Урок химии , Планирование Кислоты: состав, номенклатура. Классификация, способы получения, свойства.


Кислоты: состав, номенклатура. Классификация, способы получения, свойства.
Урок в 8 классе
Илиева З.М, учитель химии и биологии
КГУ Балтабайская средняя школа с дошкольным миницентром.
Енбекшиказахский район. Алматинская область.
Учитель: урок № Класс: Дата:
Тема занятия: Кислоты: состав, номенклатура. Классификация, способы получения, свойства.
Ссылки: Учебник «Химия» 8 класс , НурахметовН.Н Мектеп-2012 г, раздаточный материал. Видео ресурсы. мультимедийный проектор.
Цели: Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах. 
Задачи.Образовательные: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот, на примерах кислот подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения.
Развивающие:
2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;б) коммуникативных: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;в) оформлять и представлять результаты своей работы.Результаты обучения: Знают:а) определение понятия - кислоты;б) классификацию кислот;в) свойства кислот.Умеют (владеть способами познавательной деятельности):а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;в) определять валентность кислотного остатка;г) пользоваться ПСХЭ Д.И. Менделеева;д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни
Ключевые идеи: Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется арабская пословица
Время Этапы урока Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
2м Орг.момент.
Приветствие.
Проверка по журналу.
Деление на группы. Учащиеся становятся в круг и начинают урок с пожелания по цепочке, рассаживаются по группам.
10м
Актуализация ЗУН
«Поймай вопрос» 1.Беседа.
-Какие вещества называются оксидами?
-Каким образом классифицируются оксиды? Приведите примеры.
-Почему оксиды называют основными? Кислотными? Примеры.
-Что значит амфотерные оксиды?
2.Индивидуальное задание на карточках. Из приведенных формул веществ выпиши оксиды и определи степень окисления атомов: SO3, HNO3, KOH, CO2, Zn(NO3)2, Al2O3, NaOH, N2O, BaO, H2S, CO, BaCl2, Mn2O7, ZnO.
3.Мотивация. Слайд1Посмотрите на экран.. Что изображено на экране? Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств.
А что же между ними общего? Как вы думаете?
– Лимон, яблоко - кислые на вкус…
– Кислоты
-Как вы думаете какова тема нашего урока?
Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.
Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты. – Давайте вместе сформулируем цели урока. Что же нам необходимо знать о кислотах?
(Состав, строение, свойства, названия, их представителей…)Слайд 3
Откройте тетради, запишите тему урока: “Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот.” Слайд 4 На столах оценочные листы. Приложение 1
Повторяются правила заполнения оценочных листов.
За правильный ответ на вопрос 1 балл.
Задание по карточкам, Взаимопроверка. максимальный балл -3.(задание выполнено полностью, без ошибок)
Двое учащихся работают у доски.
Взаимопроверка. Заполнение оценочного листа.
Учащиеся определяют тему и цели урока.
22м
1мин Работа по теме урока.
физминуткаЧто вам уже известно о кислотах? Обратите внимание на экран. Вы видите формулы кислот, многие вам уже знакомы, скажите , что их всех объединяет?
А для того, чтобы расширить свои знания о кислотах вы поработаете самостоятельно.
2.Работа в группах.
1группа- Классификация кислот. Стр учебника 89,124.
2группа- Способы получения кислот. Стр125-126
3группа- химические свойства кислот.стр91-92,126-127.
4группа- правила работы с кислотами, их значение, применение кислот.(ресурсы)
3.Защита постеров.
1 группа -Слайд 5.
-Как вы думаете, как можно распознавать кислоты, не пробуя их? Индикаторы – вещества изменяющие цвет в растворах кислот.
Видеоролик «Действие индикаторов на растворы кислот».
Выступление учащейся о том как были обнаружены индикаторы. Приложение 2.
4.Оценивание.
5. «Кубир» Группы задают вопросы друг другу. Слайд с формулами кислот. Учащиеся дают формулировку понятию –кислоты.
Работают в группах.
Учащиеся в группе изучают теоретический материал, проверяют степень понимания , путем обсуждения, составляют постер.
Выступление учащейся с сообщением. 
Заполняют оценочный лист.

Закрепление материала
1.Работа в группах. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующие химические свойства кислот:
Fe + __ HCl = ______ + ______
MgO + H2SO4 = ______ + ______
ZnCl2 + H2SO4 = _____ + __ ______
CuO + HNO3 = ______ + __ _______
KOH + HCl = ______ + __ _______
2.Тест. Индивидуально.
1. Выберите формулы кислот:
А) NaOH; В) HNO3 ; С) H2O.
2. Выберите трёхосновную кислоту
А) HCl; В) H2SO4; С) H3BO3.
3. Бескислородная кислота – это…
А) HCl; В) H2SO4 С) H3BO3
4. Кислоты взаимодействуют:
А) с металлами, расположенными в ряду активности после водорода;
В) с водородом; С) с основными оксидами.
5. Лакмус в кислой среде…
А)Красный; В) Синий; С) Фиолетовый.
3.Синквейн к понятию «Кислоты»
Взаимопроверка
Критерии: 3балла- нет ошибок, 2 балла – 2ошибки,1 балл –три ошибки.
За правильный ответ 1 балл.
2м Рефлексия
«Клумба»
-Как вы думаете достигли ли мы целей урока?
Наше занятие подходит к концу. Очень хочется узнать, какое впечатление останется у вас после нашего общения. На улице весна. Мы украшаем свои дворы цветочными клумбами. Порадуем друг друга цветами и мы с вами. Посадите на клумбу растение того цвета, который соответствует вашему душевному и эмоционально - чувственному состоянию. Учащиеся подсчитывают количество баллов. Критерии оценивания
25–20 баллов – “5”19–16 баллов – “4”15–12 баллов – “3”
Розовые- всё понятно, мне понравилось.
Желтый- есть затруднения.
Фиолетовый –много непонятного.Красные – урок достиг цели, доволен своим результатом.Желтые – считаю, что я мог сделать больше.
Дополнительные задания, дом.зад. Параграф 47 стр 122 № 5,9.10 найти информацию из рубрики «А знаете ли вы..» о кислотах. Приложение 1
Оценочный лист Ф.И____________________
Ответы на вопросы Работа по карточке Работа в группеПостерРабота в группе химическиеуравнения тестДополнительные задания
Кол.балловоценка
баллыПриложение 2.
Однажды английский ученый химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовый лепесток фиалки. Спустя некоторое время лепестки стали ярко красными. Это удивило Р.Бойля, и он провел серию опытов с разными кислотами и цветками. Оказалось, что цветки некоторых растений под действием кислот изменяли свою окраску. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. в растворе кислот он становился красным. Такие вещества он назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели