Методы работы с грамматической сказкой на уроках русского языка в 5-6 классах

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ангарский педагогический колледж»














Методы работы с грамматической сказкой
на уроках русского языка в 5-6 классах


Методические рекомендации













Составила учитель русского языка
и литературы Тулаева Е.Б.





Ангарск, 2016 г.

Пояснительная записка

Грамматическая сказка является основным жанром лингвистической миниатюры – краткого занимательного рассказа, создающего образное представление о том или ином лингвистическом понятии, явлении, факте языка или речи. Она играет важную роль в обучении школьников русскому языку, поскольку служит средством активизации познавательных интересов учащихся, их мыслительно-речевой деятельности. Вместе с тем грамматическая сказка, получив права гражданства в методике преподавания русского языка, еще не заняла в ней прочных позиций. С одной стороны, это объясняется недооценкой дидактических, развивающих и воспитательных возможностей грамматической сказки, с другой – недостаточной разработанностью методики ее использования.
Цель предлагаемых рекомендаций - определить возможные методы работы с грамматической сказкой, особенности организации такой работы. Методические рекомендации включают в себя характеристику следующих методов (по классификации Б.Т. Лихачёва):
метода объяснения учителя;
метода эвристической беседы;
метода наблюдения над тем, как создается и обыгрывается образное представление об изучаемом лингвистическом понятии;
метода создания проблемной ситуации;
метода рассказа учащихся;
метода учебного рецензирования;
метода создания игровой ситуации через организацию диалога от лица персонажей грамматической сказки;
метода самостоятельного поиска (написание грамматической сказки учащимися);
метода художественного исполнительства (инсценирование сказки).
Информация об особенностях перечисленных методов носит инструктивный характер и определяет их значимость, условия выбора учителем. Кроме того, рекомендации содержат описание работы, включающее тексты грамматических сказок и систему конструктивно-аналитических заданий для учащихся. В приложении даны тексты грамматических сказок к различным разделам языкознания, отобранные из методической литературы, творческие работы учащихся 5-6 классов школы №10 г. Ангарска, задания по созданию грамматических сказок.
Использование рекомендаций позволит разнообразить уроки русского языка, сделать их более яркими и эффективными, будет способствовать развитию интереса учащихся к изучаемой дисциплине, родному языку.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и предназначены для учителей, работающих в 5-6 классах общеобразовательных школ.










I. Объяснение учителя

При организации работы с грамматической сказкой на основе указанного метода обратите внимание на следующее:
Предлагаемый метод чаще всего используется на уроках изучения нового материала для раскрытия теоретических основ языкового явления, его грамматических особенностей, определения его места в системе других явлений.
Метод требует логически точного и четкого формулирования лингвистической задачи, сути проблемы, вопроса, последовательного раскрытия причинно- следственных связей, аргументации, использования сравнения, сопоставления, аналогии.
Метод направлен на формирование у школьников умения сосредотачиваться на выявлении главного и существенного, аргументировать, позволяет воспитывать стремление найти истину.

Тема: «Притяжательные прилагательные»

Описание работы
Знакомство с грамматической сказкой «Образование притяжательных прилагательных» (то, что выделено в тексте, записывается одновременно учителем и учащимися).
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания пиджак отца, платок бабушки, хвост лисы. Вперед выступило слово пиджак.
Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.
Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, - вмешалось слово отец. – Помогите нам, замените нас прилагательными.
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, - сказала она. – Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса –ов и -ин да несколько окончаний. Присоединили –ов к основе слова отца – получилось прилагательное отцов. Присоединили –ин к основе слова бабушки – получилось бабушкин. А как же быть с существительным лисы? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса поставить окончание –ий - лисий. А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать –ий суффиксом. Так возникла новая группа имен прилагательных. (Л. Кохановская)

Расшифровка полученной записи:
пиджак отца + -ов ( отцов

платок бабушки + -ин ( бабушкин

хвост лисы + -ий ( лисий (хвост)

Используя сделанные нами записи расскажите об образовании притяжательных прилагательных. Приведите свои примеры.
Какие два окончания взял с собой король Словообразование? (-ий и нулевое)

II. Эвристическая беседа

Используя данный метод в работе с грамматической сказкой, помните:
Эвристическая беседа направлена на поиск учащимися лингвистических знаний, заложенных в тексте сказки.
Приём самостоятельной работы с текстом грамматической сказки может дополняться другими приемами, например работой с учебником.
Предлагаемый метод может использоваться на этапе объяснения нового материала как в процессе знакомства с грамматической сказкой, так и после него, служит средством актуализации жизненного опыта детей

Тема: « Тайна повелительного наклонения глагола»

Описание работы.
Чтение сказки учителем, беседа с учащимися.
Жила-была в лесу маленькая Баба-Яга, и было ей всего 217 лет. Для настоящей Бабы-Яги это, конечно, не возраст. Можно сказать, что эта Баба-Яга была совсем юной. Вместе с ней жил старый Ворон, у которого была Волшебная книга.
Баба-Яга очень хотела с помощью этой книги овладеть наукой повелевать всеми. Примерно по 6 часов в день она училась колдовать по этой умной книге, ведь колдовство не такая уж простая вещь.
Ворон посоветовал ей сначала выучить особые слова – глаголы повелительного наклонения, потому что без них никакого колдовства не получится. Вот только Баба-Яга не могла понять почему.
Может быть, вы, ребята, можете объяснить ей это?
Вот и мудрый Ворон говорил ей: глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить. А как можно кем-то повелевать, если не выучить эти глаголы?!
Надо изучить всю книгу, не пропуская ни строчки, - наставлял Бабу-Ягу Ворон.
И вот маленькая Баба-Яга дошла до 179 страницы Волшебной книги и прочитала: «Образование глаголов повелительного наклонения» – Ну, это просто!
Давайте и мы с вами заглянем на эту страницу Волшебной книги. (Работа с учебником). Как образуются глаголы повелительного наклонения? Вы согласны с Бабой-Ягой, что это просто?
Ну, теперь-то я наколдую. Для этого мне достаточно назвать 7 глаголов в повелительном наклонении. Бей! Хватай! Запирай! Сломаю! Закричу! Научилась!
Хватит, хватит, ничему ты еще не научилась, - прервал Бабу-Ягу Ворон.
Как вы считаете, ребята, он прав? Какие ошибки допустила Баба-Яга?
Ну, теперь уж точно все понятно. Вызову-ка я дождь. Дождь, иди! Дождь, иди!
Но дождя не было, а с безоблачного неба на землю посыпались белые мыши, лягушки и шишки. Тогда Баба-Яга приказала появиться в небе большой туче:
Туча, появись! Туча, появись!
Туча возникла над самой избушкой на курьих ножках.
А ну-ка, туча, пролейся дождем! – потребовала Баба-Яга.
Туча прорвалась, и с неба полилось кислое молоко.
Опять что-то не получилось! – расстроилась Баба-Яга. – Ну почему?!
Скажите, ребята, вы знаете, почему у Бабы-Яги ничего не получается?
Старый Ворон, конечно, знал ответ на этот вопрос:
И не получится! Ведь ты забыла о вежливых совах. Попробуй попросить, а не приказывать. Ведь глаголы повелительного наклонения обозначают не только приказ, но и просьбу. И попробуй эти глаголы поставить не в единственном, а во множественном числе, прибавив к ним окончание –те. Например так: «Тучи, пролейтесь, пожалуйста, дождем!»
Еще чего! Оставь меня, сядь на ветку и не командуй, - рассердилась Баба-Яга.
Старый Ворон обиделся:
Разговаривай со мной уважительно, ведь я старше тебя на 253 года.
Ребята, поправьте Бабу-Ягу. Что она могла ответить Ворону, чтобы не обидеть его?
Баба-Яга помолчала минутку и сказала примирительно:
Извините меня, мудрый Ворон, не обижайтесь, пожалуйста. Я злюсь, потому что у меня ничего не получается. Отправлюсь-ка я к своим тетушкам и поучусь колдовству у них.
Нельзя тебе к ним, ты еще маленькая,- попытался остановить ее Ворон. Но Баба-Яга не послушалась, вскочила на метлу и вскоре оказалась в самой гуще леса, где жили ее тетушки.
Как вы думаете, как они встретили свою племянницу, которая явилась к ним без приглашения и заявила, что хочет научиться повелевать всеми?
Они забрали у нее метлу и ехидно пожелали счастливого пути домой! Это было довольно суровое наказание за дерзость. Когда через 3 дня и 3 ночи маленькая Баба-Яга, уставшая, голодная, вернулась домой, старый Ворон сказал ей много утешительных слов.
- Как вы думаете, какие это были слова и как он их произносил?
Баба-Яга слушала его очень внимательно и вдруг воскликнула:
Спасибо тебе, мудрый Ворон! Ты помог мне раскрыть великую тайну – тайну повелительного наклонения.
Ребята, а вы поняли, в чем заключается тайна повелительного наклонения глагола?

Рассказ учащихся о повелительном наклонении глагола по предложенному плану.
Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?
Как они образуются?
Как изменяются эти глаголы? Могут ли изменяться по временам?
Что нужно знать об употреблении глагола повелительного наклонения в речи?

