Рабочая программа по географии 9 класс.Классическая линия.
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ПРИНЯТО
Руководитель МО
_________И.В. Брисько
Протокол № 1
от 27 08 2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________А.Н. Агеев
Приказ № 113
от 28 08 2014г.
Рабочая программа
учебного предмета
«География»
9 класс, базовый уровень
на 2014 - 2015 учебный год
Данная рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и
авторской программы по географии для 9 класса В.П.Дронова
Составитель:
Рубцовск, 2014 г.
Пояснительная записка
Для составления данной рабочей программы использовались следующие источники информации:
Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Примерная программа для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г
География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/ сост. С.В.Курчина. – М.: Дрофа, 2011.- 62с.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам
курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных
территорий; о своей Родине России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального
использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических
данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей
среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей
среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному
оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит IX классе по 70 часов, из расчета
2-х учебных часов в неделю. В вечерних школах-72 часа, для 36 учебных недель, то есть 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение
предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических
умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами
и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения,
основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры
по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий
Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций
и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и
форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять
результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать: возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
УМК:
1.Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: Дрофа, 2012.
2. География стран СНГ и Балтии. 9-11 классы. Атлас. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2006.
3. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Дронов В.П., Ром В.Я. «География России. Население и хозяйство» 9 класс. - М.: Дрофа, 2009.
4. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 9 класс. - М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
1. Алексеев А.А. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2009.
2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс. - М.: Русское слово, 2009.
3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
4. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
5. Родионова И.А. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 2001.
6. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х т. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
7. Пятунин В.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007?
8. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
-по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Кол-во часов
Практических
работ
Контрольных работ
Раздел 1. Общий обзор России
28
7
1
Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.
2
-
-
Население России
4
-
-
Географические особенности экономики Российской федерации.
2
-
-
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.
7
3
-
Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества.
5
3
-
Агро-промышленный комплекс (АПК).
3
1
-
Инфраструктурный комплекс.
5
-
1
Раздел 2. Районы России
38
18
1
Районирование России. Общественная география крупных регионов.
1
1
-
Западный макрорегион – Европейская Россия.
21
11
Восточный макрорегион – Азиатская Россия.
14
6
1
География Алтайского края
2
-
-
Резерв времени
4
-
-
Итого
72
25
2
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по экономической и социальной географии России, 9класс, (2часа в неделю, всего 72 часов)
№ урока
Дано уроков
Наименование темы
Практические работы в структуре урока
Наглядный материал и оборудование
Задание
на дом
по плану
факти-чески
Раздел I. Общий обзор России
Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.
04.09
04.09
Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.
Атлас с.3, 4, 5.
§ 1
04.09
04.09
Географическое положение и границы России. Государственная территория России.
Атлас с.3, 4, 5.
§ 2, § 3,
§ 4
Население Российской Федерации.
11.09
11.09
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, её определяющие.
Атлас с. 6.
§ 5, § 6 вопр. с.25, 28
11.09
11.09
Национальный состав населения России. Межнациональные проблемы. География религий.
Атлас с. 8-9.
§7 вопр. с.32
18.09
18.09
Географические особенности размещения населения. Миграции населения.
Атлас с. 6.
Изуч.§8 вопр. с.37
18.09
18.09
Городское и сельское население. Зоны расселения. Трудовые ресурсы.
Атлас с. 6.
Изуч.§9 вопр. с.43
Географические особенности экономики Российской федерации.
25.09
25.09
География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны.
§ 10, § 11, вопр. с.51, 53.
25.09
25.09
Экономический кризис его географические следствия. Россия в современной мировой экономике и перспективы её развития.
§ 12 вопр. с.56
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.
02.10
02.10
Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.
§ 13 вопр. с.63
02.10
02.10
Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроения.
Атлас с. 16.
§ 14, 15, вопр. с.65, 69
09.10
09.10
География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.
Практическая работа по теме: «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».
Атлас с. 16.
§ 16, 17 вопр. с.72, 78
09.10
09.10
Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.
Атлас с. 10-11.
§ 18 с.80
16.10
16.10
Нефтяная и газовая промышленность.
Практическая работа по теме: «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам».
Атлас с. 10-11.
Изуч.§ 19 ( с.80-86); ответ. на вопр. с.89 № 1, 2, 3.
16.10
16.10
Угольная промышленность. Электроэнергетика.
Практическая работа по теме: «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».
Атлас с. 10-11, 12.
