Конспект урока Головной мозг


Министерство образования и науки Российской Федерации.
ФГБОУ «Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н. Ульянова»
Кафедра Ботаники.
План- конспект урока по Биологии.
8 класс.
Курс «Человек»
Глава 10. Нервная система.
Тема: § 50 «Головной мозг: строение и функции.» Выполнила: студентка 5-го курса
Естественно-географического факультета
Группы ГБ-11-1-2
Князева Мария.
Колесниченко И.И.
Ульяновск. 2016 г.
Тема урока: § 50 «Головной мозг: строение и функции.»Тип урока: Комбинированный.
Цель: Сформировать у учащихся знания по теме головной мозг, подробно разобрать строение и функции головного мозга.
Задачи: - обучающие:
Изучить функции и строение отделов головного мозга, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов
- развивающие:
развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании изучаемого материала;
развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привить навыки самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
- воспитательные:
воспитывать информационную культуру;
Планируемые результаты
Личностные
МетапредметныеПредметные
Осознание значимости головного мозга в нервной системе человека. Познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся.
Способность управлять своей познавательной деятельностью. Формулировка собственного мнения о значимости головном мозге, как в ЦНС, так для организма в целом.
Организация образовательного процесса
Межпредметные связи Формы работы
Анатомия.
Групповая,
Фронтальная
Используемые ЦОРы (цифровые образовательныересурсы)
1. www.ped-kopilka.ru2. www.infourok.ruСредства обучения: учебник биологии 8 класс А.Г. Дрогомилов, Р.Д. Маш, интерактивная доска.
Новые термины: Головной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, задний мозг, мост, мозжечок. Промежуточный мозг, передний мозг, кора больших полушарий, ядра, борозды и извилины. Доли коры (лобные, теменные, затылочные, височные). Зоны коры.
Технология изучения темы.
Ход урока Деятельность учителя (работа с ЦОРами, методы обучения)/ деятельность ученика.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, сан. состояния класса.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами изучаем новую тему! Давайте проверим, все ли у Вас есть для работы на уроке? Нам потребуется учебники, тетради для записей, ручки, карандаши.» Давайте проверим отсутствующих и приступим к работе.
1-2 мин.
2.Актуализация опорных знаний.
-Ребята, давайте вспомним, что мы с Вами изучали на прошлом уроке? (Спинной мозг). Верно.
Чтобы закрепить наши знания, я предлагаю Вам выполнить тест.
(Приложение 1.)
5-7 мин.
Письменный фронтальный опрос.
Тесты.
3.Актуализация нового материала.
-Ребята я предлагаю Вам посмотреть короткометражный фильм, и определить какова тема нашего урока, а также самостоятельно сформулировать для чего нам нужно ее изучить.
1-2 мин.
Аудиовизуальный метод. Фильм.
Самостоятельная постановка целей урока.
4.Изучение нового материала.
Как взаимосвязаны спинной и головной мозг?
Центры каких безусловных рефлексов расположены в головном мозге?
Давайте определим план нашего урока:
Головной мозг.
Продолговатый мозг
Средний и промежуточный мозг.
Передний мозг.
Функции.
1. У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересное произведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Это произведение может кто – то из вас читал. Называется оно: “Голова профессора Доуэля”. Суть его сводиться к тому, что величайший профессор – нейрохирург Доуэль после своей смерти (физической)остался жить, правда, частично: была сделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек с питательным раствором и кислородом поддерживать не только физиологическое состояние головы, но и наблюдались обычные процессы: бодрствование, сна, эмоции. Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “за семью печатями?”
– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученное место.
Конечно, можно знать обо всех его извилинах, бороздах, знать рефлексы, но … как именно работает паять, мышление, где зарождаются эмоции, почему возникают особенности психики – всё это еще мало изучено. Кто знает, может среди вас, сейчас сидящих в классе, будут в дальнейшем медики, физиологи, хирурги!
– Как вы думаете, почему в такой ситуации сохраняется сознание, мышление, работоспособность? (Так как остаётся работать головной мозг)
Головной мозг находится в полости черепа, твердая оболочка головного мозга отделена от мягких тканей щелью со спинномозговой жидкостью. Масса головного мозга 1300-1400 г. Тела нервных клеток образуют серое вещество и находятся как на поверхности мозга и в коре, так и в толще мозга среди белого вещества в виде ядер.
От головного мозга отходит 12 пар нервов, среди них блуждающий, регулирующий работу внутренних органов.
Головной мозг имеет сложное строение, состоит из 5 отелов (показываю на схеме). Продолговатый, заднего, среднего, промежуточного, переднего мозга.
Продолговатый мозг.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Он управляет сердечной деятельностью, дыханием, пищеварением, потоотделением.
Продолговатый мозг переходит в мост, который связывает его с другими отделами головного мозга. Над продолговатым мозгом находится мозжечок, поверхность мозжечка (кора) представлена серым веществом. Мозжечок регулирует согласованность движений, равновесие, координацию, мост и мозжечок входят в состав заднего мозга.
Средний и промежуточный мозг.
Данные отделы регулируют сложные двигательные рефлексы, обмен веществ и постоянство внутренней среды. Состоит из таламуса(зрительного бугра), гипоталамуса, эпифиза.
Передний мозг.
Самый крупный отдел головного мозга- состоящий из 2 больших полушарий. Левое полушарие управляет правой половиной тела, правое- левой, глубокие борозды разделяют каждое полушарие на доли (лобную, теменную, височную, затылочную). Участки коры, воспринимающие информацию от тех или иных органов чувств, называют зонами.
Физическая минутка:
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.) 
Задание!
-Ребята давайте выполним небольшое задание, с помощью учебника Вам нужно будет записать в таблицу функции отделов головного мозга.
Давайте разделимся на3 группы: первый ряд заполнить столбец, где указано про продолговатый мозг, второй ряд, про средний и промежуточный, третий о переднем мозге.
Продолговатый мозг.
Средний и промежуточный мозг.
Передний мозг.
Озвучиваем добытые Вами знания, остальные внимательно слушают товарищей и заполняют таблицу.
Функции головного мозга.
Продолговатый мозг так же как и спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.
Выводы:
-Головной мозг расположен в полости черепа.
-Тела нейронов находятся в сером веществе.
-Поверхностный слой серого вещества больших полушарий и мозжечка образуют кору.
-Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга.
-Чем выше отделы мозга, чем сложнее функции выполняют.
-Большие полушария подразделяются на лобные, теменные, затылочные и височные.
20-25 мин.
Наводящие вопросы.
Частично поисковый метод.
Работа по плану.
Пояснительный рассказ с элементом лекции.
Наводящий вопрос.
Объяснительно-иллюстративный рассказ.
Работа со схемами на слайдах презентации.
Пояснительный рассказ с элементами эвристической беседы.
Работа со схемами презентации.
Пояснительный рассказ с элементами эвристической беседы.
Работа со схемами презентации.
Пояснительный рассказ с элементами эвристической беседы.
Работа со схемами презентации.
Физическая минутка. Смена деятельности. 1 мин.
Самостоятельная работа учащихся. Заполнение таблицы с помощью учебника.
Работа в группах.
Таблица для заполнения.
Группы озвучивают результаты исследований, и заполняют таблицу. Частично-поисковый метод.
Пояснительный рассказ.
Выводы по уроку.
Анализ полученных знаний.

5.Закрепление знаний.
1. Где находится головной мозг?
2.Назовите 5 отелов головного мозга?
3. Функции продолговатого мозга?
4. Функции среднего и промежуточного мозга?
5. Функции переднего мозга.
6. Назовите отделы и доли головного мозга по схеме иллюстрации.
4-5 мин.
Устный фронтальный опрос.
6. Рефлексия.
Ребята если Вам понравился урок, то на шаблонах для смайлов, нарисуйте веселый смайлик, если нет грустный.
Какие сложности были на уроке?.1 мин.
6. Домашнее задание:
параграф 50 учебник биологии 8 класс А.Г. Дрогомилов, Р.Д. Маш .Вопросы после параграфа письменно.
1 мин.
Список литературы:
1.Учебник
2. www.ped-kopilka.ru