III. Проблемная ситуация
Организуя работу с грамматической сказкой через использование на уроке проблемной ситуации, необходимо учитывать следующее:
Проблемная ситуация создается постановкой перед детьми учебно-познавательной задачи, требующей для ее решения мобилизации личных знаний, активизации мыслительных способностей детей.
В структуру проблемной ситуации включаются задачи в форме вопросов, гипотез, недосказанных утверждений, задания по обоснованию теоретических положений.
Проблемная ситуация может решаться либо учащимися самостоятельно, либо с помощью учителя.
Использование данного метода обеспечивает глубокое овладение учебным материалом и свободное воспроизведение его учащимися, развитие умения выдвигать и обосновывать выдвинутую гипотезу, находить решение, прогнозировать результаты, воспитывает стремление преодолевать трудности.



Тема: «Понятие о глаголе»

Описание работы.
Чтение грамматической сказки.
Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил Там что-то выкопает, там достроит, там склеит, там пришьет – и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?
- А вы как думаете? Успеет? Сможет? Добежит?

2. Решение поставленной проблемной задачи.
Попробуйте нарисовать портрет Глагола. Легко ли это сделать? Почему вы так считаете?
Сделать это на самом деле нелегко, потому что трудно представить себе глагол неподвижным, статичным: он всё время что-то делает. Образно об этом сказал профессор А. Югов: глаголы – «Самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение Глагола – выражать само действие!». Поэтому проблемную задачу, предложенную грамматической сказкой, можно решить, ответив «да».
И всё-таки нарисовать портрет глагола можно, если включить свою фантазию. Например, ваша ровесница Юля Пузырева считает, что Глагол похож на ветер, который кружит листики с дерева познания, кружит их, складывает, снова разбрасывает – одним словом, заставляет постоянно действовать. А на что (или на кого) похож глагол в вашем воображении?

IV. Рассказ учащихся

Приступая к работе над грамматической сказкой с использованием метода рассказа, имейте в виду:
Данный метод применяется при изучении тем, содержащих материал, требующий образности и последовательности изложения.
Рассказ учащихся может строиться на основе данного начала сказки.
Метод рассказа позволяет активизировать память, мышление, воображение школьников, их эмоциональные переживания, способствует воспитанию любознательности, интереса к предмету.

Тема: «Понятие о глаголе»

Описание работы.
Чтение рассказа Л.Гдалевич «Рассказ об открытии станции Глаголии».
Свеж утренний воздух над Глаголией. Под крышей Дворца Времен на фасаде (фасад – передняя сторона здания) большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: «Мы обозначаем действие»
Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащее, станет сказуемым – и пошел по дорожкам предложений.
Один глагол выбежал на улицу и вдруг слышит: «Да на вас лица нет!»
Продолжение рассказа учащимися.
Расскажите о приключениях Глагола, потерявшего лицо.


V. Учебное рецензирование

Выбирая предлагаемый метод работы над грамматической сказкой, нужно знать следующее:
Учебное рецензирование используется в работе с детьми, имеющими высокий уровень самостоятельной аналитической деятельности.
Текст сказки обязательно должен быть перед глазами учащихся.
Данный метод обладает широкими развивающими и воспитательными возможностями, поскольку направлен на развитие умения самостоятельно оценивать языковые факты, явления, на совершенствование критико-аналитического мышления, речевых способностей учащихся, на формирование ответственности за решение лингвистической задачи.

Тема: «Наклонения глагола»

Описание работы
Постановка лингвистической задачи.
Сами наклонения тоже могут рассказывать о себе. Послушайте их речи и сделайте выводы о том, насколько их рассказы правильны, точны, последовательны.
Знакомство учащихся с грамматической сказкой «Монологи наклонений».
Начну я, Изъявительное Наклонение, самое главное из трех, самое понятное и распространенное. Но вот с чем мне не повезло, так это с именем. Что такое изъявить? Я даже заглядывало в словарь С. Ожегова. Это высказать, выразить. То есть я высказанное, выраженное. Я было, есть и буду, причем непременно. Я реально существую, в отличие от моих братьев, и существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем или будущем. А теперь слово моему среднему брату.
Как заметило Изъявительное Наклонение, мы родственники. Я тоже наклонение, но, в отличие от предыдущего оратора, у меня несколько имен. Самые известные мои имена – Условное и Сослагательное. Это означает, что я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как собачка или верный паж, всегда частица бы. Я, правда, не допускаю ее близко, держу только на расстоянии. Я приблизило бы ее к себе, если бы только она не была такой назойливой. Что еще бы я могло сказать о себе? Я навсегда выбрало форму прошедшего времени, но самого-то времени как морфологического признака у меня нет, потому что я мечтательное, я только могло бы существовать в реальной жизни. А у того, что не существует, и времени быть не может.
Ну и мне слово дайте. Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно заставляю других: сделай, посмотри, открой, отдай, заберите, посмотрите Пусть я не существую в реальности, у меня тоже нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я Повелительное Наклонение, и не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются мне. Я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою страсть к власти, потребность видеть всех повинующихся мне. И иногда я прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.