Изуч.§ 19 ( с.86-89); § 20; ответ. на вопр. с.89 № 4 и с.95.
23.10
23.10
Современные проблемы топливно-энергетического комплекса. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.
Атлас с. 10-11.
Повт.§ 19, 20.
Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества.
23.10
23.10
Состав и значение комплекса конструкционных материалов. Классификация конструкционных материалов.
§ 21 вопр. с.96
30.10
30.10
Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами.
Атлас с. 13.
§ 22 ответ. на вопр. с.99
30.10
30.10
Традиционные и новые типы металлургических предприятий и их факторы размещения. Черная металлургия. Технологии производства металлов.
Практическая работа по теме: «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам».
Атлас с. 13.
§ 23 ответ. на вопр. с.103
13.11
13.11
Цветная металлургия.
Практическая работа по теме: «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия».
Атлас с. 13.
§ 24 ответ. на вопр. с.105
13.11
13.11
Химико- лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Химическая промышленность.
Практическая работа по теме: «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам».
Атлас с. 14-15.
§ 25 ответ. на вопр. с.107
20.11
20.11
Факторы размещения химических предприятий. Лесная промышленность. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Атлас с. 10-11.
§ 26, 27 ответ. на вопр. с.112, 117
Агро-промышленный комплекс (АПК).
20.11
20.11
Агро–промышленный комплекс место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Земельный фонд. Земельные ресурсы.
§ 28 ответ. на вопр. с.121
27.11
27.11
Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.
Атлас с. 18-19.
§ 29, 30 ответ. на вопр. с.124, 129
27.11
27.11
Практическая работа №1 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства».
Атлас с. 18.
Повт.§ 29
Инфраструктурный комплекс.
04.12
04.12
Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами, уровень развития.
§ 31 вопр. с.137
04.12
04.12
Железнодорожный и автомобильный транспорт.
Атлас с. 21, 22.
§ 32 вопр. с.141
11.12
11.12
Водный и другие виды транспорта.
Атлас с. 21, 22.
§33 вопр. с.149
11.12
11.12
Связь. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
§34с.195-154
Раздел II. Регионы России.
Районирование России. Общественная география крупных регионов.
18.12
18.12
Районирование России, его проблемы. Федеральные округа.
Практическая работа по теме: «Моделирование вариантов нового районирования России».
§ 35 вопр. с.162
Западный макрорегион – европейская Россия.
18.12
18.12
Общая характеристика европейской России.
§ 36 вопр. с.56
25.12
25.12
Состав, историческое изменение географического положения Центральной России. Общие проблемы.
§ 37 вопр. с.168
25.12
25.12
Население и экономика Центральной России. Трудовые ресурсы. Внутрирегиональные различия.Экономические, социальные и экологические проблемы.
Атлас с. 32, 33.
§ 38 вопр. с.172
15.01
15.01
Возникновение и развитие Москвы. Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы.
§ 39 вопр. с.182
15.01
15.01
Географические особенности областей Центрального района.
Практическая работа по теме: №9«Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России».
Атлас с. 32, 33.
§ 40 вопр. с.187
22.01
22.01
Волго-Вятский и Центрально - Чернозёмный районы.
Практическая работа по теме: «Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России».
Атлас с. 32, 33.
§ 41 вопр. с.192
22.01
22.01
Северо-Западная Россия. Санкт –Петербург.
Практическая работа по теме: «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».
Атлас с. 30, 31.
§ 42(с.192-196) вопр. №1,3 с.200
29.01
29.01
Район древнего заселения. Калининградская область. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Атлас с. 30, 31.
§ 42(с.197-200) вопр. №2 с.200
29.01
29.01
Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение. Природные условия и ресурсы.
Практическая работа по теме: «Выявление и
анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера».
Атлас с. 30, 31.
§ 43 вопр. с.203
05.02
05.02
Население Европейского Севера.
Атлас с. 30, 31.
§ 44вопр.с.205
05.02
05.02
Хозяйство и транспорт Европейского Севера.
Практическая работа по теме: «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона».
Атлас с. 30, 31.
§ 45 вопр. с. 208
12.02
12.02
Географическое положение, природные условия и ресурсы Северного Кавказа.
Атлас с. 36, 37.
§ 46 вопр. с. 210
12.02
12.02
Население Северного Кавказа. Традиции и культура.
Атлас с. 36, 37.
§ 47 вопр. с. 212
19.02
19.02
Хозяйство Северного Кавказа. АПК. Машиностроение. ТПК. Рекреационное хозяйство.
Практическая работа по теме: «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства».
Атлас с. 36, 37.
§ 48 вопр. с. 215
19.02
19.02
Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Атлас с. 34, 35.
§ 49вопр. с. 218
26.02
26.02
Поволжье. Национальный и религиозный состав населения.
Практическая работа по теме: «Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения».
Атлас с. 34, 35.
§ 50 вопр. с. 220
26.02
26.02
Хозяйство Поволжья. Развитие её комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и её проблемы.
Атлас с. 34, 35.
§ 51 вопр. с. 224 повт. §48
05.03
05.03
Практическая работа №2 «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья».
Атлас с. 34- 37.
Доп. текст с.224, 225.
05.03
05.03
Экологические и водные проблемы Поволжья.
Практическая работа по теме: «Экологические и
водные проблемы Волги».
Атлас с. 28-29; 34, 35.
Повт. § 48, §49
12.03
12.03
Урал. Географическое положение. Размещение полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения.
Атлас с. 38, 39.
§ 52 вопр. с. 229
12.03
12.03
Население Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов.
Атлас с. 38, 39.
§ 53вопр. с. 233
19.03
19.03
География и проблемы современного хозяйства Урала. Реконструкция промышленности. Развитие сельского хозяйства. Социальная сфера.
Практическая работа по теме: «Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала».
Атлас с. 38, 39
§ 54 вопр. с. 235; доп. текст с.236, 237.
19.03
19.03
Антропогенные изменения Урала. Дефицит водных ресурсов, его причины. Кыштымская трагедия.
Практическая работа по теме: «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем».
Атлас с. 38, 39; с. 28-29.
Повт. § 52, §53
Восточный макрорегион – Азиатская Россия.
02.04
02.04
Общая характеристика Восточного макрорегиона.
Атлас с. 24, 25
§ 55 вопр. с. 242
02.04
02.04
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Восточного макрорегиона.
Атлас с. 24, 25
§ 56 вопр. с. 246
09.04
09.04
Западная Сибирь. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Практическая работа по теме: «Изучение и оценка природных условий Кузнецкого-Алтайского района для жизни и быта человека».
Атлас с.40, 41
§ 57 (с.247-248) вопр. №1 с.253
09.04
09.04
Население Западной Сибири. Коренные народы. Диспропорции в площади региона и в численности населения.
Атлас с. 40, 41
§ 57(с.248) вопр.№3 с.253; повт. § 7,8.
16.04
16.04
Хозяйство Западной Сибири. Проблемы и перспективы развития.
Практическая работа по теме: «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса».
Атлас с. 40, 41
§ 57 (с.248-253) вопр. №2 с.253; повт.§ 19,23.
16.04
16.04
Практическая работа №3 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона».
Повт. § 7,8.
23.04
Восточная Сибирь. Географическое положение и природные ресурсы. Население. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы.
Атлас с. 43-45
§ 58(с.254-257) вопр. № 1, 2 с.259
23.04
ТЭК Восточной Сибири. Цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность. Транспорт и транспортные пути. Основные проблемы региона.
Атлас с. 44, 45
Повт.§ 19,20. 58 (с.257-259),
30.04
Экономика Восточной Сибири. Промыслы в регионе. АПК. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона.
Атлас с. 44, 45
§ 58(с.257-259) вопр. № 3, 4 с.259; повт.§ 24,
30.04
Практическая работа №4«Составление характеристики Норильского промышленного узла».
Атлас с. 44, 45
Повт.§24, 58
07.05
Природнохозяйственные районы: плато Путорана, Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский район.
Практическая работа по теме: «Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе».
Атлас с. 44, 45
Повт.§58
07.05
Дальний Восток, его состав. Географическое и геополитическое положения. Освоение территории. Полезные ископаемые. Население. Хозяйство.
Атлас с. 44, 45
§ 59 вопр. с. 265
14.05
Биоресурсы Тихого океана. Рыбопереработка. Почвенные и агроклиматические ресурсы. АПК.
Повт.§59
14.05
Дальний Восток в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Интеграция со странами АТР. Проблемы: региона, свободных экономических зон. Внутрирайонные различия, города.
Практическая работа по теме: «Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития».
Повт.§59
География Алтайского края
21.05
Географическое положение, природные условия и ресурсы Алтайского края.
21.05
Население и хозяйство Алтайского края.
0268>BRVXZ\РТ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Заголовок 6Заголовок 715