Конспект урока Головной мозг
Тема урока: Головной мозг, строение и функции.
Цели урока:
образовательная: изучить функции и строение отделов головного мозга, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов
воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке, искусстве и литературе; профилактика травматизма;
развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, презентаций, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.
Оборудование и материалы: таблицы «Нервная система человека», «Строение синапса» учебник для 9 класса «Биология 9», тетрадь с печатной основой.
СТРУКТУРА УРОКА Организационный этап .2 минПроверка домашнего задания12мин Изучение нового материала 25мин Закрепление 5мин Подведение итогов урока . .1 мин Домашнее задание.. .1мин.
ХОД УРОКА1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.2. Контроль ранее изученного.Устный опрос.1. Рассказать о строении спинного мозга. (ответ с продолжением - по цепочке.2. Функции и состав спинномозговой жидкости.3. Функции серого вещества мозга.4. Функции белого вещества мозга.
Выполнение письменного задания.
Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около ___и длинной около 42-45 см. Он начинается от ________и расположен внутри ________. Н а передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие _______, которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий _______, проходящий по всей его длинне. Он заполнен _______жидкостью. Белое вещество в спинном мозге расположено __________оно образовано________нервных клеток. Серое вещество расположено _________ спинного мозга и представлено ________ нервных клеток. Спинной мозг состоит из _____ сегмента. От каждого из них отходит пара ________________. Начинаются они двумя __________- передним и задним. В передних __________ проходят _______________волокна, в задних __________ волокна.2. Изучение нового материала.
Цель урока: (для учащихся формулируют сами)
-Познакомиться со строением головного мозга
-узнать функции его отделов
-находить нужную информацию и отвечать на вопросы учителя
1.Строение головного мозга.
На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека. Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “интересные факты”.
Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000г, в среднем 1300-1400г, это всего 2% от массы тела, но потребляют эти клетки25% всей энергии вырабатываемой в организме. Обычно масса тела у женщин немного меньше чем у мужчин, но на умственных способностей это не отражается.
Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)
У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.
Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г,
Анатоля Франса - 1017 г,
У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.
Выскажите свое мнение.
2.Отделы головного мозга
Исходя из того, что в процессе эмбрионального развития головной мозг у всех позвоночных делится на 3 большие части, необходимо знать такую схему деления:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Исходя из того, что в процессе эмбрионального развития головной мозг у всех позвоночных делится на 3 большие части, необходимо знать такую схему деления:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В головном мозге различают три основные части: мозговой ствол, мозжечок и большие полушария. Мозговой ствол является продолжением спинного мозга.
К стволовой части относятся продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Мозжечок располагается над продолговатым мозгом и мостом. Большие полушария составляют 78% от общей массы головного мозга.
Откройте страницу 64 и рассмотрите строение головного мозга и его отделов. . Прочитайте текст о продолговатом мозге и сравните его со спинным.
Серое вещество расположено внутри белого и образует скопления в виде ядер.
Какие центры защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге?
(чихания, кашля, рвоты, слезотечения, мигания).
Продолговатый мозг также участвует в поддержании позы, перераспределении тонуса мышц при вращательных движениях. Почему может возникнуть укачивание на качелях? Возникает нарушение пространственной ориентации, тошнота, рвота.
Мост – это место расположения нервных волокон, по которым импульсы идут вверх и вниз. Он состоит из серого и белого вещества. Серое вещество образует ядра. В мосте расположены центры, регулирующие ритм дыхания.
Найдите на рисунке мозжечок. Где он расположен? Какой имеет вес? Каково его строение? Каковы основные функции мозжечка? (воспользуйтесь текстом учебника).
Мозжечок состоит из червя и двух полушарий, серое вещество как внутри, так и снаружи.
Кора мозжечка складчатая, образует борозды и извилины. Мозжечок участвует в регуляции сложных произвольных и непроизвольных движений, обеспечивает координацию движений, поддерживает мышечный тонус и равновесие.
Является ли мозжечок жизненно важным отделом головного мозга?
В случае удаления или недоразвития мозжечка возможна компенсация его функций, но есть виды движений, в которых мозжечок незаменим. Это броски в цель, бег с препятствиями.
Найдите на рисунке средний мозг. На поверхности обращённой к мозжечку имеются четыре небольших бугорка – четверохолмие. По тексту учебника заполните табличку
Верхние бугры
Нижние бугры
Являются центрами первичной обработки зрительной информации
Центры первичной обработки слуховых стимулов
Основные функции:
· управление направлением взгляда
· приведение зрительной системы в состояние повышенной готовности при сильных зрительных стимулах
Основные функции:
· реакция на сильные резкие звуки
· приводит слуховую систему в состояние повышенной готовности
Проверка заполнения таблицы.
Дома пронаблюдайте рефлексы среднего мозга: (задания выданы учащимся на карточках)
а) рефлексы, поддерживающие равновесие тела (сохраняющие устойчивость)
б) ориентировочный рефлекс.
в) докажите, что ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.
Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса.
· Определите по тексту учебника местоположение и особенности строения промежуточного мозга?
· Каковы функции промежуточного мозга?
· Каким рефлексом обладает данный отдел головного мозга?
(Проверка выполнения задания, запись вывода в тетрадь)
От промежуточного мозга берут начало первая и вторая пары черепно-мозговых нервов. Рядом с промежуточным мозгом находится гипофиз.
Таламус – центр анализа ощущений, кроме обонятельных.
Гипоталамус – центр вегетативной регуляции, центр голода и жажды.
Промежуточный мозг регулирует сон и бодрствование, поддерживает постоянство внутренней среды, фиксирует позы тела.
Обладает позным рефлексом: сохраняет позу путём сокращения мышц.
Самая молодая в эволюционном отношении часть центральной нервной системы это большие полушария, которые относятся к переднему мозгу. Но эту тему мы с вами рассмотрим на следующем уроке.
3. Закрепление.
Тест по теме "Строение и функции головного мозга".
1.Головной мозг человека состоит из:
А) ствола
Б) мозжечка
В) полушарий головного мозга
Г) моста
2.Отделы ствола:
А) продолговатый мозг
Б) мозжечок
В) мост
Г) средний мозг
Д) промежуточный мозг
3.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:
А) продолговатый мозг
Б) промежуточный мозг
В) мост
Г) средний мозг
4.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:
А) продолговатый мозг
Б) промежуточный мозг
В) мост
Г) средний мозг
5.Обеспечивает изменение величины зрачка:
А) продолговатый мозг
Б) промежуточный мозг
В) мост
Г) средний мозг
Ответы к тесту по теме «Строение и функции головного мозга» 8 класс
1) Абв
2) Авгд
3) А
4) В
5) Г
4. Выставление оценок за работу на уроке. Комментарии выставленных оценок учащимся.
5. Домашнее задание: изучить материал учебника на стр. 63 – 69.
Заполните таблицу «Строение и функции головного мозга»
Отдел мозга
Местоположение и особенности строения
Функции
Продолговатый мозг
Мозжечок
Средний мозг
Промежуточный мозг
Подготовить сообщение о жизни и деятельности И. М.Сеченова.
Заголовок 115