Урок: Кислоты Состав кислот и их классификация. Свойства кислот.(8 кл)
8 кл.
Урок: Кислоты Состав кислот и их классификация. Свойства кислот
Изучить классификацию, свойства и состав кислот. Совершенствовать умения учащихся в составлении уравнений химических реакций.
Задачи:
Образовательная: Знать состав кислот, определения, составлять уравнения химических реакций;
Развивающая: Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Формировать умение работать в коллективе, где развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему товарищу.
Тип урока: Урок усвоения навыков знаний.
Оборудование и реактивы: Соляная кислота, цинк, медь, оксид меди, гидроксид натрия, растворы индикаторов (лакмус, метилоранжевый).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
Учитель: В предыдущих разделах мы с вами неоднократно сталкивались с тем или иным использованием кислот. Упоминались серная, соляная кислоты. С некоторыми кислотами мы встречаемся в повседневной жизни, может кто-то знает эти кислоты?
Ученик: Лимонная, яблочная, уксусная, молочная.
Учитель: Сейчас, послушав сообщения ваших одноклассников, узнаем, где содержатся кислоты и какую роль они выполняют. А в тетради сделаем небольшую схему.
Напишите слово “Кислота” и от него несколько стрелок общего в формуле всех кислот?
Ученик: Во всех кислотах содержатся атом водорода, и стоит он на первом месте.
Учитель: Правильно. Давайте вспомним, с помощью каких веществ мы получали водород и напишем уравнение реакции на доске.
Ученик:
Учитель: А что происходило с атомом водорода в молекуле кислоты?
Ученик: Цинк вытеснял атом водорода из молекулы.
Учитель: На основании этого свойства давайте попробуем дать определение кислотам.
Ученик: Кислоты – это сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл.
Учитель: Запишите определение в тетрадь. Действительно, если от молекулы кислоты убрать водород, то остается атом или группа атомов, которая называется кислотным остатком.
Учитель: Правильно! Есть кислоты, которые содержат кислород – их называют кислородосодержащие и без кислорода – бескислородные.
Какие это? (формулы) У меня на доске написаны формулы кислот с валентностями кислотных остатков
Как вы думаете, каким образом я определила её? (числом атомов водорода).
Правильно, по числу атомов водорода определяется валентность кислотного остатка.
Какие это?
Посмотрите 3 колонку таблицы.
Мы рассмотрели классификацию кислот.
Как вы думаете, почему кислоты получили такое название?
Ученик: Потому, что они кислые.
Учитель: Правильно. Само название “кислота” показывает, что все кислоты имеют кислый вкус. Было время, когда единственным средством определения веществ были органы чувств. Постепенно химики научились распознавать кислоты, а как - об этом нам расскажет (3 сообщение).
А сейчас мы, как настоящие химики, с помощью индикатора распознаем кислоту и изучим их химические свойства.
У нас на столах имеются лотки с необходимыми реактивами и инструктивные карты. Четко следуйте инструкции и не забывайте о правилах техники безопасности. Уравнение химических реакций вы можете записать в инструктивных картах.
Отсюда вам следующее домашнее задание:
1. Действие индикатора.
В пробирку с соляной кислотой добавьте несколько капель лакмуса. Что происходит?
2. Взаимодействие с металлами.
В одну пробирку с соляной кислотой добавьте цинк.
Что происходит ?
Напишите уравнение химической реакции
3. Взаимодействие с основными оксидами.
В пробирку с соляной кислотой добавьте оксид меди. Перемешайте стеклянной палочкой.
Что происходит?
Напишите уравнение химической реакции
Лабораторный опыт №11
Растворение железа и цинка в соляной кислоте
Взаимодействие с гидроксидами металлов.
В пробирку с гидроксидом натрия (малиновый) добавьте соляной кислоты.
Что происходит?
III. Закрепление.
IV. Итог урока.
Отсюда вам следующее домашнее задание: Домашнее задание:
§32, упр.1. с.104
§32, табл.13, с.103, упр.8. с.104 -105
(по вариантам)
Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 7Рисунок 16Рисунок 19Заголовок 2йђЗаголовок 315