Рецензирование текста.
Прорецензируйте высказывания наклонений с точки зрения требований к нему.
«Переведите» услышанное на язык науки.
Сопоставление получившегося у учащегося высказывания в научном стиле речи с материалом учебника, оценивание ответа.

VI. Наблюдение над тем, как создается и обыгрывается образное представление об изучаемом лингвистическом понятии

Организуя работу с применением данного метода, следует учитывать следующее:
Работа соотносится с этапом закрепления и рассчитана на использование приема самостоятельной деятельности школьников.
Наблюдение над конкретными словами в контексте предполагает, что текст сказки будет перед глазами учащихся (возможно использование ксерокопий).
Наблюдение реализуется через учебный диалог, организуемый вопросами учителя.
Предлагается итоговый, «искомый» ответ, раскрывающий динамику развития диалога.

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Описание работы
Чтение грамматической сказки «Инфинитив».
Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:
Эх вы, разве так надо спрягаться?
А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи.
Я б показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня времени нет.
Время мы найдем, - обещают глаголы. – Какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?
Давайте будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный глагол.
Дали ему Вспомогательный глагол. Спрягается Вспомогательный глагол – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему спрягаться? Он Инфинитив, у него нет времени (Ф. Кривин)

Учебный диалог с учащимися.
Если бы не было названо «имя» героя сказки, вы догадались бы, о какой форме глагола идет речь? По каким признакам?
(Инфинитив – неизменяемая форма глагола: не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, только называет действие. В тексте: «зачем ему спрягаться?», «буквой не пошевелит», «у меня нет времени»).
Как вы представляете себе облик этого персонажа?
(Он самоуверенный, привык, чтобы от него зависели другие, и, главное, неподвижен, не изменяется, всегда одинаков.)
Создавая лингвистическую сказку, писатель намеренно подбирает слова, которые связаны с конкретным языковым понятием, в данном случае – с инфинитивом.
Понаблюдайте: какие слова повторяются в тексте? Есть ли в нём глаголы в форме инфинитива?
(Слово глагол повторяется 6 раз, спрягается (-ться) – 4 раза. В инфинитиве дано слово спрягаться. Это опорные слова, создающие смысловую целостность текста.)
Почему Инфинитив выбирает будущее время, чтобы «хоть немного оттянуть время»? (Обратите внимание на игру слов и употребление в инфинитиве еще одного глагола)
(Сочетание со вспомогательным глаголом создает видимость изменения, но спрягается только вспомогательный глагол. Инфинитив при этом не изменяется.)
Итак, перечислите, каких грамматических свойств нет у инфинитива.
(Инфинитив не спрягается, т.е. не изменяется по лицам и числам, у него нет времени, рода.)
А какие грамматические признаки есть у инфинитива, и это можно подтвердить примерами из текста?
(Возвратность – невозвратность: спрягаться, (ср. спрягать); совершенный – несовершенный вид: спрягаться (что делать? – несов. вид)
Кроме формы инфинитива, в какой еще форме представлен в тексте глагол спрягаться?
(Спрягаются, спрягается – наст. вр., 3 л., мн и ед. число)
Где здесь возможна ошибка при написании? Как предупредить ее?
(Спрягается (что делает?), спрягаться (что делать?). Различать эти формы можно по вопросам.)
Представьте, что Инфинитив – учитель в школе Глаголов. Что он бы мог рассказать о себе своим ученикам? В каком стиле речи он построил бы свое высказывание?
(Инфинитив – неизменяемая форма глагола: не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? или что сделать? Например: спрягать – проспрягать. Инфинитив имеет следующие грамматические свойства: возвратность – невозвратность (спрягать – спрягаться), вид (спрягать – проспрягать). Инфинитив следует отличать от глаголов, которые изменяются (спрягаться – спрягается), с помощью вопросов, помогающих объяснить их написание (что делать? – что делает?)
Высказывание будет построено в научном стиле речи.)

VII. Игровая ситуация

Организация диалога от лица персонажей грамматической сказки.
Используя данный метод работы, имейте в виду:
В основе диалога лежит создание речевой ситуации в форме ролевой игры.
Развитие речи учащихся органично сочетается с формированием теоретических знаний о явлениях языка, требующих особых форм наблюдения над их функционированием в речи.
Работа рассчитана на самостоятельную деятельность школьников продвинутого уровня, но может сопровождаться вопросами – подсказками учителя.
Осознание детьми языкового явления может осуществляться не только через образное представление
Данный вид работы рекомендуется применять на уроке закрепления знаний.

