действие лакмуса на кусочек яблока”.
Познавательные УУД:
осуществляют анализ, обобщение, делают вывод; осознают поставленную задачу, выполняют эксперимент; устанавливают причинно-следственные связи; умеют использовать графические организаторы, символы, схемы для средства для решения поставленной задачи; находят отличия между сравниваемыми объектами;
Коммуникативные УУД:
вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Осуществляют совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач; умеют работать с различными источниками информации.
Регулятивные УУД: Самоконтроль и самооценка достигнутого результата.
Личностные УУД:
Способность к самооценке своих действий.
VI. Закрепление изученного материала. Определяют свои достижения.
Выполняют задания, отвечают на вопросы. Учащиеся сами выбирают для характеристики любую кислоту. Обеспечивает мотивацию выполнения.
Акцентирует внимание на достижении цели урока.
Организует контроль знаний обучающихся. Выполнить задания
Что такое кислоты?
Игра крестики – нолики
NaOHCaCO3 MgOHNO3 H2SiO3 HClH2O P2O5 Ca(OH)2
Дать характеристику кислоты по плану: ( HCI, H2SiO3 , )
Формула
Наличие кислорода
ОсновностьРастворимость
Степень окисления элементов, образующих кислоту
Заряд иона, образованного кислотным остатком
Соответствующий оксид
Выписать отдельно формулы кислородсодержащих и бескислородных кислот: HBr, H2S , HNO3 , H2SO4 , H2CO3 , HNO2 , H3PO4 Регулятивные УУД:
принимают учебную задачу, самостоятельно планируют дальнейшие действия; самоконтроль и самооценка достигнутого результата.
Познавательные УУД:
осознают поставленную задачу, самостоятельно находят её в материалах учебника, рабочей тетради; обрабатывают и используют информацию, извлекают нужную информацию, выполняют учебно-познавательные действия.
Личностные УУД:
- потребность в справедливом оценивание своей работы.
VII. Домашнее задание.
Ученики записывают Комментирует домашнее задание. §20, учить формулы и названия кислот ,упражнения в конце § №3, 4 и 5(дифференцированное домашнее задание). - Уметь использовать возможности ИКТ , Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и представления результатов. Регулятивные УУД:
принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.
VIII. Итог урока.
Слушают и анализуруютПодводит итог урока Заключительная часть: Наше путешествие в “страну кислот” закончилось, но мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты. Нам предстоит узнать еще очень много нового и интересного не только о кислотах, но и других веществах Технологическая карта урока
Приложение № 1
Сообщение учащихся об уксусной, муравьиной, молочной и др. кислотах
1) Слово « кислота» и « кислый» имеют один корень.
В природе встречается много кислот:
Лимонная – в лимонах
Яблочная – в яблоках
Щавелевая – в листьях щавеля
Муравьи защищаются от врагов, выбрызгивая едкие капельки муравьиной кислоты ( она же содержится в пчелином яде, в жгучих волосках крапивы)
При прокисании виноградного сока получается уксусная кислота (уксус), при прокисании молока – молочная кислота
2) Уксусная кислота известна с древнейших времен, т.к. образуется при скисании вин “винный уксус”. Ее способность растворять жемчуг и известняк послужили основой легенды о том, что А. Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выведена в 1700 г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, для синтеза различных веществ, также в кожевенной и текстильной промышленности.
Уксусная кислота - это бесцветная прозрачная жидкость с резким запахом. Смешивается со многими растворителями, хорошо растворяет органические соединения, в ней растворяются газы HF, HCl, HBr, HI и др. Уксусная кислота растворяет многие металлы, их оксиды и карбонаты с образованием солей
“Из всех кислот она конечно, прима!Присутствует везде и зримо и не зримо.В животных и в растениях есть она.С ней техника и медицина навсегда!Ее потомство “ацетаты” - очень нужные ребята,Всем известный “аспирин” - он как добрый господин,Жар больного понижает и здоровье возвращает!”
Сообщение о серной кислоте.
3)Алхимикам удалось получить серную кислоту в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов), отсюда произошло и историческое название – купоросное масло.
H2SO4 – важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов, а также почти во всех отраслях химической промышленности.
Серная кислота не имеет цвета и запаха; это одна из самых сильных кислот. Растворяет большинство металлов, образуя сернокислые соли.
Итак, все сказано, друзья, “хлеб промышленности – серная кислота”.
Сообщение об азотной кислоте.
4) Азотная кислота была упомянута в VIII веке арабским химиком Джабиром Иби Хайяном в его трудах, а для производственных целей ее стали получать в XV веке.
Для взрывчатых веществ нужна она.Для красителей, лаков, лекарств идетСамая важная из кислот.Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобрения –вот азотной кислоты применение.