Тема: «Синонимы и антонимы»

Описание работы.
Чтение грамматической сказки «Антонимы».
Встретились Копченый с Моченым, разговорились.
Ну, как там наш Свежий? Опять чего-то с Чёрствым не поделил?
Да, Свежий Чёрствому не товарищ. Черствый считает, что Свежий у него отбивает хлеб. Между прочим, Тёплый сначала поддерживал Свежего, пока речь шла о хлебе.
Тёплый в любом хлебном деле на стороне Свежего, хотя и отдает Чёрствому должное за его многолетний опыт.
Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился на Свежего, обвинил в том, что он охлаждает теплоту наших отношений: «Я синоним Свежего, - сказал Тёплый, - пока дело идет о насущном хлебе. Но в отношении атмосферы – пусть он меня простит: тут я его антоним».
Не поймешь этого Тёплого: то он синоним, то антоним.
Но самое интересное: когда речь зашла об атмосфере в коллективе, Свежего поддержал знаешь кто? Чёрствый!
Он же был против него?
Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об атмосфере, об отношении к товарищам В этом отношении, между нами говоря, Чёрствый – синоним Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним Прохладного
А Прохладный – синоним Свежего?.. Ну и обстановка в вашем коллективе. Никогда не знаешь, кто тебе синоним, а кто антоним. (Ф. Кривин)

Подготовка ролевой игры.
Какое интересное направление разговора о синонимах и антонимах подсказывает этот текст! Автор предлагает «ключик» к решению загадки синонимических и антонимических отношений прилагательных свежий – черствый.
Если речь идет о хлебе, кто будет союзником Свежего в диалоге на тему «собрание в булочной»? А кто войдет в группу его антагониста Черствого?
А если речь идет об «атмосфере в коллективе»? А если о воздухе в комнате?
Для составления диалога мы возьмем первую группу синонимов и антонимов. Темой разговора могут стать претензии Свежего: булочная теряет покупателей из-за того, что Черствый выдает себя за Свежего. Ясно, что сторонники Свежего и Черствого будут противостоять друг другу (Свежий, Мягкий, Теплый, Свежевыпеченный, Сегодняшний - Черствый, Старый, Сухой, Вчерашний, Залежавшийся)
Обратите внимание на то, что черствый хлеб не обязательно отправлять в пищевые отходы. Подумайте, что он мог бы сказать в свою защиту и защиту своих сторонников.
Составьте диалог на предложенную тему, разыграйте созданную вами речевую ситуацию.

Составление диалога.
Примерный вариант.
Свежий:
Я возмущён! Сегодня утром Чёрствый прикинулся Свежевыпеченным и чуть было не обманул нашу постоянную покупательницу – большую любительницу Мягкого, Теплого и Сегодняшнего.
Сегодняшний:
Неслыханная дерзость! Вчерашний, сколько бы он ни старался, не может выглядеть, как Сегодняшний. Старый не может быть Теплым и Мягким! Он же Сухой!
Мягкий:
Я считаю, что такой поступок требует строгого порицания. Виновного нужно наказать, иначе мы потеряем наших покупателей. Предлагаю перевести Черствого в пищевые отходы, а вместе с ним и Вчерашнего, Старого и Сухого!
Сухой:
Я категорически с этим не согласен! Чёрствого можно превратить во вкусные сухарики.
Черствый:
А Сухого, Старого и Вчерашнего можно продать по сниженной цене. Я осознал свою вину и обещаю больше никогда не притворяться Свежим!



VIII. Самостоятельный поиск (сочинение грамматической сказки учащимися)

Организуя творческую работу детей, помните:
Сочинение сказки может стать приемом закрепления лингвистических знаний.
В качестве образцов можно использовать и сказки, придуманные учителями, учениками.
Школьники должны хорошо понимать, что их задача – максимально представить в создаваемом ими тексте изучаемые или закрепляемые языковые единицы и придумать для персонажей такие действия, в которых проявятся их лингвистические признаки.
Метод позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, на их индивидуальные способности ставить перед ними поисковую творческую задачу, консультировать детей, контролировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты.
Данный метод обеспечивает индивидуализацию обучения, формирует исследовательские умения, развивает мышление и речь школьников, воспитывает их самостоятельность, прилежание, интерес к родному языку, к предмету.
Успешность выполнения творческого задания во многом определяется его формулированием (см. приложение 3).

Тема: «Правописание приставок при – пре-. Значение приставок»

Описание работы.
1. Составление таблицы «Значение приставок пре-, при-».

При - обозначает
Пре – обозначает

Приближение
Присоединение
Неполное действие
Расположенность в близи чего-нибудь
Высшая степень качества
= пере -

Приехать
Приплыть
Прилететь
Пришить
Прибить
Привязать
Привстать
Прикрыть
Прилечь
Пришкольный
Прибрежный
Привокзальный
Прекрасный
Престарелый
Преинтересный
Преломить
Прервать
Преступить


2.Подготовка к написанию сказки о приставках При– и Пре– .
Вам предстоит написать лингвистическую сказку, персонажами которой будут приставки При– и Пре-. Я предлагаю вам готовое начало этой сказки: «За тридевять земель в царстве Грамматики жили-были племена приставок»
Ваша задача – продолжить текст, придумав такую ситуацию, в которой приставка При- совершала бы присущие ей действия, а Пре– получала бы оценочную характеристику (или давала самохарактеристику). Так, приставку При- могло что-то взволновать, и она примчалась, не успев притворить дверь, не поздоровавшись и не присев, сразу приступила к делу. Пре– можно наградить самыми пренеприятными эпитетами: презлая, пренаглая А может быть, наоборот, приставка Пре- будет настаивать на своём превосходстве и говорить, что она предобрая, премилая, превежливая и никогда не преступает законов добрососедства.
Хочу напомнить вам, что лингвистическая сказка – это не просто любая необыкновенная история о чудесах, происходящих с «жителями» страны Русского языка. Это сказка, герои которой должны напомнить о правилах русского языка
Послушайте, как продолжила этот сказочный зачин ваша ровесница:
В одном из домов жили-были две неразлучные подруги: приставки Пре– и При–. Они жить друг без друга не могли и всегда были вместе. Приставка Пре– любила важничать и красоваться, она всегда подчеркивала, какая она прекрасная, прехорошая, предобрая. А приставка При- любила приставать ко всем, будто бы нечаянно задевать, прикасаться.
И вот в один прекрасный день подружки вышли погулять на бульвар. Там на скамейке сидел старый волшебник Грамотей. Он о чем-то размышлял. Не поздоровавшись, не попросив разрешения присесть рядом, приставки уселись и стали приставать к старику со своими преглупыми вопросами. Рассердился Грамотей и решил наказать их. Он сказал, что отныне приставка Пре- совсем потеряет чувство меры и все будет преувеличивать, а приставка При- не сможет доводить свои действия до конца: вместо того чтобы открыть окно – только приоткроет.
Так и живут эти подруги и поныне.

Какие значения приставок При- и Пре- нашли отражение в этой грамматической сказке?
Приступая к написанию своей сказки, не забудьте о лингвистической задаче – раскрыть значения приставок При- и Пре- .

3. Написание сочинения учащимися.

IX. Художественное исполнительство

Применяя данный метод в работе с грамматической сказкой, помните:
Метод позволяет организовать совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств, явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования.
Метод заключается в выразительном изложении языкового материала, инсценировании.
Художественное исполнительство активизирует у учащихся эстетическое восприятие, творческое воображение, образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса, добросовестности.
Использование метода требует дополнительных временных затрат, подготовительной работы с учащимися, но возможен и экспромт в классе, где есть особо одаренные дети.

Тема: «Правописание суффиксов -к- и –ск- прилагательных»

Описание работы.
Знакомство учащихся с грамматической сказкой «Разговор суффиксов».
В городе Прилагательное, в самом центре поляны качеств и свойств жили в соседних домах суффиксы –к- и –ск-. Родом они были из страны Морфемики, но прижились в своих словах, много новых слов образовали. Немало было у них родственников. И вот как-то суффикс -к- и говорит:
Слушай, сосед, зачем тебе лишняя буква? Выброси ее и переходи в мой домик жить. Представляешь, как тебе будут благодарны ученики? Не будет никакой путаницы, а будет один суффикс –к-.
И что ты такое говоришь? Сразу видно, что только одна буква у тебя в голове. Как же можно мне лишиться моей гордости! Какое мне дело до учеников? Пусть учат правило и не смеют нас путать. Я – важный и необходимый суффикс –ск-, без меня слова становятся смешными.
Смотри: русский, кавказский, английский, французский, киргизский. Ты бы лучше взял да и написал на своем домике правила поведения суффиксов, никто бы тебя со мной не путал!
Пошел –к- домой, сел и написал правила поведения суффиксов –к- и –ск- в общественных местах, а затем прибил их к забору.

2. Инсценирование сказки.
Распределите роли, составьте ремарки, которые будут определять поведение каждого героя сказки, интонационные особенности.
Инсценируйте сказку.

3. Восстановление правила.
Все, о чем говорилось в этой сказке, было очень давно, и правила смыло дождем. Но я постаралась все исправить и написала их на новом листке. Ваша задача – прочитать правила.

-к-
-ск-

Близкий (близок)
Узкий (узок)
В остальных случаях
Французский (француз)

Немецкий (немец)
Молодецкий (молодец)

Исключения:
Узбекский (узбек)
Таджикский (таджик)

Бедняцкий (бедняк)
Ткацкий (ткач)
Угличский (Углич)



















Приложение 1
Лингвистические миниатюры

В стране звуков
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было немного. Никто их не видел, так как они были невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: [а], [у], [ы], [и], [э], [о]. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали [й’а], [й’о], [й’у], [й’э].
Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: [б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ]. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни.

Кто важнее?
Поспорили однажды между собой Гласные и Согласные звуки: кто из них важнее.
- Конечно, мы важнее!- закричали Гласные. - Без нас никто рта не раскроет!
- Ну, это мы ещё посмотрим,- дружно возразили Согласные.- Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
- А вот и получится! Например, [м].
- Разве одно [м], больше ничего!
- И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
- Что верно, то верно. Зато без нас, Согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!-
-оеиа,- пропели Гласные и смущённо умолкли.
- Вот видите! А если мы скажем фнтк, то всякий догадается, что это фонетика.
- Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вы попробуйте произнести без нас такие слова: окно, ёлка, если.
Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.
(По А. Шибаеву.)

Фокусник.
Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Зовут его Мягким Знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову- и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол ел превращается в ель а консервная банка- в тёплую баньку. Расхвастался Мягкий Знак: «Я, дескать, самый волшебный!»
Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы е, ё, и, ю, я, встали рядом с твёрдыми согласными. И существительное пыл в один миг превратилось в глагол пил, прилагательное лысый - в лисий, существительное пальцы, лук, нос, воз - в пяльцы, люк, нёс, вёз.
( По И. Подгаецкой.)

Достойная замена.
- Будьте любезны,- обратилось как-то Существительное к Местоимению,- займите на время моё место, я уже всем надоело.
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители имён такие работящие, что в речи употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае Местоимения он, она, оно, они могут заменить любое Существительное.

Лягушка-невеста.
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

Король и Королева.
В стране Предложение жили Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Правда, занятия у них были очень разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы кто? и что?, а Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на четыре вопроса: что делает? каков? (какой?) кто таков? что такое? И одевались они тоже по-разному. Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже, из прилагательного.

Порядковые числительные.
Всё ли у них в порядке?!
По-моему, полный порядок. Более того, они очень порядочные числительные. К тому же они очень похожи на имена прилагательные: и те и другие могут отвечать на вопрос какие?, изменяться по родам, числам и падежам. Даже с существительным они согласуются: третий, третья, третье (как лисий, лисья, лисье); третий дом, третья книга (лисий след, лисья нора). Они чаще всего используются как определения, реже - как сказуемые.
Кстати, у составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово.

О пользе знаков препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять свои поступки людям.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания! (А. Каневский.)
Приложение 2

Грамматические сказки учащихся


Сказки о приставках Пре- и При-

Как-то в королевстве Русского языка случилось одно событие. Королева Орфография пригласила всех своих друзей на день рождения. Все дарили ей подарки, а один учёный преподнёс ей необычные приставки: Пре- и При-. Приставка Пре- сразу призналась, что дружит с приставкой Пере- и наречием Очень, а приставка При- заважничала и сообщила о своём значении: приближении, присоединении, близости к чему-(кому)-нибудь, неполном действии.
-О, прекрасная королева!- сказал учёный.- Прими мой дар. Отныне ты единственная обладательница этих прекрасных приставок и тебе принадлежит право распоряжаться ими
С тех пор королева Орфография стала пребогатой, премудрой, предоброй и приветливо приглашала к себе гостей.
(Василий Б.)

Король Словообразование и его супруга Морфемика управляли очень большой страной. В ней был маленький город, в котором жили слова с приставками пре- и при -. Их можно было очень легко друг от друга отличить. Одни приставки при - в слове всё время куда-то бежали, шли, то есть к чему-нибудь приближались. Другие что-либо прибивали, привязывали, приделывали, то есть присоединяли. Третьи всегда находились у привокзального буфета, на пригородных участках, на пришкольном футбольном поле, то есть вблизи чего-либо. Четвёртые всегда всё делали не до конца: приоткрывали, припоминали, присаживались
А приставки пре - в словах делились на две группы. Одни были пре скучные или превесёлые, любили преуменьшать или преувеличивать и дружили с наречием Очень. Другие любили ходить в гости к приставке пере- и не прекращали этой дружбы, не преступали законы культурного общения.
Всё было бы хорошо в этом городе, если бы не две трудности. Во-первых, в нём жили такие слова с приставками пре- и при-, назначение которых никто не мог определить. Они были какие-то причудливые. Во-вторых, на город нападали слова, у которых пре- и при- являлись частью корня. Они считали, что должны жить вместе с приставками пре- и при-, потому что очень на них похожи. Поскольку слова с приставками при- и пре- были дружелюбными, они решили впустить чужаков в свой город и с тех пор жили с ними в мире и согласии.
(Юлия К.)

Секреты орфографии

Однажды пришли к королеве Орфографии существительные и попросили рассудить их. Некоторые хотели, чтобы после шипящих в них писали мягкий знак на конце слова, а другие были против этого. Призадумалась королева: что ей делать с этими словами? Конечно, проще было сказать им: «Все пишитесь с мягким знаком!» А можно было издать другой приказ: «Вы все будете писаться без мягкого знака!» Но королева была такая дама, которой всё время хотелось что-то усложнить, она решила разделить все существительные на 3 склонения, а мягкий знак подарила существительным женского рода 3 склонения, чтобы они всегда привлекали к себе внимание.
Я открою вам небольшой секрет. Знаете, почему у вас в тетрадях бывает небольшая мазня? Да потому, что некоторые слова без мягкого знака тоже хотят, чтобы на них обратили внимание, и перебегают к существительным 3 склонения. Но королева Орфография смотрит зорко и приказывает отобрать у перебежчика то, что ему не принадлежит, и появляется в тетрадях небольшая клякса.
Вот и весь секрет!
(Валентин П.)

Мирное решение

Заглянем в маленький городок, где живут суффиксы -Чик и -Щик, - два брата. Суффикс -Щик был очень хвастливым. И вот однажды он сказал, насмехаясь над своим братом:
- А знаешь ли ты, что с моей помощью в нашем городе существует множество профессий?
- Да, знаю. Но и я немаловажен для них,- ответил суффикс -Чик.
Тогда хвастливый -Щик призадумался и спросил:
- А как же тогда я буду знать, в каких из них пишешься ты, а в каких я?
- Чик предложил:
- Я буду писаться в словах после букв д, т ,з, с, ж, а ты после других букв. Согласен?
Такое предложение понравилось суффиксу -Щик. Согласитесь, оно было довольно щедрым!
С тех пор каждый из братьев знает своё место в слове.
(Анна Г.)

Спор суффиксов

В далёком городе, находящемся в стране Существительных, жили-были со всеми удобствами суффиксы -Чик и -Щик. Они всегда спорили друг с другом. Один кричал: «Меня должны писать в этом слове!» Другой пел ту же песню. А король Существительных, которому надоел этот бесконечный спор, думал: «Как бы сделать так, чтобы они перестали ссориться?» Через две недели размышлений он решил, что самый крикливый – Чик - будет писаться только после букв д, т, з, с, ж, а более спокойный –Щик - в остальных случаях. Решение короля – закон!
(Евгений И.)














Приложение 3

Задания для написания грамматической
сказки по теме «Глагол»

Придумайте грамматическую сказку «О чем рассказала мне принцесса Грамматика»
Придумайте грамматическую сказку о себялюбивом и эгоистичном суффиксе – ся.
Сочините грамматическую сказку на тему: «Как виды глаголов делили чередующиеся гласные в корне».
Напишите грамматическую сказку на тему «Бедный глагол! Век живи – век спрягайся!».
Сочините грамматическую сказку «Это мечтательное наклонение».
Напишите грамматическую сказку на тему «Наклонение, привыкшее повелевать».
Сочините грамматическую сказку о постоянном суффиксе –ыва (-ива-) и легкомысленном – ова – (-ева-)

Задания для написания грамматической сказки по теме
«Имя прилагательное»

Напишите грамматическую сказку о волшебном городе, в котором каждый может стать ни на кого непохожим, личностью, так как только здесь приобретает множество разнообразных признаков, какие только пожелает.
Сочините грамматическую сказку о жизни жадных притяжательных прилагательных.
Напишите грамматическую сказку, выбрав любую из тем: «Как полные прилагательные решили похудеть», «Диета кратких прилагательных».
Напишите грамматическую сказку о неуловимых в некоторых формах притяжательных прилагательных с суффиксом – ий.
Сочините грамматическую сказку о высокомерных суффиксах –ейш, -айш-.
Придумайте грамматическую сказку о жизни высококачественных и хвастливых качественных прилагательных.














Рекомендуемая литература

Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика.- Минск, 1965.
Волина В.В. Веселая грамматика. Русский язык: Имя прилагательное – М., 2001.
Волина В.В. Веселая грамматика. Русский язык: Имя числительное. – М., 2001.
Волина В.В. Веселая грамматика. Русский язык: Местоимение. – М., 2001.
Волина В.В. Веселая грамматика. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. – М., 2001.
Волина В.В. Веселая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика. – М., 2001.
Занимательная грамматика: Сост. Е.Г. Гурлака, И.Н. Прокопенко. – Донецк, 1997.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? – М., 1988.
Панов М.В. Занимательная орфография – М., 1984.
Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова. – М., 1995.
Смелкова З.С. Как работать с лингвистической миниатюрой. – «Русский язык в школе», 1999, 2.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе. – М., 2001.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. – М., 1989.









































13PAGE 14115


13PAGE \* MERGEFORMAT14415